Разделы презентаций


Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие презентация, доклад

Содержание

Система это…Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания , представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ

Слайд 2Система это…
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и

воспитания , представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов

и способствующий
развитию личности и коллектива.
Система это…Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания , представляющий собой целостную и упорядоченную

Слайд 3Говорят теоретики
Создатели воспитательной системы Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова

утверждают: «Ошибаются те педагоги, которые при моделировании пытаются чрезмерно детализировать

модель. В ней должны быть выделены наиболее важные компоненты и связи».
Говорят теоретикиСоздатели воспитательной системы Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова утверждают: «Ошибаются те педагоги, которые при моделировании

Слайд 4Важные составляющие
следует отнести к разряду наиболее существенных и

важных
пять компонентов:

1. Индивидно-групповой компонент
2. Ценностно-ориентационный компонент
3.Функционально - деятельностный компонент 4.Пространственно-временной
5.Диагностико-аналитический компонент

Важные составляющие  следует отнести к разряду наиболее существенных и важных

Слайд 5Общество детей и взрослых
Первый компонент: - это ИНДИВИДНО-ГРУППОВОЙ, представляющий собой

сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии

воспитательной системы класса. Он состоит из таких элементов, как:
классный руководитель (воспитатель);
учащиеся класса;
родители учащихся;
педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
Общество детей и взрослыхПервый компонент: - это ИНДИВИДНО-ГРУППОВОЙ, представляющий собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании,

Слайд 6Формируем коллектив
Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности

каждого члена классной общности и формированию коллектива в данном классе.
Главную

роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель . Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов.
Формируем коллективОсновное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого члена классной общности и формированию коллектива

Слайд 7Роль ученика в классе
Самой значительной частью индивидно-группового компонента, являются учащиеся

класса. С одной стороны, они - полноправные субъекты своего развития,

жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы, а с другой - объекты преднамеренно сфокусированного влияния совместной деятельности, культивируемых в классном коллективе отношений и общения.
Роль ученика в классеСамой значительной частью индивидно-группового компонента, являются учащиеся класса. С одной стороны, они - полноправные

Слайд 8Родители-единомышленники
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о высокой степени воздействия

родителей по отношению к своим детям, о большой значимости родительского

слова, примера, дела в формировании личности сына или дочери. Следовательно, родители не должны остаться вне рамок процесса моделирования и функционирования воспитательной системы.
Родители-единомышленники  Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о высокой степени воздействия родителей по отношению к своим детям, о

Слайд 9Сила единения
«Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в классе.

Самое верное решение: объединить в одну команду всех учителей, ведущих

учебную и внеклассную деятельность в классе
«Ни один воспитатель не имеет права, - по мнению А.С. Макаренко, - действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там. не может быть никакого воспитательного процесса».
Сила единения«Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в классе. Самое верное решение: объединить в одну команду

Слайд 10На перспективу
Второй компонент воспитательной системы класса - это

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ, который представляет собой совокупность следующих элементов:
цели и задачи воспитания;
перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
На перспективуВторой компонент воспитательной системы класса - это

Слайд 11Ставим цели
Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками

этого процесса являются :
целесообразность,
Целеустремленность,
целенаправленность

Ставим целиВоспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются :целесообразность, Целеустремленность, целенаправленность

Слайд 12Теория и практика
В теории и практике воспитания различают

идеальная цель —

это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;
результатная цель

- это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника и который планируется достичь за определенный промежуток времени;
процессуальная цель - это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника
Теория и практикаВ теории и практике воспитания различаютидеальная цель — это некий идеал, к которому стремится общество,

Слайд 13Ориентиры деятельности
При разработке результатной цели необходимо соблюдать требования, предъявляемые

к целевым ориентирам воспитательной деятельности.
Они должны быть:
Направлены на развитие

личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов
Сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщества, учитывать социальный заказ государства
Обеспечены необходимыми ресурсами для их реализации.
Конкретными, четко и ясно сформулированными.
Трудными, но реально достижимыми.
Гибкими, то есть обладать способностью к корректировке.
Диагностичными.
Ориентиры деятельности При разработке результатной цели необходимо соблюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они должны

Слайд 14«Воспитывать человека, — подчеркивал А.С. Макаренко, - значит воспитать у

него перспективные пути».

«Воспитывать человека, — подчеркивал А.С. Макаренко, - значит воспитать у него перспективные пути».

Слайд 15перспективы
В зависимости от целевых установок, возрастных особенностей учащихся, перспективы

могут быть следующими:
близкая - поход; дискотека; праздник именинников; посещение театра,

концерта, выставки; экскурсия;
средняя — коллективное творческое дело; победа или участие в конкурсе, смотре, соревновании; туристическая поездка;
далекая - успешно завершить обучение в школе; стать образованными и воспитанными личностями; оставить в школе добрый след в виде установления традиции или весомого вклада в обустройство школьного здания и прилегающей территории
перспективы В зависимости от целевых установок, возрастных особенностей учащихся, перспективы могут быть следующими:близкая - поход; дискотека; праздник

Слайд 16Действуем совместно
Третий компонент, воспитательной системы класса : ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, который

складывается из :
системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной

деятельности и общения;
основные функции воспитательной системы;
педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
Действуем совместноТретий компонент, воспитательной системы класса :  ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, который складывается из :системообразующий вид деятельности, формы и

Слайд 17 Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность

и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов

и связей.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие

Слайд 18Лицо класса
Изучение воспитательной практики классных руководителей, показывает, что с одной

стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды

и формы деятельности, а с другой в широком спектре деятельности выделяют какой-то один вид и с его помощью строят воспитательную систему класса, формируют неповторимую индивидуальность классного коллектива.
Лицо классаИзучение воспитательной практики классных руководителей, показывает, что с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии

Слайд 19Ключевые дела
разработка и осуществление целевых (тематических) программ «Учение», «Общение», «Досуг»,

«Образ жизни», «Здоровье» (предложено О.С. Газманом);
объединение проводимых дел в более

крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек» (предложено В.А. Караковским);
систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный (нравственный), коммуникативный, художественный (эстетический), физический (разработано на основе концепции М.С. Кагана);
формирование годового круга традиционных дел в классе, позволяющего оптимально распределить усилия членов классного сообщества и воспитательные воздействия во временном простран стве
Ключевые деларазработка и осуществление целевых (тематических) программ «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье» (предложено О.С. Газманом);объединение проводимых

Слайд 20Учим общению
В последние годы наряду с деятельностью стали чаще использоваться

в воспитании учащихся формы и методы общения. В педагогическом арсенале

появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только обогатило воспитательный процесс, но и повышает его эффективность.
Учим общениюВ последние годы наряду с деятельностью стали чаще использоваться в воспитании учащихся формы и методы общения.

Слайд 21Мнение учёного
По мнению Н.Л. Селивановой, класс по отношению к личности

ребенка может выполнять следующие функции:
образовательную, направленную на формирование у детей целостной

и научно обоснованной картины мира;
воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;
защитную, связанную, прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;
компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;
интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его.
Мнение учёногоПо мнению Н.Л. Селивановой, класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции:образовательную, направленную на

Слайд 22ведущие роли классного руководителя

«контроль», обеспечивающий включение учащегося в учебно-воспитательный процесс

(контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями,

индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);
«проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информация учащихся и родителей об особенностях школы и ее требований к учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характе­ра, помощь учащимся в самообразовании, обеспечение процесса учения, координация усилий всех учителей, работающих в классе);
«нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так между учащимися и другими педагогами, работающими в классе (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);
«носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в театр, музеи, на выставки, вечера и беседы о культуре, культмассовые мероприятия в классе и школе);
«социальный педагог», который способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);
«старший товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);
«фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (беседы, тренинги, игры, индивидуальная работа с учащимися).
ведущие роли классного руководителя«контроль», обеспечивающий включение учащегося в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение

Слайд 23Четвертый компонент воспитательной системы
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ. Он состоит из таких элементов,

как:
эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
связи и отношения классного сообщества с

другими общностями детей и взрослых;
место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
этапы становления и развития воспитательной системы.
Четвертый компонент воспитательной системы ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ. Он состоит из таких элементов, как:эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;связи и отношения

Слайд 24Классному руководителю и другим членам классного сообщества гораздо проще найти

свою нишу в воспитательном пространстве, если им будут известны цель,

задачи, принципы и основные направления, формы и способы построения жизнедеятельности в общешкольном коллективе.
Классному руководителю и другим членам классного сообщества гораздо проще найти свою нишу в воспитательном пространстве, если им

Слайд 25четыре этапа в развитии воспитательной системы класса

первый этап - этап

проектирования системы;
второй этап - этап становления системы;
третий этап - этап

стабильного функционирования системы;
четвертый этап - этап завершения функционирования или коренного обновления системы.
четыре этапа в развитии воспитательной системы классапервый этап - этап проектирования системы;второй этап - этап становления системы;третий

Слайд 26На первом, этапе
преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей

и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию желаемого образа

класса, определению перспектив жизнедеятельности классного коллектива.
На первом, этапе  преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества,

Слайд 27На втором, этапе
особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию

чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций

классного коллектива. Призыв классного руководителя (родителя или другого авторитетного взрослого): «Делай как я!» становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива.
На втором, этапе особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной

Слайд 28На третьем, этапе
активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются

вскоре друг за другом лозунги: «Делай как лучшие из нас!»

и «Делай как большинство из нас!». Воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность («лицо») классного коллектива. Жизнь классного сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.
На третьем, этапе  активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги: «Делай как

Слайд 29Четвертый этап
характерны две тенденции: первая - постараться сделать так,

чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива

(оставить «добрый след»); вторая - искать новые идеи, формы и способы обновления жизнедеятельности в классе.
Четвертый этап характерны две тенденции: первая - постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием

Слайд 30изучаем
Пятый компонент воспитательной системы класса - это ДИАГНОСТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ, включающий в

себя следующие элементы:
критерии эффективности воспитательной системы;
методы и приемы изучения результативности

воспитательной системы;
формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
изучаемПятый компонент воспитательной системы класса - это ДИАГНОСТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ, включающий в себя следующие элементы:критерии эффективности воспитательной системы;методы и

Слайд 31 эффективность функционирования классной воспитательной системы
мерилом» могут быть

признаны следующие критерии:
воспитанность учащихся;
защищенность и комфортность ребенка в классе;
удовлетворенность учащихся

и их родителей жизнедеятельностью в классе;
сформированность классного коллектива;
репутация класса;
проявление индивидуальности («лица») класса;
эффективность функционирования классной воспитательной системы  мерилом» могут быть признаны следующие критерии:воспитанность учащихся;защищенность и комфортность ребенка

Слайд 32МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

В науке под моделированием принято

понимать метод познавательной или практической деятельности, с помощью которого конструируется

аналог создаваемого объекта, с целью получения новой информации или преобразования какого-либо фрагмента деятельности.
МОДЕЛИРОВАНИЕ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ  КЛАССА В науке под моделированием принято понимать метод познавательной или практической деятельности,

Слайд 33моделирование воспитательных систем класса - это процесс взаимодействия классного руководителя

со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного

коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.
моделирование воспитательных систем класса - это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями

Слайд 34Концепция воспитательной системы класса
может состоять из таких разделов,

как:
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.
Цель и задачи воспитательной системы класса.
Перспективы и

принципы жизнедеятельности классного сообщества.
Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса (системообразующий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление в классном коллективе, основные внутренние и внешние связи и отношения членов классного сообщества, этапы становления и развития воспитательной системы).
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.
Концепция воспитательной системы класса  может состоять из таких разделов, как:Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.Цель и задачи воспитательной

Слайд 35ЗАЛОГ УСПЕХА
использование в воспитательной деятельности классного руководителя индивидуального и

системного подхода, то есть заботливое отношение к каждому ребенку в

отдельности и детскому сообществу в целом.
ЗАЛОГ УСПЕХА использование в воспитательной деятельности классного руководителя индивидуального и системного подхода, то есть заботливое отношение к

Слайд 36
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика