Слайд 1Тема:
«Пути формирование связной речи у слабослышащих и позднооглохших обучающихся начальных
классов».
Подготовила
учитель начальных классов
КГБ ОУ ШИ 6
Рогоза Полина
Александровна
Российская Федерация
Министерство образования Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные
программы « Школа-интернат № 6».
680015, г. Хабаровск, ул. Аксенова, д. 55, тел/факс 53-61-08, 53-61-5
Слайд 2Актуальность
развитие связной речи школьников с нарушениями слуха
является одним из наиболее важных факторов успешности обучения ребенка в
школе;
для успешной адаптации ребенка с нарушениями слуха в социум у него должны быть сформированы навыки связной речи.
Слайд 3Основная задача школы для слабослышащих и позднооглохших :
- формирование у
обучающихся словесной речи и речевого поведения.
Слайд 4Что препятствует естественному формированию у слабослышащих учащихся полноценных коммуникативных навыков
и умений?
значительное сужение словарного запаса или полное его отсутствие;
трудности в
освоении грамматического строя
Слайд 5Задачи уроков развития речи:
формирование и обогащение словаря;
знакомство со способами
отражения в языке связей между предметами и явлениями;
овладения навыками и
умениями оформлять свои мысли в связной речи
Все эти стороны речевой деятельности формируются
в единстве и тесной взаимосвязи на основе развития
и совершенствования двух форм речи –
устной и письменной.
Слайд 6Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется
логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Связная речь
монологическая
диалогическая
Слайд 7Монологическая речь - является развернутой, логически связанной и законченной, композиционно
и грамматически оформленной, в ней используются сложные синтаксические конструкции, требующие
строгого отбора лексических средств.
Связная речь влияет на развитие логического мышления и словесно-логической памяти.
Слайд 8фонетико-фонематический;
лексический;
грамматический.
Вследствие того, что у слабослышащего ребенка восприятие речи окружающих искажено,
нарушаются основные компоненты речи:
Наличие у слабослышащих школьников вторичных
отклонений
в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении
связной монологической речью.
Слайд 9 Задача, которая стоит перед учителем и
решается на уроках по развитию речи, заключается в том, чтобы
формировать, корректировать и совершенствовать навыки самостоятельной связной речи в устной и письменной форме на протяжении всего обучения в школе.
Слайд 10накопление и активизация словарного запаса
обучение построению связных речевых высказываний с
соблюдением лексической, грамматической и композиционно-логической правильности.
Направления работы:
Слайд 11Обучение монологической речи в ее устной форме связано, прежде всего,
с тематическими беседами. Эти беседы являются соединением диалога и монолога:
задается вопрос, который требует, как правило, развернутого ответа в виде монологического высказывания.
Наряду с беседами обучение устной монологической речи осуществляется в форме рассказов — развернутых речевых высказываний, содержательно обусловленных темой, в которую они включены.
Слайд 12Условно все виды работ по развитию
связной речи можно разделить
на две группы:
Первая группа – это работы, выполняющие коммуникативную
функцию (написание писем, поздравительных открыток, записок, SMS-сообщений, заметок в стенгазету, работу с деловыми бумагами (расписка, заявление), ведение дневников, записных книжек)
Слайд 13Вторая группа- описания событий школьной жизни, предметов, явлений природы, внешности
человека, рабочего, выходного дня и каникул; работа по картинке, серии
картинок; изложение; рассказ на данную тему, по данному началу, по данному концу, по опорным словам, по деформированному тексту, о предшествующих или последующих событиях по картинке, предложенной учителем; рапорт о дежурстве по классу, столовой, школе.
Слайд 14В целях формирования связной монологической речи младших школьников рекомендуется проведение
следующих видов занятий с картинным материалом:
Составление рассказов по сюжетным многофигурным
картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета.
Слайд 15Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый
план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин.
Слайд 16Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного
действия, а далее рекомендуется усложнение заданий.
Составление рассказа по «закрытой
картине»
Предлагаемые детям картинки должны быть красочны, ярки, действия и герои понятны.
Слайд 17Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов:
подготовку
детей к восприятию и разбору содержания картины (предварительная беседа, отгадывание
загадок);
обучение учащихся составлению рассказа;
анализ детских рассказов.
Слайд 18Игровые упражнения:
«Кто больше увидел на картине?»;
«Кто лучше запомнил?» ;
приём
драматизации.
Слайд 19При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приёмы:
образец рассказа
педагога по картине или ее части;
наводящие вопросы;
план рассказа;
составление рассказа по
фрагментам картины;
коллективное сочинение рассказа детьми.
Слайд 20В работе по закрытой картине можно выделить 4 этапа:
Беседа по
выяснению содержания закрытой картинки.
Зарисовка детьми содержания закрытой картинки по
представлению с опорой на справочный материал, записанный на доске учителем или детьми у себя на листочках.
Анализ рисунков детей и сравнение их между собой или с картинкой, которая на этом этапе может быть открыта.
Устное или письменное описание картинки.
Слайд 21по содержанию картинок;
по содержанию и форме вопросов к ним;
по степени
самостоятельности учащихся.
Усложнение работы от класса к
классу происходит по трём
направлениям:
Слайд 22коллективная форма составления рассказа;
приём дополнения другими детьми.
В систему формирования связной
описательно-повествовательной речи включаются задания по составлению небольших рассказов на тему
из личного и коллективного опыта.
Формы работы:
Слайд 23Целью занятий по обучению описания предметов является разностороннее воздействие на
познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, активизация зрительного,
речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.
Слайд 24развитие умения выделять существенные признаки и основные детали предметов;
формирование обобщённых
представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;
овладение языковыми средствами, необходимыми для
составления описательного рассказа.
При обучении детей младшего школьного возраста с нарушением слуха описанию предметов решаются следующие основные задачи:
Слайд 25подготовительные упражнения к описанию предметов;
формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;
описание предметов по основным признакам;
обучение развернутому описанию предмета;
закрепление
полученных навыков составления рассказа-описания.
При обучении описанию педагог включает следующие виды работы:
Слайд 26 узнавание предмета по описанию;
сравнение предметов по основным признакам;
упражнения на
составление разнообразных грамматических конструкций с учётом зрительного восприятия предмета.
Подготовительные упражнения
по развитию у младших школьников сенсорного восприятия:
Такие упражнения можно провести с использованием настольных игр и пособий: «Тематическое лото», пособие «Предмет и изображение», игрушки и муляжи предметов, а так же проводить упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предметов.
Слайд 27жестовые указания на форму или детали предмета;
словесные указания;
опорные слова;
описания с
опорой на рисунки;
изображающие крупным планом части предмета или характерные особенности
его строения.
При затруднениях, возникающих у детей в ходе составления описания, педагог должен использовать различные вспомогательные приёмы:
Слайд 28Для формирования у младших школьников с нарушением слуха навыков составления
самостоятельного рассказа с элементами творчества можно провести следующие виды занятий:
-
составление рассказа по аналогии;
- придумывание продолжения (окончания) рассказа;
- сочинение рассказа на заданную тему по опорным предметным картинкам.
Слайд 29- развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и
наглядном материале при составлении собственного рассказа;
- активизация имеющихся у школьников
знаний и представлений об окружающем мире;
- уточнение и развитие у младших школьников пространственных и временных представлений;
- развитие у детей воссоздающего и творческого воображения.
При проведении таких занятий решаются следующие практические задачи:
Слайд 30Вывод
Связная описательно-повествовательная речь формируется планомерно, последовательно, поэтому любая методика
обучения связной описательно-повествовательной речи должна дополняться разнообразными формами работы в
повседневной жизни. Лексический, морфологический и синтаксический материал усваивается в тесной взаимосвязи. Предложенные приёмы должны способствовать повышению уровня речевого развития младших школьников, формированию у них умений вербализации производимых действий и отдельных видов деятельности в форме развернутых связных высказываний.