Слайд 1
Рекомендации по адаптации обучения
детей с умственной отсталостью
в образовательной организации
Составитель:
Бражникова
Е.А. учитель-логопед, учитель-дефектолог
ГБОУ Школа №1391 г. Москва
Слайд 2Содержание:
1.Структура и формы организации ООД (занятия) в условиях интеграции
2. Предъявление
материала при организации ООД
3. Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии
4.
Примерная схема построения фронтального занятия
Слайд 3
1.
Структура и формы организации ООД (занятия) в условиях интеграции
Слайд 4
Требования, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:
Все занятия
должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей
и степени выраженности дефекта.
Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии).
В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.
Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики работы.
Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.
Слайд 5
Общие рекомендации по проведению занятий в условиях интеграции детей с
умственной отсталостью в нормативную группу ДО
6.Любые задания должны предлагаться в
наглядной форме.
7.Объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, в одной и той же последовательности и теми же выражениями.
8.Речевые инструкции надо предъявлять голосом разной громкости, не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом (целесообразно иногда переходить на шепотную речь).
9.Обращать внимание и подчеркивать успехи ребенка.
Слайд 62. Предъявление материала при организации ООД
(в условиях интеграции)
Слайд 7При обследовании ребенка специалисты сопровождения , воспитатели определяют уровень развития
ВПФ ребенка с умственной отсталостью. Для построения занятия важно на
каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал:
на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;
на уровне взаимодействия с помощью полусопряженных (частично совместных) с педагогом действий;
на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);
на уровне применения знаний по образцу;
на уровне речевой инструкции.
Слайд 8
Особенности предъявления материала и способы эффективного усвоения программного материала детьми
с умственной отсталостью
Коммуникативная деятельность
(работа с натуральными предметами, игровые речевые
ситуации, игровые упражнения, игры, способствующие развитию коммуникативных навыков)
Предметно-практическая деятельность
(предметно-практические манипуляции или действия с предметами по теме занятия)
Ознакомление с окружающим миром
ориентировка детей в предметном мире осуществляется на полисенсорной основе. Это: ощупывание предметов, проба на вкус, проба на запах, обводка руками контура предмета, воспроизведение движениями определенных действий (поглаживание кота, кормление кур и т.д.);
создание музыкального фона на этапе работы по ознакомлению детей с окружающим миром: пение, танцевальные движения, ритмичное музицирование на барабане, треугольниках, цимбалах и т.д.;
использование дидактического материала – вода, песок, глина, ведерки, совочки, тазики, губки, тележки, машинки, доступная и безопасная бытовая техника;
усвоение динамики действий, связанных с определенной порой года
(передача движениями как падают листья, качаются ветки деревьев, барабанят капли дождя (осень)
Слайд 93.
Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии
(в условиях интеграции)
Слайд 10Формы организации ООД в детском саду
Индивидуальные занятия Фронтальные занятия
Подгрупповые
(минигрупповые) занятия
Слайд 11
Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии
Перед началом любого фронтального занятия
педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и
каковы индивидуальные особенности ребенка с особыми образовательными потребностями (умственной отсталостью).
На занятии должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.
На занятии должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.
На занятии, необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.
Слайд 124.
Примерная схема построения фронтального занятия
(в условиях интеграции)
Слайд 13
Примерная схема построения фронтального занятия
Встреча с детьми (психологический настрой на
занятие, приветствие).
Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный
контакт, познание себя и окружающих путем использование метода «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала.
Работа по основной теме. В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой. Данный раздел может состоять из нескольких или одного составного блока.
Релаксационные упражнения.
Прощание с ребенком.
Слайд 15Содержание:
Рекомендации по проведению урока в инклюзивном классе
Требования к
режиму организации урока в инклюзивном классе
Виды помощи учащимся с
ОВЗ
(умственной отсталостью)
Слайд 16
Общие рекомендации по проведению урока в условиях интеграции детей с
умственной отсталостью в нормативный класс общеобразовательной школы
Цели обучения
детей с
ОВЗ (умственной отсталостью) в школе
Образовательная –
должна определять задачи усвоения учебного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками.
Воспитательная –
должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
Коррекционно-развивающая –
должна чётко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
Слайд 17Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе
Изучение материала урока
Общая тема
Темы разные
Фронтальная Индивидуальная
работа работа
Слайд 18
Проведение урока
(темы разные)
Класс
Ребенок с ОВЗ
(умственной отсталостью)
Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе
Слайд 19
Дополнительные (вспомогательные) материалы
Карточки-инструкции
Обучающиеся (норма)
Обучающиеся с ОВЗ (умственной отсталостью)
Слайд 20
Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе
1. Урок должен
иметь четкий алгоритм
Начало урока
Первый вариант
Второй вариант
Основной ход урока
Первый вариант Второй вариант
Слайд 21
Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе
2. Каждое задание,
которое предлагаемое «особым»
детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий
Правила подачи
устного материала на уроке
учитель проговаривает само задание– дети или один ребенок проговаривают задание после учителя;
учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребенок проговаривают за учителем;
пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем;
итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок
(проговаривает учитель, потом дети).
Слайд 22
Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе
Правила подачи письменного
материала
на уроке
учитель проговаривает само задание– дети или один ребенок
проговаривают задание после учителя;
детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения ;
- проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание; учитель просит каждого ребенка устно проговорить, что получилось в задании или один ребенок отвечает, все дети смотрят, правильно ли они в своих карточках выполнили это задание; при этом проговариваются все ошибки и способы их устранения.
Слайд 23
Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе
3. Урок в
инклюзивном классе должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения
восприятия материала
Наглядное обучение
стимулирует элементарные умственные процессы
развивает устную речь
способствует лучшему закреплению изучаемого материала в памяти учащихся
Слайд 24
Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе
4.Ввиду слабого внимания
детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной
деятельностью
на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:
а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;
в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);
г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
Слайд 25Виды помощи учащимся с ОВЗ
(умственной отсталостью)
Учебная помощь
осуществляется в соответствии
с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока,
объема и уровня сложности учебных заданий.
Стимулирующая помощь
используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно.
Направляющая помощь
используется в моменты урока, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов действий.
Обучающая помощь
используется, когда указанные выше виды помощи не эффективны. Учитель может непосредственно показать ученику последовательность и образец выполнения задания.