Слайд 1Ранняя предпрофильная подготовка учащихся
Слайд 2Стадии развития профессионального самоопределения (Е.А. Климов)
11 -12 лет-
интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоонализа, планирования;
С 11-12 лет до
14-18 лет- стадия подготовки к жизни, труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути.
Слайд 3Задачи ранней предпрофильной подготовки:
Обеспечение условий для познания подростком своих
способностей и склонностей.
Возможность прогнозировать, определять самому перспективы обучения в школе
и получения профессионального образования.
Возможность осознанно выбирать профиль, профильные и элективные курсы с учетом своих способностей, профессиональных планов и личных интересов.
- Право самому учащему выбирать формы предпрофильного, затем и профильного, обучения с учетом имеющихся условий и возможностей.
Слайд 4
Клуб ранней предпрофильной подготовки «Эрудит»
Слайд 5Клуб ранней предпрофильной подготовки учащихся 7-8 классов включает специальные формы
работы: еженедельные занятия по профильной ориентации учащихся 7-8 классов, проводимые
педагогом-психологом; еженедельные занятия по информационной работе в 7-х классах, проводимой классными руководителями; еженедельные курсы по выбору для учащихся 8-х классов (предметные, ориентационные); зачетные 9четвертные) недели для учащихся 7-8 классов. Деятельность клуба «Эрудита» обеспечивает развитие мотивов осознанного выбора детьми профиля обучения и профессионального образования в течение 7-8 классов.
Слайд 6Программа профильной ориентации:
7 класс:
34 часа- профильная ориентация
8 класс:
34 часа- профильная
ориентация
9 класс:
17 часов
Слайд 7Задачи профильной ориентации:
получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях
учащихся 7-8 классов для разделения их по профилю обучения на
старшей ступени средней школы;
исследование различных групп школьников с целью выявления изменяющихся особенностей возрастного и социального развития;
моделирование процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения в условиях активного обучения (режим «погружения»), проведение проб нового профессионально целесообразно коммуникативного поведения в имитирующих профессиональную деятельность условиях.
Слайд 8Задачи программы профильной ориентации учащихся 7, 8, 9 классов:
Повышение уровня
психологической компетентности учащихся в планировании своего профессионального будущего за счет
обеспечения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия.
Формирование положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности собственной индивидуальности, уверенности в своих способностях, в честности, применительно к реализации себя в будущей профессии.
Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях конкуренции кадров и рыночной экономики.
Слайд 9Содержание программы:
Теоретический материал:
Темы из учебного курса Всероссийской образовательной программы «Мой
выбор»
Практический
материал:
Тесты
Активизирующие профильные опросники
Бланковые игры
Слайд 10
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИКИ
1) Школьный тест умственного развития.
2)
Изучение самооценки:
А) тест Дембо-Рубинштейна;
Б) тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.
Ковалев)
3) Дифференциально – диагностический Опросник (Е.А. Климов)
4)Теппинг-тест Ильина.
5) Опросник Айзенка.
6)Опросник Шмишека.
7)Тип личностной направленности (Дж. Холланд).
8)Мотивы выбора профессии (С.С. Гриншпун)
9)Методика «Профиль».
10)Опросник профессиональных склонностей.
11)Опросник типа мышления.
Слайд 11Содержание программы 7 класса
Раздел 1. Индивидуальные особенности – 2 часа
Каждый
человек – индивидуальность. Диагностика индивидуальных особенностей личности.
Раздел 2. Понятие о
типах профессии – 3 часа
Классификация профессий по предмету, целям, орудиям труда. Типы профессий.
Диагностика профессиональных предпочтений.
Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность – 4 часа
Мои возможности. Роль способностей, интересов и склонностей в выборе профессии.
Как выявить интересы и склонности. Как управлять интересами и склонностями.
Раздел 4. Здоровье и профессиональная пригодность – 1 час.
Здоровье и выбор профессии.
Раздел 5. Роль познавательных процессов в профессии – 6 часов
Как оценить и развить свое внимание. Как выявить особенности своей памяти. Как улучшить память. Определение типа своего мышления. Развитие мышления. Определение уровня воображения.
Слайд 12Раздел 6. Темперамент и профессиональная пригодность – 2 часа
Темперамент и
выбор профессии. Как управлять своим темпераментом.
Раздел 7. Характер и выбор
профессии – 2 часа.
Характер и выбор профессии. Как сформировать свой характер.
Раздел 8. Мотивациооно- волевая сфера в выборе профессии – 8 часов
Эмоции и профессия. Саморегуляция. Как принимать решения. Самоотношение. Самосознание. Позитивное мышление. Что такое воля? Что такое общение?
Раздел 9. Роль коммуникативных способностей в выборе профессии – 4 часа
Тренинговые упражнения. Самооценка коммуникативных качеств, «Интервью», «Невербальные средства общения». Вербальные и невербальные средства общения.
Умеешь ли ты слушать? Практические упражнения. «Испорченный телефон», «Слепое слушание», «Разыгрывание проблемный ситуаций»
Раздел 10. Саморегуляция – 2 часа
Пути разрешения конфликтов. Тренинг уверенного поведения.
Слайд 13По окончании курса 7-го класса учащиеся должны иметь знания об
индивидуальных особенностях личности: способностях, склонностях,
о познавательных процессах, о личностных
особенностях;
о профессиях и их классификации.
Определить уровень своего предметного интеллекта; изучить свою самооценку;
знать особенности темперамента, характера и их роли в выборе профиля обучения и профессии.
Слайд 14Содержание программы 8 класса:
Введение -1 час
Значение выбора в жизни человека
Раздел
1. Роль жизненных ценностей в выборе профессии – 5 часов
Анкета
изучения жизненных потребностей. Мотивы выбора профессии. Ценностные ориентации. Профориентационная игра «Три судьбы». Профориентационная игра «Пришельцы»
Раздел 2. Самооценка – 4 часа
Роль самооценки в выборе профессии. Самооценка волевых качеств личности. Самооценка нравственности, гражданственности. Активизирующий опросник «Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия»
Раздел 3. Изучение личностных особенностей – 12 часов
Изучение интересов и склонностей. Темперамент и выбор профессии. Изучение структуры темперамента. Характер и выбор профессии. Исследование коммуникативных установок личности. Бланковая игра «Я – компаньон». Игровое упражнение «Подарок»
Коммуникативные и организаторские способности. Бланковая игра «Комплимент». Бланковая игра «Сударь-государь». Эмоциональная сфера личности и профессия. Изучение уровня тревожности
Слайд 15Раздел 4. Профессиональное самоопределение – 8 часов
Бланковая игра «Бизнес-риск-мэн». Тип
личностной направленности. Бланковая игра «Торг». Выявление наиболее привлекательных предметов труда
(«Перекресток-1»)
Перекресток – внешние и внутренние средства труда. Опросник «Перекресток-2»
Игровое упражнение «Авторитет». Профориентационная игра «Ловушки-капканчики»
Раздел 5. Проектирование профессионального плана – 4 часа
Профессиональная пригодность. Активизирующий опросник «Будь готов!». Активизирующий опросник «Будь готов!». Личный профессиональный план.
Слайд 16По окончании 8-го класса
учащиеся должны расширить знания об индивидуальных
особенностях личности: мотивы, ценности, направленность, профессиональная пригодность. Углубленность знания по
темам «Темперамент», «Личность». Определить предпочтительные сферы труда, мотивы выбора профессии. Развитие стремления к самопознанию, уметь строить личный профессиональный план.
Слайд 17
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 9 КЛАССА
Введение – 1 час
Формула выбора профессии
Раздел 1.
Изучение индивидуальных особенностей личности – 6 часов
Мои возможности. Определение профессиональных
склонностей. Значение самооценки и уровня притязаний в выборе профессии. Опросник профессиональных предпочтений (Л.Н. Кабардова). Познавательные процессы и их роль в профессиональной деятельности.
Изучение направленности личности с целью выбора профиля.
Раздел 2. Слагаемые успеха при выборе профессии – 4 часа
Профессиональный план. Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии. Мотивы выбора профессии. Профессиональная пригодность.
Раздел 3. Проектирование профессионального жизненного пути – 6 часов
Характеристика профессии – профессиограмма. Проба выбора профиля образования. Сознательность и самостоятельность в выборе профессии. Профориентационные игры
Профориентационные игры. Составление карты выбора профиля.
Слайд 18В результате изучения курса 9-го класса учащиеся должны понять значение
профессионального самоопределения, сформированность представления о требованиях к составлению профессионального плана,
освоить правила выбора профессии, получить представление о профессиях и профессиональной деятельности, понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизических и психологических возможностях человека и степени соответствия его эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей.
Слайд 19Результаты проведённого психодиагностического исследования в 8-х классах 2006- 2007 учебного
года
Методика: тест школьной тревожности Филлипса
Слайд 20Мотивы выбора профессии
учащихся 8- классов 2006- 2007 учебный год
Слайд 21Уровень самооценки
учащихся 8-х классов 2006-2007 учебный год
Слайд 22Тип темперамента
учащихся 8-х классов 2006- 2007 учебного года
Слайд 23Предпочтительные виды деятельности
учащихся 8-х классов 2006-2007 учебного года
Слайд 24Профессиональные склонности
учащихся 8-х классов 2006- 2007 учебного года
Слайд 25Тип мышления
учащихся 8-х классов 2006- 2007 года
Слайд 26«Профиль»
учащихся 8-х классов 2006-2007 учебного года