Слайд 1Результативность образовательного процесса в системе дополнительного образования детей 
(итоги городского
                                                            
                                    
согласованного исследования)
Ситник Лиана Робертовна, зав.сектором ГЦРДО, к.п.н.
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2
Результа-тивность ?
Результат ?
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Темы исследований
«Инновационная и исследовательская деятельность в УДОД».
«Занятие как специфическая форма
                                                            
                                    
организации образовательного процесса в УДОД».
«Результативность образовательного процесса в УДОД».
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Аспекты проблемы результативности
Теоретический
Методико-
технологический
Рефлексивный
Проблема 
сущности
Что понимать под 
результатом и 
результативностью 
образовательного
                                                            
                                    процесса?
Как достигать 
желаемого результата?
Проблема 
достижения 
С помощью чего и 
как
                                    оценивать и 
измерять результат? 
Проблема 
оценивания
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Цель исследования:
Изучение результативности образовательного процесса в УДОД как полифункциональной, многоаспектной,
                                                            
                                    
многоуровневой системы.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Задачи:
Определение современных научных подходов к изучению проблемы результативности образовательного процесса
                                                            
                                    
в системе дополнительного образования детей.
Выявление спектра мнений педагогов дополнительного образования,
                                    учащихся и родителей о результативности образовательного процесса в УДОД.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Задачи:
3. Определение критериев результативности образовательного процесса.
4. Разработка полифункциональной, многоаспектной, многоуровневой
                                                            
                                    
модели результативности образовательного процесса в соответствии со спецификой дополнительного образования.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Задачи:
5. Разработка, подбор и адаптация диагностических методик определения результативности образовательного
                                                            
                                    
процесса.
6. Разработка методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования «Результативность образовательного
                                    процесса в УДОД».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Предмет и объект исследования:
Предмет – особенности, параметры результативности образовательного процесса
                                                            
                                    
в УДОД и факторы влияния на результативность.
Объект – образовательный процесс
                                    в УДОД.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Гипотеза исследования:
Результативность образовательного процесса в УДОД является полифункциональной, многоаспектной, многоуровневой
                                                            
                                    
системой, определяющей качественный уровень дополнительного образования.
Результативность образовательного процесса обусловлена: 
			-
                                    спецификой ДО, 
			- компетентностью педагога ДО, 
			- современными социальными реалиями 	(общество, семья, ребенок), 
			- системой управления, ориентированной 	на результат.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Теоретические методы
Анализ научной литературы по проблеме исследования;
Проектирование и моделирование (разработка
                                                            
                                    
единого понятийного аппарата, разработка диагностической программы исследования и создание модели
                                    результативности образовательного процесса в УДОД).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Практические методы
Анкетирование (педагогов, учащихся и родителей);
Стандартизированные психологические тесты (Кетелла и
                                                            
                                    
Фидлера-Ясюковой);
Информационные карты самооценки и экспертной оценки;
Анализ полученных эмпирических данных.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Mетодики
«Образовательные потребности» и «Карта интересов», 
тесты Фидлера и Кетелла,
методика «Ценностные
                                                            
                                    
ориентации», 
карты самооценки учащимся и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося
                                    по освоению опыта теоретической информации и способов практической деятельности, приобретению опыта творчества.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Показатели результативности
стабильность количественного и качественного состава учащихся;
уровень освоения учащимися образовательной
                                                            
                                    
программы; 
результаты участия детей в конкурсах (смотрах, фестивалях, соревнованиях, выставках
                                    и т.д.) разного уровня;
качество программно-методического обеспечения (образовательная программа, учебно-методический комплекс, обобщенный опыт работы, публикации, авторские методики и т.д.);
результаты участия в педагогических и профессиональных конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д. разного уровня;
включенность родителей в образовательный процесс (участие родителей в творческой жизни коллектива, работа родительского совета).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Структура 
согласованного исследования
Инвариантная программа исследования.
2. Вариативная программа исследования.	
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Инвариантная программа исследования
Особенности:
 направлена на 	изучение общих проблем и тенденций
                                                            
                                    
выбранной темы;
реализуется всеми участниками программы исследования (лаборатории педагогов-исследователей). 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Вариативная программа исследования
Особенности:
направленная на дополнительное изучение, разработку и конкретизирование отдельных
                                                            
                                    
аспектов темы исследования педагогическими коллективами ряда учреждений;
реализуется каждым учреждением, участвующим
                                    в исследовании с учетом своей специфики и традиций. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Трактовка понятия результат в словарях русского языка
то, что достигнуто с
                                                            
                                    
завершением какого-нибудь действия или является следствием какого-либо состояния (Малый толковый
                                    словарь);
показатель мастерства (Малый толковый словарь);
конечный итог, завершающий собой что-нибудь (С.И.Ожегов. Словарь русского языка);
следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог, развязка, исход, конец дела (В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Походы к определению понятия результата в образовании
Состояние системы в определенный
                                                            
                                    
момент в соответствии с поставленной целью
Итог деятельности педагога, или взаимодействия
                                    педагога и учащихся, или процесса
Изменение состояний, свойств, личности ребенка, системы отношений, содержания образования и т.д.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Система дополнительного образования детей
свобода выбора
вариативность 
личностно-ориентированный подход к ребенку
реализация коммуникативных
                                                            
                                    
потребностей на основе сотрудничества, сотворчества и общности интересов
возможность творческой самореализации
                                    и развития творческого потенциала учащихся
комфортная эмоционально-психологическая атмосфера
самостоятельная выработка стандартов результативности (самостандартизация)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Результат образовательного процесса
объективные изменения, проявляющиеся на уровнях:
 личности ребенка и
                                                            
                                    
педагога
 системы отношений
 «продуктов» педагогической деятельности и деятельности ребенка в
                                    образовательном процессе
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22 Результат образовательного процесса в УДОД
ИЗМЕНЕНИЯ
Субъективного уровня
Объективного уровня
Личности ребенка
Личности педагога
Системы
                                                            
                                    
отношений
«Продукты»
педагогической 
деятельности
«Продукты»
деятельности 
ребенка
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ:
	Совокупный итог, объективное изменение ситуации в образовательном учреждении,
                                                            
                                    
в качествах и свойствах личности, в социальной среде, в динамике
                                    собственного развития, сопряженные с целью данной деятельности; это также степень удовлетворенности участников совместной деятельности (детей, родителей, сотрудников и т. д.)
(Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. стр.226)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
	Итог целенаправленной совместной деятельности педагога и ребенка; деятельность,
                                                            
                                    
дающая промежуточный и конечный продукт, имеющий две грани – внешнюю
                                    (видимую) и внутреннюю (личностную). 
(Золотарева А.В. «Проблема оценивания и отслеживания результата деятельности учреждения дополнительного образования детей» в сб. Проблема результата и качества деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Материалы научно-практической конференции. - Ярославль, 1997)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Образовательный результат
(результат для ребенка) 
	Итог работы ребёнка в образовательном процессе,
                                                            
                                    
организованном педагогом, т.е. итог освоения ребёнком предлагаемого ему содержания образования
                                    (т.е. образовательной программы)
(Ильина Т.В.. Мониторинг образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования детей (научно-методический аспект). В 2-х частях. Часть 1.-Ярославль.:ГУ ЦЦЮ, 2000.- 76с.11-12)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Результативность
Степень соответствия полученных и ожидаемых результатов;
Совокупность положительных результатов, получаемых в
                                                            
                                    
ходе процесса или после его завершения.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Практическое значение исследования:
Различие понятий «результат» и «результативность»;
Пакет из 18 диагностических
                                                            
                                    
методик в адрес педагогов;
Методические рекомендации;
Программа курсов повышения квалификации «Мониторинг результативности
                                    образовательного процесса в системе дополнительного образования детей».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Приглашаем к сотрудничеству!
gzrdo@mail.ru
SitnikL@mail.ru