Слайд 1ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАСТЕНЧИВЫХ ДЕТЕЙ
Слайд 2Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых,
которое чревато многими проблемами.
Застенчивые дети часто погружены в себя,
не решительны, стеснительны в общении с взрослыми и сверстниками, остро переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания, характеризуются особой мнительностью и беспокойством, как правило, у них наблюдается высокий уровень тревожности.
Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей.
Слайд 3особенности проявления застенчивости
замкнутость,
страх,
повышенная тревожность,
склонность к молчанию,
избирательность
в контактах с людьми,
предпочтение общения с близкими и хорошо
знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми.
Слайд 4Поведение застенчивых детей
Застенчивые дети ведут себя, как правило, тихо и
спокойно, предпочитают спокойные игры, часто в одиночку. Застенчивые дети (в
основном девочки) неохотно вступают в контакт, стесняются, в контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. В играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли либо вообще не принимают участие. Проявляют чувствительность к оценкам любого рода, скованность в движениях, обычно сидят тихо и занимаются каким-либо своим делом. Застенчивые дети редко делают что-либо недозволенное, стеснительны, не проявляют инициативу, постоянно ориентированы на оценку своих действий. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации, редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников.
Слайд 5Как вести себя с застенчивыми детьми
проявление безусловной любви; педагогической поддержки;
апелляции к достоинству; опоры на положительное в ребенке; уважения личности
застенчивого ребенка.
Важно создать застенчивому ребёнку ситуации успеха как основу личностного развития, в работе с застенчивыми детьми должны использоваться приемы по организации успешной деятельности ребенка.
Слайд 6Как вести себя с застенчивыми детьми
Не следует называть ребёнка застенчивым
и робким в его присутствии.
Задав вопрос или предложив ребёнку участвовать
в групповом мероприятии, всегда надо дождаться его реакции и только исходя из этого, применять соответствующие действия (уговоры, стимулирование, выяснение причины отказа и т.п.).
Если ребёнок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя: «Посмотри, чтобы никто друг друга не обижал».
Если замечено, что застенчивый ребёнок делает лучше других, надо этим воспользоваться и предложить ему научить других детей. Важно подбадривать и хвалить застенчивого ребёнка, отмечая все его достижения.
Читая сказки, чаще обращайтесь к застенчивому ребёнку с вопросами, обязательно дождитесь от него ответа.
Нельзя заставлять ребёнка общаться с другими детьми, если он этого не желает.
Если видите, что сверстники игнорируют или обижают застенчивого ребёнка, надо самим включиться в игру, корректировать её и направлять.
В работе с детьми надо быть справедливым, сдержанным и принимать их такими, какие они есть.
Слайд 7Рекомендации для родителей
Принять его таким, каков он есть на самом
деле со всеми его «плюсами» и «минусами», со всеми особенностями
личности.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах.
Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому.
Не заставляйте ребенка «быть смелым».
Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!
Не надо бояться, что, отгораживая ребенка от негативного опыта и создавая ему комфортные условия для развития, вы вырастите «тепличного» человека, совершенно не приспособленного с суровой реальности.
Слайд 8Рекомендации для родителелй
Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к
себе друзей ребёнка, берите малыша в гости к знакомым, расширяйте
маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам.
Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с «чужими взрослыми»: попросите его купить хлеба или спросить в библиотеке книгу. При этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.
Научите ребенка начинать и заканчивать разговор.
Просьба, обращённая к застенчивому ребёнку, должна содержать конкретные задания. Главное – это тактичность и терпение.
Отрабатывайте поведение в разных социальных ситуациях.
Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми.
Слайд 9Работа психолога с застенчивыми детьми
Задача психолога, помочь ребенку повысить самооценку
в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе.
Застенчивый
ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности.
Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения.
Слайд 10Самое главное –
это поднять детскую самооценку, научить объективно относиться
к себе и другим.