Слайд 1Министерство образования и науки РФ
Агентство по образованию
ФГОУ СПО «Кунгурский сельскохозяйственный
колледж»
Рабочая тетрадь
практики для получения первичных
профессиональных навыков по дисциплине
«Почвоведение»
Студента
(ки) группы ______________
__________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
КУНГУР 2008
Слайд 2Рабочая тетрадь практики для получения первичных профессиональных умений и навыков
по дисциплине «Почвоведение»/ сост. Г.П.Халтурин. – Кунгур: ФГОУ СПО «Кунгурский
сельскохозяйственный колледж», 2008.- 66с.
Рецензенты: Гилёва Л.Ф., преподаватель высшей категории агрономических дисциплин Кунгурского сельскохозяйственного колледжа,
Черепанова В.И., директор МУП «Землемер»
Одобрена методическим советом КСХК.
Протокол заседания № 5 от «28» июня 2007 г.
Рабочая тетрадь практики для получения первичных профессиональных умений и навыков по дисциплине «Почвоведение» рекомендована для студентов специальности 120301 «Землеустройство». Она соответствует учебному плану, рассчитанному на 36 часов. Рабочая тетрадь полезна студентам, работающим самостоятельно или под руководством преподавателя, позволяет ускорить процесс практического обучения, повысить мотивацию студентов. Может быть использована как методическое пособие для преподавателей специальных дисциплин.
Халтурин Г.П.
Фото: Щетников И.М.
Слайд 3Оглавление
Пояснительная записка
4
1 день практики. Полевое исследование почв. Ознакомление с
общими положениями по практике, содержанием морфологических
признаков почв. Подготовка картографической основы для
полевого исследования почв. 6
Вкладка «Профили изучаемых типов почв» 14
2 день практики. Полевое исследование почв. Изучение дерново –
подзолистых почв. 15
3 день практики. Полевое исследование почв. Изучение дерново –
карбонатных почв. 24
4 день практики. Полевое исследование почв. Изучение подзолистых и серых
лесных почв. 33
5 день практики. Полевое исследование почв. Изучение почв речной поймы. 46
6 день практики. Полевое исследование почв. Изучение болотных почв.
Оформление почвенной карты. 56
Слайд 4Пояснительная записка
Рабочая тетрадь практики для получения первичных профессиональных навыков по
дисциплине «Почвоведение» рекомендована для студентов по специальности «Землеустройство» и руководителей
практики.
Учебным планом по этой специальности на организацию и проведение практики по «Почвоведению» отводится 36 часов, что составляет 51% от общего бюджета времени на изучение содержания дисциплины. Изучение «Почвоведения», как одной из естественно – исторических дисциплин, позволяет специалистам данного профиля правильно решать задачи внутрихозяйственного землеустройства, размещать культуры севооборота с учётом их биологических требований к уровню плодородия, на научной основе выдавать рекомендации для подбора участков для многолетних насаждений, разрабатывать комплекс мелиоративных мероприятий, направленных на повышение плодородия почвы. Знание слагаемых плодородия почвы в условиях рыночной экономики позволяет сделать пользовательскую оценку пахотных угодий.
Содержание учебного материала дисциплины «Почвоведение», тесно переплетается с содержанием других смежных дисциплин, определённых Государственным образовательным стандартам для студентов специальности 120301 «Землеустройство»: «Геодезия с основами картографии», «Основы сельскохозяйственного производства», «Основы мелиорации», «Землеустроительное проектирование и организация землеустроительных работ», «Инженерная графика» и д.р.
Слайд 5Данное пособие призвано обеспечить направленность на практическое обучение, мотивацию, экономию
времени, конкретность и эффективность по получению необходимых умений и навыков
для определения потенциального плодородия почв на исследуемой территории.
Главным в содержании практики является изучение почвенного покрова
конкретной территории через агрономические, агрофизические, агрохимические показатели почвы. Получение этих показателей возможно только через детальное изучение почв в их естественном сложении по комплексу морфологических признаков.
Практика складывается из следующих этапов:
1.Подготовка (копирование) топографической основы исследуемой территории.
2.Полевое крупномасштабное почвенное картирование.
3.Отбор почвенных образцов на агрохимический анализ
4.Составление почвенной карты.
5.Агрономическая оценка свойств почвы и составление плана мероприятий по повышению их эффективного плодородия.
После выполнения этапов практики обеспечивается возможность получения знаний:
Содержанию основных факторов почвообразовательного процесса;
Зависимости формирования структуры почвенного покрова от природных
условий почвообразования;
Слайд 6Содержанию морфологических признаков и таксономических единиц почв;
Назначению типов почвенных разрезов.
получения
умения, навыков:
Подбора картографической основы, для составления почвенной карты;
Выбора места для
заложения почвенных разрезов с учётом характера растительности и рельефа местности;
Устройства почвенных разрезов с определением количества и границ генетических горизонтов слагающих профиль почвы на каждом разрезе.
Делать описание почвы по морфологическим признакам и определять принадлежность к важнейшим таксономическим единицам классификации почв.
Отображать на картографической основе почвенный покров исследуемой территории.
По результатам исследования составлять рекомендации по повышению плодородия и рационального использования почв.
Слайд 7В рабочей тетради дана краткая принципиальная схема изучения почвенного покрова
бореального и суббореального поясов через описание условий почвообразований. В соответствии
с этой схемой обеспечивается возможность получение ответа на вопросы о структуре почвенного покрова зоны Пермского края, генезисе, свойствах, морфологии преобладающих типов почв. Разрезы, по которым ведётся изучение почвенного покрова зоны, в данном пособии имеют единую порядковую нумерацию. При необходимости изучении почв других почвенно – климатических зон тетрадь может быть дополнена необходимым объёмом страниц. Для обобщения (отчёта) по выполненной работе, сведения результатов исследования почв в полевых условиях по каждому разрезу в унифицированную форму записей «Результаты полевого исследования почв» возможно использование электронной техники как другого варианта оформления итогов практики.
Данное пособие окажет явную помощь в обучении студентов, работающих самостоятельно и под руководством преподавателя. А так же представляет практическую ценность для преподавателей. Работа авторская, подобных аналогов, поступающих извне, по содержанию практического обучения дисциплины «Почвоведения» нет. Автор выражает благодарность преподавателю Кунгурского сельскохозяйственного колледжа И.М. Щетникову за предоставленные фотоматериалы.
Слайд 8Рекомендуемая литература
В.Д. Муха, Н.И. Картамышев, Д.В. Муха Агропочвоведение М. колос,
2003
А.В. Хабаров, А.А. Яскин Почвоведение М. Колос, 2001
А.Т. Цуриков Почвоведение
М. Агропромиздат. 1986
Слайд 91-й день практики.
Дата: _______________
Тема: Полевое исследование почв. Ознакомление с общими
положениями по практике, содержанием морфологических признаков почв.
Подготовка картографической основы для полевого исследования
почв.
Цели занятия:
Ознакомиться с общими положениями прохождения практики,
методикой подготовки материала для почвенной карты.
Углубить знания по морфологическим признакам почв.
Студент должен знать:
требования к выбору маршрута прохождения исследуемой территории,
назначение и правила заполнения почвенных разрезов,
правила подготовки картографической основы,
перечень и содержание морфологических признаков почв.
Студент должен уметь:
готовить необходимый материал для почвенных исследований,
вырабатывать представление и навыки о последовательности изучение почв в полевых условиях.
Слайд 10Норма времени: 6 часов
Место проведения: аудитория
Форма организации: звеньевая.
Оснащение рабочего
места: словарь терминов и определений, рабочая тетрадь,
раздаточный материал, учебная литература.
Источники информации:
1.А.М. Лыков и др. Земледелие с почвоведением.
2.А.В. Хабаров, А.А. Яскин. Почвоведение.
Меры безопасности: соблюдайте рациональное сочетание труда и отдыха.
Слайд 11
Ознакомьтесь с общими положениями по организации и прохождению практики, назначением
и порядком закладки почвенных разрезов, правилами выбора маршрута прохождения изучаемой
территории.
Ознакомьтесь с содержанием морфологических признаков почв, формой записей по результатам почвенных исследований.
Подготовьте картографическую основу для почвенной карты.
Задания для работы
Слайд 14Общие положения к организации и проведению практики для получения первичных
профессиональных умений и навыков по дисциплине «Почвоведение».
1.Содержание и этапы прохождения
практики.
Практика включает в себя содержание 3 этапов: подготовительный, полевой,
камеральный.
На первом этапе делается обзор по литературным источникам, материалам предыдущих почвенных исследований, содержанию очерков по почвам исследуемой территории. Готовится необходимое оборудование, картографическая основа, определяется маршрут прохождения исследуемой территории.
Слайд 15Оборудование для прохождения полевой практики
Слайд 16
На третьем этапе делается обработка результатов полевого периода, оформляется почвенная
карта (картограммы), и составляется очерк к этим документам.
Слайд 17Итог практики.
Игра
«Знатоки почв»
Слайд 18Основные требования к выбору маршрута движения при закладке почвенных разрезов.
Существуют
три основных методических подхода к закладке почвенных разрезов на местности.
Главным критерием определяющим выбор метода служит характер мезо- и микрорельефа и растительность.
На равнинных территориях (I категория сложности) разрезы располагают в шахматном порядке по маршруту движения в количестве соответствующем инструктивной норме для данного маршрута.
На маршрутах с более сложным рельефом (II - III категория сложности) разрезы располагают по линии почвенно – геоморфологических профилей, пересекающих все основные элементы мезорельефа.
На сильно расчлененных территориях с комплексным или пятнистым почвенным покровом (IV – V категории сложности) разрезы располагают в виде «петель» на ограниченной территории одного междуречья или межболотного водораздела.
Слайд 19Для проведения полевых почвенных исследований необходимо иметь
картографическую основу, на которой
будут составлены почвенная карта и картограммы. Картографической основой могут быть
листы топографической карты, материалы аэрофотосъёмки и контурный план внутрихозяйственного землеустройства.
Хорошей основой является топографическая карта, на которой показан горизонталями рельеф местности, современная ситуация землепользования (населённые пункты, дорожная сеть) и хозяйственные угодья (лесные массивы, реки, озёра, болота, сенокосы, пастбища, пашня и так далее). Отражение рельефа на топографической карте позволяет перед выходом в поле определиться с выбором маршрута прохождения исследуемой территории и примерных мест заложения основных и поверочных разрезов. При работе топографической основе все пометки делаются лёгким нажимом простого мягкого карандаша.
Аэрофотоснимки используют вместе с контурным планом внутрихозяйственного землеустройства или с топографической картой.
Подготовка картографической основы.
Слайд 20Типы почвенных разрезов и основные требования при их закладке.
В зависимости
от назначения различают три типа почвенных разрезов:
основные (полные),
полуразрезы
(контрольные)
прикопки.
Слайд 21Основные разрезы
являются опорными для выделения на почвенной карте границ почвенного
контура, в центре которого ставиться индекс установленного типа почвы. Разрезы
располагают на типичных элементах рельефа. Глубина разреза 160 – 180 (200) см. в намеченном месте на поверхности почвы лопатой намечают границы разреза в виде прямоугольника шириной 75 – 80 см, длиной 150 – 200 см. Передняя (рабочая) стенка разреза должна быть хорошо освещена.
Слайд 22Полуразрезы
(контрольные, поверочные)
располагают на таких элементах рельефа, где предположительно можно
ожидать некоторые изменения почвенного профиля. Глубина полуразреза обычно составляет 100
– 150 см. если по морфологическим признакам почва существенно не отличается от почвы основного разреза, то ее включают в площадь ареала, выделяемого на основании основного разреза. Если же полуразрезом вскрываются какие – либо существенные отличия (например изменение гранулометрического состава), то данный контрольный разрез должен быть углублён до полного, и он становиться опорным для выделения на карте нового почвенного контура.
Слайд 23Прикопки
Прикопки закладывают для обоснования и уточнения границ почвенных разрезов.
Глубина прикопок
50 – 75 см, что позволяет вскрыть тольковерхние горизонты почв.
Но этого достаточно для установления о возможных изменениях по мощности гумусового горизонта, степени оподзоленности, эродированности, поверхностной оглеенности, окультуринности почв и т.д.
Местоположение разреза должно быть точно определено на карте и на местности, для чего его привязывают к каким – либо двум постоянным ориентирам на местности. По окончании изучения почвы разрезы должны быть закопаны в порядке обратном его устройства.
Слайд 24Методические указания для студентов к выполнению задания №1.
Уважаемые студенты!
После
получения топографической основы и части
необходимых данных
Вам надлежит:
Изучить топографическую основу, условно выделить все встречающиеся формы рельефа (пойму, террасы, склоны, водоразделы, овражно – балочную сеть и т. д.)
-Установить экспозицию и крутизну склонов.
-Определить категорию сложности местности.
-Наметить рациональные полевые маршруты прохождения территории.
-Определить площадь участка, подлежащему крупномасштабному картографированию. Рассчитать минимальное количество разрезов по видам.
С учётом почвенно – климатической зоны исследований
-составить примерный перечень почв, встречающихся на различных элементах рельефа и сельскохозяйственных угодьях.
- Заполните содержание схемы записей.
Желаю успеха в познании интереснейших природных созданий – целого
Слайд 25Морфологические признаки почв
Цвет (окраска) почвы:
Цвет и Вещества обуславливающие цвет
Слайд 26 Мощность горизонтов (почвы).
Понятие мощности __________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Форма
записей __________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пример записей ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(заполнить таблицу)
Слайд 27Структура почвы
Понятие структуры _____________________________________________
__________________________________________________________________
(заполнить таблицу)
Слайд 28Гранулометрический (механический) состав почвы
Понятие гранулометрического состава _____________________________
______________________________________________________________
Слайд 29Сложение (плотность) почвы
Понятие сложения почвы
Слайд 30Характер перехода одного горизонта в другой
Слайд 32Новообразования почвы
Понятие новообразований_________________________
________________________________________________
Слайд 33Включения почвы
Понятие включений _____________________________
Слайд 34Пример описания генетических горизонтов дерново–подзолистой почвы по морфологическим признакам
Слайд 35Цветная
вкладка
-справочник
о 6 типах почв