Слайд 1ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕРЕСА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
Результаты научно-исследовательской работы
по психологии
Выполнила: студентка 2 курса, гр. 201
Данилушкина Виолетта Владимировна
Научный руководитель:
Ефремов
Александр Юрьевич,
к.п.н., доцент
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы
Кафедра общеобразовательных дисциплин
Воронеж – 2016
Слайд 2Оглавление
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЕСА В ПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Используемая
литература
Слайд 3Введение.
К оглавлению
Тема исследования:
«Психология интереса к будущей профессии и его
формирования».
Цель исследования:
Исследовать условия и средства необходимые для формирования интереса
к будущей профессии юриста.
Психология интереса к будущей профессии и его формирования. Введение
Слайд 4Объект исследования:
Общие компетенции юриста социально-правовой сферы.
Предмет исследования:
Психология интереса
к будущей профессии и его формирования.
Методы исследования:
Теоретический анализ формирования
психологического интереса к будущей профессии.
Поиск, накопление, анализ и систематизация необходимой информации.
Психология интереса к будущей профессии и его формирования. Введение
К оглавлению
Слайд 5 Задачи исследования:
1.Составление тезауруса научных терминов,
входящих в название темы, объекта и предмета исследования.
2.Теоретические особенности формирования
интереса к будущей профессии юриста в области социально-правовой деятельности.
3.Подготовка и проведение эксперимента по отношению будущих юристов к выбору профессии.
Гипотеза: интерес к будущей профессии юриста социально-правовой деятельности, может быть сформирован в процессе учебы, если будут уточнены психологические особенности интереса к будущей профессии, на диагностической основе.
Психология интереса к будущей профессии и его формирования. Введение
К оглавлению
Слайд 6ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЕСА В ПСИХОЛОГИИ
Выбор
будущей профессии начинает формироваться ещё с младших классов школы.
Наверняка у каждого в школе был классный час, который был посвящен выбору дальнейшей профессии. Интерес преследует нас с начала нашей жизни, например, ребенку интересно всё – почему небо голубое, почему облака плывут по небу, а также многое другое, но интерес к будущей профессии возникает значительно позже, уже в подростковом возрасте, и как правило все относятся очень ответственно к этому вопросу. Разнообразие разных профессий крайне велико, с точки зрения формальной логики, каждый подросток может овладеть любой профессией, которая ему будет интересна.
Не зря говорят, что юность – это период, когда складываются дальнейшие интересы, цели, а также мировоззрение. Ребенок постепенно отходит от детской (школьной жизни) и переходит в более взрослую (студенческую) жизнь. Всё это влияет на формирование выбора будущей профессии.
Нередко случается так, что интерес к будущей профессии просыпается во время учебы, например в колледже. Допустим, родители настояли, чтоб ребенок поступил на юридический факультет, но в процессе изучения основ государства и права у него просыпается интерес к юридической сфере деятельности.
Слайд 7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЕСА В
ПСИХОЛОГИИ
Решение 1 задачи.
К оглавлению
Психология – это наука, изучающая закономерности возникновения,
развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.
Интерес – это положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
Профессия – это деятельность человека, который владеет, как теоретическими, так и практическими знаниями и умениями в определенной сфере своей деятельности.
Подросток – мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству преимущественно от 12 до 16 лет.
Слайд 8 Решение первой задачи исследование предполагало: составление тезауруса
научных терминов, входящих в название темы, цели, а так же
теоретический анализ формирования психологического интереса к будущей профессии.
Ее решение показало, что в исследуемой теме: «Психология интереса к будущей профессии и его формирования» необходимыми научными понятиями являются:
Интерес;
Подросток;
Профессия;
Психология;
Социальная правовая деятельность;
Социальная психология;
Юриспруденция.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЕСА В ПСИХОЛОГИИ
Решение 1 задачи.
К оглавлению
Слайд 9ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЕСА В ПСИХОЛОГИИ
Решение 1 задачи.
Справедливо заметить, что интерес возникает на основе потребностей. Потребности
могут быть различного характера зависимости от интереса, а также могут выражать склонность к какой-либо деятельности. Ведь интерес человека зависит только от его особенностей, от его характера, способностей, проще говоря, от индивидуально-психологических качеств личности.
Справедливо заявить, что понятия «интерес» и «увлечения» очень тесно связаны друг с другом. Увлечение это способ достижения гармонии в личных целях методом выражения индивидуальности, путем понимания и опознавания своего призвания.
Слайд 10ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЕСА В ПСИХОЛОГИИ
Решение 2 задачи.
У каждого человека существует такая потребность, как реализовать
себя как индивидуальность, совершить что-то новое, интересное, познавательное, но несложно догадаться, что человек заинтересован не в результате как в токовом, а в самом процессе своей деятельности, от которого он получает ничто иное, как удовольствие.
Значительную роль играет мотивация, так как интерес мотивирует человека заниматься какой-либо деятельностью с пользой для самого человека.
Слайд 11ВИДЫ ИНТЕРЕСА
Материальный
Духовный
Специальный общественный
Не опосредованный
Опосредованный
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЕСА В ПСИХОЛОГИИ
Решение
2 задачи.
Слайд 12ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
Познавательно-прогностическая
Организационно-управленческая
Воспитательная
Коммуникативная
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЕСА В ПСИХОЛОГИИ
Решение
2 задачи.
Слайд 13
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ИНТЕРЕСА В ПСИХОЛОГИИ
Решение 2 задачи.
Решение второй задачи
(психология интереса к будущей профессии и его формирования) показало, что для личности характерны следующие виды виды интересов: материальный; духовный; специальный общественный; не посредованный; опосредованный.
А так же мы выяснили особенности профессиональной деятельности юриста:
1.Позновательно-прогностическая;
2.Организационно-управленческая;
3.Воспитательная;
4.Коммуникативная.
К оглавлению
Слайд 14ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
Во второй главе исследования
решалась одна задача: подготовка и проведение эксперимента по отношению будущих
юристов к выбору профессии.
Можно смело говорить, что такая профессия, как профессия юриста является одной из самых престижных и значимых профессий современной России. Молодые люди решившие связать свою жизнь с юриспруденции преследуют разные цели, некоторых влечет большая заработная плата или же социальный престиж, но никто не задумывается над тем, что они могут столкнуться с эмоциональными и психологическими перегрузками и ни каждый может достичь высокого уровня в профессиональной подготовке.
Слайд 15«ХОЧЕШЬ ЛИ ТЫ» мотивирует и готовит студента к тому, с
чем ему придется столкнуться в карьере юриста.
«СМОЖЕШЬ ЛИ ТЫ» выясняют
готовность студента к специфическому общению, которое характерно для работы юриста. Если по этой группе вопросов студент меньше 2 баллов, то возможно, взаимодействие в работе юриста представляется ему недостаточно эмоциональным и доброжелательным.
«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО» запрашивают о понимании студента теневой стороны работы юриста. Если студент набрал меньше 2 баллов, то недостатки этой профессии ему неизвестны, или он не хочет принять эти трудности.
«ГОТОВ ЛИ ТЫ, ЧТО» запрашивает о сегодняшних действиях студента в направленности к карьере юриста.
«ВЕРИШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО» запрашивает, о том, разделяет ли студент основные ценности и идеалы труда юриста.
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
Решение 3 задачи.
Слайд 16Если ты собираешься стать юристом, то
ХОЧЕШЬ ЛИ ТЫ
1.знать и применять
многочисленные правила, законы и предписания
Да
Нет
2.заполнять и
составлять много документов по строго определенной форме
Да
Нет
3. рассматривать сложные, неоднозначные ситуации с точки зрения всех участников и принимать решения на основе всех фактов
Да
Нет
Слайд 17СМОЖЕШЬ ЛИ ТЫ
1. соблюдать четкие правила общения с клиентами, быть
очень вежливы с любым клиентом, не выходить за рамки профессионального
общения
Да
Нет
2. противостоять давлению со стороны других людей, владеть разными приемами, ставить людей на «место», не задевая их достоинства
Да
Нет
3. быть объективным, не поддаваться чувствам, видеть ситуацию в перспективе
Да
Нет
Слайд 18ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО
1. профессиональное взаимодействие юристов – это субординация
(ты подчиняешься и тебе подчиняются) и\или соперничество, конкуренция, которое не
очень комфортно для большинства людей
Да
Нет
2. юрист чаще, чем другие профессионалы, сталкиваются с отрицательной стороной человеческого поведения (слабости, преступления, подлость)
Да
Нет
3. юристу часто приходится сталкиваться с соблазном преступить закон ради выгоды
Да
Нет
Слайд 19ГОТОВ ЛИ ТЫ
1. глубоко и подробно изучать историю и право,
быть готовым сдавать их письменно на выпускных экзаменах
Да
Нет
2. много запоминать
по ходу обучения (своды законов, историю права и т.д.)
Да
Нет
3. приобретать знания ценой огромных усилий
Да
Нет
Слайд 20ВЕРИШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО
1. юриспруденция содействует развитию законности и порядка
в нашей стране
Да
Нет
2. лучшие представители профессии юриста – это интеллектуалы,
носители интеллигентских традиций
Да
Нет
3. юристы – основа зарождающегося среднего класса в России
Да
Нет
Всего «Да» по тесту __
Слайд 21Если больше 12, то профессия «юрист» - одна из наиболее
желаемых для тебя. Как уже сейчас ты можешь попробовать себя
в профессии юрист? Ты можешь знакомится с профессией по пособиям для студентов юридических факультетов. Для тебя важно выяснить, какая специализация профессии «юрист» для тебя наиболее привлекательна. На юридических факультетах существует традиционное разделение на гражданское и уголовное право. Ты должен будешь изучить национальное и зарубежное право. Если тебя привлекает это направление работы юриста, то знание нескольких языков для успешной карьеры становится необходимым условием. Сделай следующий шаг – определи, в каком направлении ты хотел бы специализироваться, и что тебе нужно делать уже сейчас, чтобы подготовиться к выбранной специализации.
Слайд 22Если ты набрал от 9 до 12 баллов, то профессия
юрист для тебя привлекательна, но некоторые её стороны тебе не
очень симпатичны. Посмотри, по каким из 5 групп вопросов ты набрал меньше, чем 2 балла. Каждая из 5 групп вопросов направлена на выяснение твоих склонностей и твоей осведомленности. «Хочешь ли ты» выясняет, как ты относишься к повседневному содержанию работы юриста. Если по этой группе вопросов ты набрал меньше 2 баллов, то скорее всего тебя отталкивает та рутина, которая является непременным атрибутом труда юриста.
Слайд 23Если ты набрал от 5 до 8 баллов, то профессия
юрист – не самая значимая для тебя. Посмотри пояснения к
группам вопросов, они поясняют, в чем профессия юриста тебе не нравится. Можно предположить, что твои представления о профессии сильно отличаются от реальности.
Слайд 24Если ты набрал от 0 до 4 баллов, то юрист
– профессия, которая тебя совсем не привлекает. Однако, положительные баллы
свидетельствуют о том, что тебе интересны профессии этой группы, ориентированные на взаимодействие с людьми. Может быть тебе стоит проверить свои профессиональные намерения относительно профессий «менеджер», «преподаватель», «врач»?
Слайд 25
Третьей задаче был посвящен параграф 2.1.
и 2.2
Решение задачи показало, какие критерии необходимы
для диагностики теста. Критерии мы составляли в рассмотренном нами параграфе 1.2 Психологические особенности деятельности юриста социально-правовой сферы. Целями проведения диагностического эксперимента определялись: выявление среди студентов 2-ого курса факультета непрерывного образования тех студентов, кто действительно имеет интерес к своей будущей профессии и целенаправленно пошел учиться именно по специальности право и организация социального обеспечения. Результаты текста показали, что не все студенты готовы к работе юриста, так как проведенный мной эксперимент дал следующие результаты: примерно 89% студентов готовы к профессии юриста, 10% из них хотят связать свою жизнь с юриспруденцией, но боятся трудностей, 1% студентов не уверенны в правильности выбора профессии.
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
Решение 3 задачи.
Слайд 26Заключение
Проводимое исследование имело целью определение условия и
средства необходимые для формирования интереса к будущей профессии юриста.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы предметной плоскости психологии. Исследование проводилось в рамках творческого задания при изучении дисциплины «Психология социально-правовой деятельности», как составного компонента общеобразовательной подготовки юриста специальности: «Право и организация социального обеспечения» и предполагало решение следующих задач: теоретические особенности интереса к будущей профессии юриста в области социально-правовой деятельности и подготовка и проведение эксперимента по отношению будущих юристов к выбору профессии.
Слайд 27
Задачи решались с использованием естественнонаучных методов пояска, накопления и
систематизации необходимой информации. Научный анализ практических исследований по данной теме
позволил выявить, каков интерес студентов к будущей профессии юриста и насколько они оценивают своих профессиональные навыки.
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
Решение 3 задачи.
Слайд 28
Решение задачи показало, какие критерии необходимы
для диагностики теста. Критерии мы составляли в рассмотренном нами параграфе
1.2 Психологические особенности деятельности юриста социально-правовой сферы. Целями проведения диагностического эксперимента определялись: выявление среди студентов 1-ого курса факультета непрерывного образования тех студентов, кто действительно имеет интерес к своей будущей профессии и целенаправленно пошел учиться именно по специальности право и организация социального обеспечения. Результаты текста показали, что не все студенты готовы к работе юриста, так как проведенный мной эксперимент дал следующие результаты: примерно 89% студентов готовы к профессии юриста, 10% из них хотят связать свою жизнь с юриспруденцией, но боятся трудностей, 1% студентов не уверенны в правильности выбора профессии.
Слайд 29Список использованной литературы
1. Виноградов В. Возрастная психология/
В. Виноградов. – М : Подростковые проблемы, 2010. – 129
с. –236 с.
2. Гаряев П., Маслова О., Баландина И. Особенности старшего школьного возраста / П. Гаряев, О. Маслова, И. Баландина. – Спб : ЭЛБИ-Спб, 2009. – 160 с. – 267 с.
3. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. / М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 2008.- 34с. – 377 с.
4. Долженкова, Г. В. Тема 1. Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права. 1.4 Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права // Курс права социального обеспечения – М.: Юрайт, 2007. – С. 21-24. – 187 с
5. Самопознание.ру [Электронный ресурс] / Психология. Режим доступа: http://samopoznanie.ru/schools/psihologiya/ , режим свободный. – Загл с экрана. – яз. рус., (дата обращения: 04.02.2016).
6. Свенцицкий А. Л. Социальная психология : Учебное пособие . – М.: Проспект, 2004 – С. 57. – 336 с.
7. Тучковой. М. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Э. Г. Тучковой. М.: Новый Юрист, 2009. С. 25—26. –239 с.