Слайд 1 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ
Слайд 2Система это…
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и
воспитания , представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов
и способствующий
развитию личности и коллектива.
Слайд 3Говорят теоретики
Создатели воспитательной системы Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова
утверждают: «Ошибаются те педагоги, которые при моделировании пытаются чрезмерно детализировать
модель. В ней должны быть выделены наиболее важные компоненты и связи».
Слайд 4Важные составляющие
следует отнести к разряду наиболее существенных и
важных
пять компонентов:
1. Индивидно-групповой компонент
2. Ценностно-ориентационный компонент
3.Функционально - деятельностный компонент 4.Пространственно-временной
5.Диагностико-аналитический компонент
Слайд 5Общество детей и взрослых
Первый компонент: - это ИНДИВИДНО-ГРУППОВОЙ, представляющий собой
сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии
воспитательной системы класса. Он состоит из таких элементов, как:
классный руководитель (воспитатель);
учащиеся класса;
родители учащихся;
педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
Слайд 6Формируем коллектив
Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности
каждого члена классной общности и формированию коллектива в данном классе.
Главную
роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель . Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов.
Слайд 7Роль ученика в классе
Самой значительной частью индивидно-группового компонента, являются учащиеся
класса. С одной стороны, они - полноправные субъекты своего развития,
жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы, а с другой - объекты преднамеренно сфокусированного влияния совместной деятельности, культивируемых в классном коллективе отношений и общения.
Слайд 8Родители-единомышленники
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о высокой степени воздействия
родителей по отношению к своим детям, о большой значимости родительского
слова, примера, дела в формировании личности сына или дочери. Следовательно, родители не должны остаться вне рамок процесса моделирования и функционирования воспитательной системы.
Слайд 9Сила единения
«Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в классе.
Самое верное решение: объединить в одну команду всех учителей, ведущих
учебную и внеклассную деятельность в классе
«Ни один воспитатель не имеет права, - по мнению А.С. Макаренко, - действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там. не может быть никакого воспитательного процесса».
Слайд 10На перспективу
Второй компонент воспитательной системы класса - это
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ, который представляет собой совокупность следующих элементов:
цели и задачи воспитания;
перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Слайд 11Ставим цели
Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками
этого процесса являются :
целесообразность,
Целеустремленность,
целенаправленность
Слайд 12Теория и практика
В теории и практике воспитания различают
идеальная цель —
это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;
результатная цель
- это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника и который
планируется достичь за определенный промежуток времени;
процессуальная цель - это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых
качеств выпускника
Слайд 13Ориентиры деятельности
При разработке результатной цели необходимо соблюдать требования, предъявляемые
к целевым ориентирам воспитательной деятельности.
Они должны быть:
Направлены на развитие
личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов
Сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщества, учитывать социальный заказ государства
Обеспечены необходимыми ресурсами для их реализации.
Конкретными, четко и ясно сформулированными.
Трудными, но реально достижимыми.
Гибкими, то есть обладать способностью к корректировке.
Диагностичными.
Слайд 14«Воспитывать человека, — подчеркивал А.С. Макаренко, - значит воспитать у
него перспективные пути».
Слайд 15перспективы
В зависимости от целевых установок, возрастных особенностей учащихся, перспективы
могут быть следующими:
близкая - поход; дискотека; праздник именинников; посещение театра,
концерта, выставки; экскурсия;
средняя — коллективное творческое дело; победа или участие в конкурсе, смотре, соревновании; туристическая поездка;
далекая - успешно завершить обучение в школе; стать образованными и воспитанными личностями; оставить в школе добрый след в виде установления традиции или весомого вклада в обустройство школьного здания и прилегающей территории
Слайд 16Действуем совместно
Третий компонент, воспитательной системы класса : ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, который
складывается из :
системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной
деятельности и общения;
основные функции воспитательной системы;
педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
Слайд 17 Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность
и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов
и связей.
Слайд 18Лицо класса
Изучение воспитательной практики классных руководителей, показывает, что с одной
стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды
и формы деятельности, а с другой в широком спектре деятельности выделяют какой-то один вид и с его помощью строят воспитательную систему класса, формируют неповторимую индивидуальность классного коллектива.
Слайд 19Ключевые дела
разработка и осуществление целевых (тематических) программ «Учение», «Общение», «Досуг»,
«Образ жизни», «Здоровье» (предложено О.С. Газманом);
объединение проводимых дел в более
крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек» (предложено В.А. Караковским);
систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный (нравственный), коммуникативный, художественный (эстетический), физический (разработано на основе концепции М.С. Кагана);
формирование годового круга традиционных дел в классе, позволяющего оптимально распределить усилия членов классного сообщества и воспитательные воздействия во временном простран стве
Слайд 20Учим общению
В последние годы наряду с деятельностью стали чаще использоваться
в воспитании учащихся формы и методы общения. В педагогическом арсенале
появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только обогатило воспитательный процесс, но и повышает его эффективность.
Слайд 21Мнение учёного
По мнению Н.Л. Селивановой, класс по отношению к личности
ребенка может выполнять следующие функции:
образовательную, направленную на формирование у детей
целостной
и научно обоснованной картины мира;
воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;
защитную, связанную, прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;
компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их
самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;
интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в
том, что при соблюдении определенных условий класс может
интегрировать и корректировать различные влияния, которые
испытывает ребенок как в классе, так и вне его.
Слайд 22ведущие роли классного руководителя
«контроль», обеспечивающий включение учащегося в учебно-воспитательный процесс
(контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями,
индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);
«проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информация учащихся и родителей об особенностях школы и ее требований к учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характера, помощь учащимся в самообразовании, обеспечение процесса учения, координация усилий всех учителей, работающих в классе);
«нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так между учащимися и другими педагогами, работающими в классе (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);
«носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в театр, музеи, на выставки, вечера и беседы о культуре, культмассовые мероприятия в классе и школе);
«социальный педагог», который способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);
«старший товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);
«фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (беседы, тренинги, игры, индивидуальная работа с учащимися).
Слайд 23Четвертый компонент воспитательной системы
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ. Он состоит из таких элементов,
как:
эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
связи и отношения классного сообщества с
другими общностями детей и взрослых;
место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
этапы становления и развития воспитательной системы.
Слайд 24Классному руководителю и другим членам классного сообщества гораздо проще найти
свою нишу в воспитательном пространстве, если им будут известны цель,
задачи, принципы и основные направления, формы и способы построения жизнедеятельности в общешкольном коллективе.
Слайд 25четыре этапа в развитии воспитательной системы класса
первый этап - этап
проектирования системы;
второй этап - этап становления системы;
третий этап - этап
стабильного функционирования системы;
четвертый этап - этап завершения функционирования или коренного обновления системы.
Слайд 26На первом, этапе
преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей
и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию желаемого образа
класса, определению перспектив жизнедеятельности классного коллектива.
Слайд 27На втором, этапе
особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию
чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций
классного коллектива. Призыв классного руководителя (родителя или другого авторитетного взрослого): «Делай как я!» становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива.
Слайд 28На третьем, этапе
активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются
вскоре друг за другом лозунги: «Делай как лучшие из нас!»
и «Делай как большинство из нас!». Воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность («лицо») классного коллектива. Жизнь классного сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.
Слайд 29Четвертый этап
характерны две тенденции: первая - постараться сделать так,
чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива
(оставить «добрый след»); вторая - искать новые идеи, формы и способы обновления жизнедеятельности в классе.
Слайд 30изучаем
Пятый компонент воспитательной системы класса - это ДИАГНОСТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ, включающий в
себя следующие элементы:
критерии эффективности воспитательной системы;
методы и приемы изучения результативности
воспитательной системы;
формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Слайд 31 эффективность функционирования классной воспитательной системы
мерилом» могут быть
признаны следующие критерии:
воспитанность учащихся;
защищенность и комфортность ребенка в классе;
удовлетворенность учащихся
и их родителей жизнедеятельностью в классе;
сформированность классного коллектива;
репутация класса;
проявление индивидуальности («лица») класса;
Слайд 32МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
В науке под моделированием принято
понимать метод познавательной или практической деятельности, с помощью которого конструируется
аналог создаваемого объекта, с целью получения новой информации или преобразования какого-либо фрагмента деятельности.
Слайд 33моделирование воспитательных систем класса - это процесс взаимодействия классного руководителя
со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного
коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.
Слайд 34Концепция воспитательной системы класса
может состоять из таких разделов,
как:
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.
Цель и задачи воспитательной системы класса.
Перспективы и
принципы жизнедеятельности классного сообщества.
Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса (системообразующий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление в классном коллективе, основные
внутренние и внешние связи и отношения членов классного сообщества, этапы становления и развития воспитательной системы).
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.
Слайд 35ЗАЛОГ УСПЕХА
использование в воспитательной деятельности классного руководителя индивидуального и
системного подхода, то есть заботливое отношение к каждому ребенку в
отдельности и детскому сообществу в целом.