Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский
сад № 5 «Чебурашка»
(санаторный с тубинтоксикацией)
Слайд 2Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
Из опыта работы педагога-психолога МБДОУ
ЦРР – д/с №5 «Чебурашка» Цобехия Анны Юрьевны
Слайд 3Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего
первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение.
Маленький ребенок
не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению.
Наша задача помочь маленькому человеку познать и испытать разные чувства и эмоции.
Слайд 4ЭМОЦИЯ как процесс - деятельность оценивания поступающей в мозг информации
о внешнем и внутреннем мире;
Слайд 5Эмоция
оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма
на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно
вызвать по своему желанию.
Слайд 6Актуальность
заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности
эмоциональной сферы дошкольника с целью эффективного осуществления работы по развитию
эмоций через комплекс коррекционно-развивающих занятий с детьми и родителями, а также в повседневной деятельности и в процессе экологических мероприятий.
Слайд 7
Причины отклонений
эмоционального развития детей:
объективный рост внешних факторов, способных стать
причиной нарушения эмоционального развития;
родовые и послеродовые травмы;
3. неблагоприятная психологическая
обстановка в семье;
4. чрезмерная занятость родителей.
Система проведения специально организованных занятий, повседневной деятельности является эффективным способом развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников.
Слайд 8Научная база
А. Фрейд: «Быстрее всего развивается то, что больше всего
нравится матери, и что ею оживленнее всего приветствуется». Собственно эмоциональное
развитие ребенка осуществляется под прямым «давлением» эмоциональности матери.
Л.С.Выготский: «Влияние среды меняется в процессе развития ребенка, определяясь его переживаниями». Ввел понятие «ключевое переживание» - комплекс осознаваемых и неосознаваемых ребенком отношений с важными элементами окружающей среды. «Многоуровневость эмоций - основная из фундаментальных закономерностей их проявления и развития».
Д.Б.Эльконин: «эмоционально-положительный фон вокруг ребенка - фактор благополучного психического и физического развития».
Слайд 9Новизна
По степени новизны опыт является поисково-творческим, т. к. при
разработке авторских занятий, консультаций и различных мероприятий мною применяются новые
сочетания известных методов и приёмов, по-новому рассматривается степень их воздействия на создание интереса к развитию эмоциональной сферы детей у родителей, педагогов ДОУ и у детей в процессе специально организованных занятий как с детьми, так и совместно с родителями и воспитателями, а также в повседневной деятельности.
Слайд 10Изначально работа по развитию эмоций проводилась в процессе ознакомления детей
с окружающим миром по авторской программе «Экологическое воспитание дошкольников».
Данный опыт обобщен и был представлен на областном смотре-конкурсе 2007-2008 г.г. по экологическому воспитанию подрастающего поколения в детских дошкольных учреждениях по девизом «Детский сад – устойчивое развитие»
Слайд 11Гипотеза
развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста будет более
успешным при следующих условиях:
Если с раннего возраста дети совместно с
родителями будут обучаться способам выражения эмоций и приемам саморегуляции;
Если в работе будут активно использоваться разнообразные формы и методы развития эмоциональной сферы в процессе воспитания и обучения, а также в повседневной деятельности;
Если в процессе развития эмоций будут задействованы все участники воспитательно-образовательного процесса.
Слайд 12Исходя из данной гипотезы и актуальности проблемы, пришла к решению
о проведении углубленной работы по развитию эмоций у детей в
детском саду.
В результате этого была создана коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Мир эмоций» и адаптирована программа по профилактике агрессивного поведения у детей раннего возраста.
Слайд 13Используемые программы и методики:
I. Адаптированная программа по профилактике агрессии у
детей раннего возраста (занятия проводятся совместно с родителями).
Цель: оптимизация детско-родительских
отношений.
Задачи:
1. познакомить с эмоциональными проявлениями кризиса трех лет;
2. научить видеть за негативными проявлениями стремление к самостоятельности;
3. разработать с родителями формы взаимодействия с ребенком для снижения и погашения детской агрессии;
4. способствовать развитию доброжелательных отношений к родителям, сверстникам и ко всем окружающим;
5. обучить детей социально приемлемым формам выражения эмоционального состояния.
Включает следующие виды работы:
Беседы с родителями;
Игры с детьми и родителями;
Совместное рисование;
Прослушивание музыкальных
произведений.
Слайд 14Используемые программы и методики:
II. Программа коррекционно-развивающей работы по развитию эмоциональной
сферы с детьми старшего дошкольного возраста «Мир эмоций» (принята на
педагогическом совете ДОУ).
Цели программы:
Оказание помощи детям старшего дошкольного возраста в ситуациях, препятствующих их нормальному эмоциональному развитию и общению со сверстниками.
Формирование позитивного отношения к собственному «Я», расширение сферы социализации дошкольников.
Развитие способности к определению эмоционального состояния своего и окружающих.
Задачи:
1. Обучить детей 5-7 лет элементарным приемам саморегуляции;
2. Корректировать поведение и эмоциональное состояние с помощью психогимнастических упражнений и ролевых игр;
3. Развивать мимику и пантомимику, коммуникативные навыки.
Слайд 15Программа включает в себя 4 основных раздела, направленных на формирование
у дошкольников позитивного отношения к самому себе, своим сверстникам, овладение
своими психологическими состояниями, развитие различных коммуникативных способностей.
Раздел 1. «Язык общения». Развитие коммуникативных способностей.
Раздел 2. «Я и мои чувства; учусь понимать себя».
Умение видеть, слышать, ощущать, воспринимать и принимать себя в целом. Знакомство со своими индивидуальными особенностями, отличиями и возможностями.
Раздел 3. «Я понимаю других».
Умение видеть, слышать,
воспринимать других.
Раздел 4. «Мой внутренний мир».
Овладение своими
психологическими состояниями,
доступными возрасту навыками
когнитивного контроля, релаксации,
элементами аутотренинга; умение
адаптироваться к критическим ситуациям.
Слайд 16Основные методы обучения:
Наблюдение.
Свободное и тематическое рисование.
Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.
Сочинение
историй.
Прослушивание музыкальных разножанровых произведений.
Разрешение сюжетно-ролевых ситуаций (как быть?) Как поступить?).
Релаксация
под музыку.
Элементы аутотренинга.
Методы, возникающие непосредственно в процессе обучения.
Слайд 17III. Пескотерапия.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка
к самоактуализации. Они ориентированы на то, чтобы помочь маленькому ребенку:
-
развить более позитивную Я-концепцию;
- стать более ответственным в своих действиях и поступках;
- выработать большую способность к самопринятию;
- в большей степени полагаться на самого себя;
- овладеть чувством контроля;
- развить сензитивность к процессу
преодоления трудностей;
- развить самооценку и обрести веру
в самого себя.
Цель такой терапии—не менять и
переделывать ребенка, не учить его
каким-то специальным поведенческим навыкам,
а дать возможность ребенку быть самим собой.
Слайд 18IV. Авторская программа «Экологическое воспитание дошкольников».
Среди главных задач:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения
видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- развитие эмоционального восприятия окружающего мира.
Наблюдения в природе, практическая работа с объектами живой и неживой природы, экскурсии способствуют развитию у детей положительных эмоциональных реакций на окружающую действительность, формируют деятельное отношение к природе, помогают видеть красоту и совершенство во всем, что находится вокруг них.
Работа по программам ведется как подгруппами, так и индивидуально.
Слайд 19Специфика работы по данной теме
определила необходимость использования разнообразных методов
исследования эмоциональной сферы детей:
«ВЫЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ» - анкетирование воспитателей;
«ВЫЯВЛЕНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ» - анкетирование родителей;
теоретический анализ педагогической, психологической литературы,
наблюдение за процессом развития эмоциональной сферы дошкольников;
Использование тестов для выявления уровня развития эмоциональной сферы;
использование различных педагогических технологий по развитию у детей эмоций в игре, в повседневной деятельности, в процессе специально организованных коррекционно-развивающих занятий, а также при проведении экологических занятий.
Слайд 20Диагностический инструментарий
Программа компьютерной обработки блока психологических тестов. «Диагностика готовности к
школьному обучению» - АМАЛТЕЯ – научно-производственная фирма.
Детский тест тревожности. Р.
Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Анкетный метод оценки эмоциональной и нервно-психической сферы детей.
Диагностика дезадаптации ребенка в раннем возрасте.
«Контурный С.А.Т. – Н». Э. Крис (авторская модификация Н.Я.Семаго).
«Рисунок семьи»
«Нарисуй человека, которого ты любишь больше всего».
Графическая методика «Кактус». И т.д.
Слайд 21Работа ведется в тесном контакте с родителями и со всеми
специалистами ДОУ.
Повышению качества работы по развитию эмоций способствует рациональная
организация развивающей среды в группах и кабинете педагога-психолога, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов, позволяющая варьировать формы и способы организации жизнедеятельности
Слайд 22Эмоциональное развитие
дошкольников в МДОУ ЦРР д/с №5 «Чебурашка»
г.
Новошахтинска
Игры и упражнения
Массаж и самомассаж
Экологические занятия
Специалисты ДОУ
Коррекционно-развивающие
занятия
Методические
рекомендации
Педсоветы
Самообразование
Релаксация
Общение со сверстниками
Чтение литературных
произведений
Проведение
экологических
праздников
Сочинение сказок
Прослушивание
музыкальных
произведений
Моделирование
ситуаций
Коррекционно-развивающие
занятия
Родители
Родительские собрания
Повседневная деятельность
Консультации
Стендовый материал
Деловые игры
Индивидуальная работа
Упражнения
Слайд 23Мониторинг
В результате
коррекционно-развивающей работы у детей, прошедших курс психокоррекционных занятий, вырабатываются положительные
черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои, формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка.
Анализ уровня готовности к обучению в школе свидетельствует об эффективности используемых методов. Индивидуальная и групповая коррекционная работа позволяет сформировать функциональную готовность воспитанников к обучению в школе.
Слайд 24Показатели уровня тревожности в начале работы по развитию эмоций
Показатели
эмоциональной напряжённости в начале работы по развитию эмоций
Слайд 25
Показатели уровня тревожности и эмоциональной
напряжённости после проведённых психопрофилактических занятий.
Слайд 26Перспективы и возможности использования опыта.
Опыт рассчитан на педагогов-психологов и воспитателей детских садов.
При использовании опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами необходимо соблюдать следующие правила:
Перед проведением занятий установить тесный контакт с детьми и родителями;
Использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и будут обеспечивать его сохранение до окончания занятия;
Включать упражнения по развитию методов саморегуляции и самосознания в любые занятия в качестве физкультминуток, а также использовать в свободной деятельности детей.
При использовании различных педагогических ситуаций давать возможность каждому ребенку высказать свою точку зрения и аргументировать ее.
Слайд 27Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и
навыков, также в установлении контактов с окружающими, и в социальной
адаптации детей.
Слайд 28Приглашаю педагогов, работающих по данной теме или заинтересованных, к сотрудничеству.