Слайд 1Речевое развитие первоклассников
Много на земле живых существ.
Из них только человек
обладает даром речи, даром слова.
Л.Успенский
Слайд 2Для ребёнка хорошая речь – залог
успешного обучения и развития.
«…там, где
дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга
на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга».
А.М. Пешковский
Слайд 3формирование речевой деятельности первоклассников
работа над развитием речевого аппарата;
- уточнение лексического
значения слов и обогащение словарного запаса;
- формирование грамматических навыков;
- работа
над связной речью;
- формирование умения воспринимать высказывания.
Слайд 4Развитие речевого аппарата
1). Постановка правильного дыхания.
Навыки правильного дыхания пригодятся детям
в последующей работе.
Выразительно читая стихи и другие тексты, они смогут
произносить прочитанное не в быстром темпе, а спокойно, соблюдая паузы в нужном месте.
Вот несколько примеров выработки необходимых навыков правильного (выразительного) чтения:
- выдыхаем резко, чтобы «задуть свечу»;
- выдыхаем продолжительно, «надуваем воздушный шарик»;
- чья бумажная снежинка дальше пролетит по воздуху?
- чья бумажная рыбка дальше проплывет по столу?
Слайд 5Развитие речевого аппарата
2). Развитие правильного звукопроизношения (внятности речи).
Цель этой
работы – формирование умения выделять тот или иной звук интонационно,
вслушиваться
в произношение,
стремление повторить его как можно чище.
Этому способствуют чистоговорки, скороговорки, артикуляционная зарядка.
Чистоговорки и скороговорки следует произносить медленно, работая над
каждым звуком.
Слайд 6Развитие речевого аппарата
3). В целях достижения выразительности речи при работе
со скороговорками
предлагаются детям выполнить такие задания:
- «Прочитай или повтори за
мной шепотом, беззвучно, тихо, громко»;
- «Прочитай или повтори с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно»
Слайд 7Игры со словами
- назвать слова близкие (противоположные) по смыслу;
- из
числа предложенных вниманию слов найти лишнее (например, «лиса, медведь, собака,
волк»), сказать об их сходстве и различии, четко обосновать свое мнение;
- назвать слово, расположить буквы в алфавитном порядке;
- назвать новое слово, поменяв порядок слогов, букв (например, «гила – игла»);
- объяснить значение слов, поменяв в одном из них букву (например, «бочка – точка»);
- изменить в предложенных словах ударение, сказать, как при этом изменилось значение слова (например, «замок, стрелки»).
Слайд 8Формирование навыков правильной речи
предупреждение использования ошибочных словосочетаний в речи;
правильное
употребление слов в предложении;
согласование слов в роде, числе и падеже;
осознанное построение предложений
Слайд 9Игры со словами
1) Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах
и рифмовках:
Лучше нас лесных… (ежей) нет на свете …
(сторожей).
Тишина царит в дремучем…
2) «Найди ошибку»:
Зимой в саду расцвели яблони.
В полу лежит красивый ковер.
3) Составление предложений по разным моделям:
Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко).
4) Распространение предложения:
Ярко светит солнце.
На небе ярко светит солнце.
На небе ярко светит весеннее солнце.
На небе ярко светит и играет весеннее солнце
Слайд 10Игры со словами
5) Изменение порядка слов:
На пороге сидела и
жалобно мяукала кошка.
6) Восстановление неправильного (деформированного) предложения:
лесу, роет, в, лиса,
нору
7) Составление предложения по аналогии:
Песок сыплют, а воду…
8) Составление ответа на вопрос:
Кто летает? Кто пишет стихи?
9) Добавление вспомогательных предложений:
Мы завтра пойдем в лес, если…
Слайд 11Игры со словами
10) «Объясни»:
Собака идет на кухню. Она выпивает
молоко у кошки. Кошка недовольна.
(Почему недовольна кошка?)
11) Согласование существительных и
местоимений:
«Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга).
Согласование глаголов и существительных:
Река __________… (шумела)
Море … (шумело) лес…(шумел)
Листья…(шумели)
12) Изменение порядка слов в предложении.
«Маленькие дети вошли в сказочный лес».
Прочти предложение в таком порядке слов: 2,3,4,6 или 3,4,5,6,1,2
Слайд 12Заключение…
Одной из особенностей семилетних детей является их речевая активность, желание
поделиться с окружающими своими впечатлениями, мыслями, сомнениями.
Однако эта потребность часто
не реализуется, так как многие дети этого возраста не умеют строить диалог, т.е. не владеют речевыми умениями и навыками достаточно для этого.
Поэтому не удивительно, что у ребенка желание высказывать свое мнение, обмениваться собственными мыслями и чувствами с окружающими со временем гаснет.
Слайд 13Заключение…
Для того чтобы обеспечить успешное речевое развитие ребенка, сформировать у
него готовность к разнообразной речевой деятельности (диалог, рассказ, рассуждение, описание
и др.), необходимо создать условия для свободного и интересного общения, в процессе которого дети и взрослые выступали бы как равноправные участники разговора.