Слайд 1Развитие понятия числа
(система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова)
Гаврюшина Л.С.,
учитель
математики МБОУ СОШ №12
г.Вышний Волочек
Тверская область
Слайд 2В основе курса обучения математике по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова положена концепция
действительного числа. В отличие от обычной программы предусмотрен такой вводный
раздел, при усвоении которого дети специально изучают исходное основание последовательного выведения всех видов действительного числа, а именно изучают понятие величины. Преемственность в обучении требует уже в начальной школе рассматривать основное математическое понятие - понятие числа через понятие величины. Операцией, специфической для способа измерения величин, является «откладывание» единицы измерения (мерки) на измеряемой величине и счет таких откладываний. Число в этом случае является характеристикой величины и зависит не только от измеряемой величины, но и от выбранной мерки. Меняя условия, при которых с помощью практических действий решается задача измерения и обратная ей задача построения (воспроизведения) величины посредством «откладывания» мерок (единиц измерения), дети будут «выращивать» различные виды чисел, знакомясь с общепринятыми способами их обозначений.
Слайд 3
1 класс. Тема урока: число
Задание: измерить величину М меркой Е
М
Е
М
Е
Слайд 4Выполнив практическое задание, учащиеся получают ответ: мерка Е укладывается в
величине М 3 раза
М
Е
3
М
Слайд 5М
Е
Е
Е
Е
Задание: измерить величину М меркой Е
5 класс. Тема: измерение величин
Слайд 6М
Е
Е
Е
Е
М=4Е
= 4
Е
4
М
М
Е
М
0
1
2
3
4
5
Е
М
Ситуация успеха: измерение величины М меркой Е и способы
фиксации этого отношения с помощью формул, схемы, на числовой
прямой.
Слайд 7М=4Е
= число
М
Е
величина
единица
= 4
Е
4
М
величина
единица
число
величина
=
число
.
единица
Данная таблица получается после обсуждения в группах
Слайд 8М
Вопрос:
Что это за число?
Нет такого числа или мы
его пока не можем записать?
Задание остается прежним: измерить величину М
меркой Е
М
Е
Е
Е
Е
Е
М= ? Е
М=aЕ М a Е
0
1
3
4
2
a
Слайд 9Е
Е
С
М
С
М
5
3
5 3
промежуточная мерка
2 класс. Новый «удобный» способ измерения
величины
Промежуточная мерка получена с помощью укрупнения основной.
Слайд 10Построить фигуры с площадями М и В, если
Е
3 5
Е
М
В
Е
3
5
С
Н
С
М
Н
В
Новый способ
Старый способ
Слайд 11Сравнение двух способов измерения величины с помощью
промежуточной мерки
Старый способ
1.
Единицу Е повторяем р раз и получаем величину С
2.С повторяем
m раз и получаем величину А
Новый способ
Единицу Е разбиваем на р равных частей и получаем величину С
С повторяем m раз и получаем величину А
Е А
С
Е А
С
р
р
m
m
Слайд 12Единицу Е разбиваем на р равных частей и получаем величину
С
С повторяем m раз и получаем величину М
Е
М
С
В
p
m
p
m
1. Единицу Е повторяем m раз и получаем величину B
2.B разбиваем на p равных частей и получаем величину М
?
Гипотеза о перестановочности в новом способе
m/p
Слайд 145 класс Обыкновенные дроби
Измерить величину М
меркой Е
М
Е
М
Е
С
3
2
⅔
C
Слайд 152 класс
Тема: позиционные системы счисления
М
Е
Величина, которую надо измерить, намного
больше данной мерки. У учащихся возникает потребность в новом способе
действия: использование набора мерок и записи результата измерения в таблицу.
Слайд 16Е
Е1
Е 2
Е1
Е
Е 2
3
3
Система мерок в троичной системе
1Е2 + 2Е1 +
1Е
М
М = 121(3)Е
М =
2 класс
5 класс
Слайд 175 класс
СТАНДАРТНЫЙ СПОСОБ ЗАПИСИ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА
М=
Е
Е1
Е2
…
n
n
n
…
aЕ2 +
bЕ1 + сЕ
М=…abc(n)Е
При n=10 получаем десятичную систему счисления
Слайд 18M
E1
E2
E2
E1
E
3
3
3
3
E1
2E1 + Е2
М
М =0, 21(3) Е
6
класс позиционные дроби
Е
Слайд 206 класс
Положительные и отрицательные числа
Слайд 21Опыт работы по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в начальной школе и основной
показывает, что обучающиеся по этой программе, отличаются тем, что могут
конструировать разные виды чисел и употреблять различные модели как средства разрешения учебных и математических проблем;
решать круг практических задач, выходя за пределы применимости открытых учащимися способов действия, т.е. решать задачи в новых условиях,
освоить вычислительные навыки и способы решения задач за более короткий отрезок времени.
Слайд 22
Литература
1.В.В.Давыдов
. Теория развивающего обучения.- М."Интор",1996.
2. В.В. Репкин, Н.В.Репкина.Развивающее обучение:
теория и практика.- Томск, "Пеленг", 1997.
3. В.П.Зинченко. Психологические основы педагогики. М."Гардарики",2002.
4. А.Б.Воронцов ,Е.В.Чудинова. Психолого-педагогические основы развивающего обучения. М.,2003.
5. А.Б.Воронцов Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М."РассказовЪ",2002.
6. Г.А.Цукерман Виды общения в обучении. Томск, "Пеленг, 1994.
7. Г.А.Цукерман Оценка без отметки. – Рига, 1999.
8. Г.А.Цукерман Как младшие школьники учатся учиться.-Рига, 2000.
9. В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Математика. Учебники для 1-4 класс. М., Вита-пресс, 2010
10.С.Ф.Горбов, В.М.Заславский, А.В.Морозова, Н.Л.Табачникова. Математика. Учебник-тетрадь 5 класс . М., Вита-пресс, 2005
11.С.Ф.Горбов, В.М.Заславский, О.А.Захарова, А.В.Морозова, Н.Л.Табачникова. Учебно-методический комплект « Математика. 6 класс» . М., Вита-пресс, 2006
12.С.Ф.Горбов, В.М.Заславский, А.В.Морозова, Н.Л.Табачникова. Обучение математике. 5 класс . Пособие для учителя. М., Вита-пресс, 2006