Слайд 1Системно-деятельностный подход
к формированию содержания филологического образования и технологии его реализации в условиях перехода на ФГОС основного образования.
Слайд 2«Развитие личности – смысл и цель современного образования»
(Из Концепции
ФГОС 2-го поколения)
Слайд 3Приоритетом начального общего образования
становится собственная деятельность ученика
и овладение школьниками
универсальными способами деятельности
(универсальными учебными
действиями).
Слайд 4Системно – деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка на
основе учебной деятельности.
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий
для
достижения основного результата.
Слайд 5Системно – деятельностный подход
Чему учить
обновление
требования к
содержания структуре
программ
Ради чего ценностей требования к
учить образования результатам
освоения ООП
Как учить средств требования к
обучения условиям
осуществления
образовательного
процесса
Слайд 6Системно – деятельностный подход
обеспечивает
системное включение обучаемого в процесс самостоятельного построения
им нового знания.
Слайд 7Основные характеристики
системно – деятельностного подхода
1. Процесс обучения - всегда обучение
деятельности (обучать деятельности – делать обучение мотивированным, учить школьника самостоятельно
ставить цель, находить пути, средства её достижения, помогать обучающимся сформировать умения контроля, самоконтроля, оценки, самооценки).
2. Процесс учения должен быть творческим.
Слайд 8 3. Совместная учебно-познавательная деятельность обучающихся под руководством учителя.
Л.С. Выготский (1926 г.): «…то, что сегодня ребёнок умеет
делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно…». Необходимо идти от действий внешних, практических к действиям внутренним.
Слайд 9СДП реализует переход:
от определения цели обучения как усвоения ЗУН к
определению цели обучения как формирования умения «учиться»;
от стихийности деятельности ученика
к её целенаправленной организации.
от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к осознанию учебной деятельности обучающимся;
от индивидуальной формы усвоения ЗУН к признанию ведущей роли учебного сотрудничества как способа обучения в «зоне ближайшего развития» каждого школьника.
Слайд 10Технология деятельностного метода –
механизм качественного достижения новых результатов образования
мотивация
к учебной деятельности;
актуализация знаний;
проблемное объяснение нового знания;
первичное закрепление во внешней
речи;
самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь);
включение нового знания в систему знаний и повторение;
Рефлексия (итог) урока.
Слайд 11Этапы формирования
универсальных учебных действий
Приобретение первичного опыта выполнения действия в
ходе пробных попыток.
Проблематизация прежнего способа его выполнения как недостаточного для
получения требуемого результата.
Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный самоконтроль и коррекция.
Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.
Слайд 12Современные образовательные технологии деятельностного типа.
технология мини – исследования;
организация проектной деятельности;
проблемно
– диалогическая технология;
оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
технология сотрудничества;
ИКТ – технология.
Слайд 13Системно-деятельностный подход при формировании содержания филологического образования и технологии его
реализации.
Примеры заданий на уроках русского языка.
Традиционные задания Продуктивные задания
- Назовите признаки - Докажите, что прилагательное
имени прилагательного. относится к классу имён.
- Сегодня на уроке мы - На основании названия темы и
рассмотрим следующие ключевых слов предположите, какие
вопросы… вопросы будут рассмотрены на уроке.
- Назовите глаголы, - Что нужно сделать, чтобы которые относятся к 1-му, определить, к какому спряжению 2-му спряжению. относится глагол?
Слайд 14Введение/открытие новых знаний
Постановка проблемы, поиск
решения.
Суть проблемного урока – «творческое усвоение знаний». И
первым звеном творчества является постановка проблемы. По образному выражению академика Струмилина, проблема подобна загадочному Сфинксу, который требует: « Разреши меня, а не то я тебя сожру». Следовательно, второе творческое звено – поиск решения.
Слайд 15 Гипотез много , но только одна из них
выдерживает строгую проверку и превращается в решение. Но мысль может
стать достоянием других только в «одетом» виде. Поэтому третье звено творческого процесса – выражение решения (алгоритм, стишок, доклад, сочинение миниатюра и т. п.) Творческий процесс завершается реализацией материального продукта (открытие знания в доступной для ученика форме).
Слайд 16Урок русского языка по теме «Правописание суффиксов – чик и
– щик».
Слайд 18Урок открытия нового знания.
Побуждающий диалог.
Слайд 20Выдвижение гипотез
Какие у вас были основания для выделения морфем?
Ваши версии.
1.
Подобрать однокоренные слова.
2. Есть уменьшительный суффикс -очк-
3. Найти слово, от
которого образованы эти слова.
Слайд 22Поиск образующего слова
Слово нужно объяснить, растолковать через другое родственное слово.
(Производящее слово – ближайшее родственное слово, «мама»)
Вазочка – маленькая ваза
Яблочко
– маленькое (или красивое) яблоко
Белочка – небольшая (хорошенькая) белка
Бабочка -? (нельзя объяснить)
Выделить окончание и основу в словах.
Слайд 26Урок открытия нового знания.
Работа в группах. Побуждающий диалог.
.
1. Выдача задания на группу и обсуждение в группах.
2. Вынесение
результатов обсуждения всему классу.
3. Краткая запись в тетрадях и на доске (слайде) кратких выводов.
4. Общие выводы. Формулировка правила учениками.
Слайд 27Какие УУД, личностные результаты, прежде всего, развивает проблемный диалог?
1. Регулятивные
– умение решать проблемы.
2. Коммуникативные – вести диалог.
3. Познавательные –
извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
4. Личностные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора и т.д..
Слайд 29Примеры компетентностных задач.
Проверяем умение отбирать источники информации, необходимых для решения
задачи.
Ты хочешь узнать значение слова «Отчизна». У тебя есть книги
на выбор:
Орфографический словарь.
Этимологический словарь.
Л. Успенский «Слово о словах».
Толковый словарь.
История России.
Словообразовательный словарь.
Словарь синонимов
М. Лермонтов «Родина».
В каких из них ты можешь найти нужные сведения? Заполни таблицу, расставив номера книг.
Книги, в которых я скорее Нужно посмотреть Книги, в которых с
всего найду ответ содержание скорее всего не найду ответ
Слайд 30Проверяем умение составлять план действий для достижения целей.
Тебе нужно сделать
фонетический разбор. Составь план своих действий. Для этого выбери необходимые
действия и расставь их по порядку.
Предлагаемые действия.
Найди и обозначь приставку и суффикс, если они есть.
Подчеркни в слове безударные гласные.
Запиши слово.
Раздели слово по слогам.
Запиши транскрипцию слова.
Поставь ударение.
Раздели слово для переноса
Подсчитай количество букв и звуков.
Назови буквы.
Дай характеристику звуков.
Найди корень: подбери несколько однокоренных слов.
Слайд 31Пробуем создавать и решать компетентностные задачи
1. Русский язык: он простой
или сложный?
2. Почему в русском языке слова имеют несколько значений?
3.
Нужны ли в современном русском языке заимствованные слова?
Нужен ли предмет «русский язык» в школе?
Зачем правильно ставить ударение в словах?
Слайд 32ПРИМЕНЕНИЕ ЛЮБОЙ ТЕХНОГЛОГИИ ДОЛЖНО БЫТЬ ОРИЕНТИРОВАНО:
- неформальное признание ученика субъектом
собственного образования;
- отказ от авторитарной позиции учителя в обучении;
- готовность
к скрытому руководству деятельностью учащихся;
- толерантность, готовность к принятию различных точек зрения субъектов образования;
- оптимистичный взгляд на перспективы развития образования.
Слайд 33 Следовательно, системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения
и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий,
которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению
Слайд 34Министерство образования Московской области ГОУ «Педагогическая академия»
«Системно-деятельностный подход к формированию
содержания филологического образования и технологии его реализации в условиях перехода
на ФГОС основного образования» (Из опыта работы в 5 классе по русскому языку )
Слушатель курсов «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС»: Золотухина Элеонора Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ Лицей города Фрязино Московской области.
03.02.2012 - 27.04.2012