Слайд 1Результативность образовательного процесса в системе дополнительного образования детей
(итоги городского
согласованного исследования)
Ситник Лиана Робертовна, зав.сектором ГЦРДО, к.п.н.
Слайд 2
Результа-тивность ?
Результат ?
Слайд 3Темы исследований
«Инновационная и исследовательская деятельность в УДОД».
«Занятие как специфическая форма
организации образовательного процесса в УДОД».
«Результативность образовательного процесса в УДОД».
Слайд 4Аспекты проблемы результативности
Теоретический
Методико-
технологический
Рефлексивный
Проблема
сущности
Что понимать под
результатом и
результативностью
образовательного
процесса?
Как достигать
желаемого результата?
Проблема
достижения
С помощью чего и
как
оценивать и
измерять результат?
Проблема
оценивания
Слайд 5Цель исследования:
Изучение результативности образовательного процесса в УДОД как полифункциональной, многоаспектной,
многоуровневой системы.
Слайд 6Задачи:
Определение современных научных подходов к изучению проблемы результативности образовательного процесса
в системе дополнительного образования детей.
Выявление спектра мнений педагогов дополнительного образования,
учащихся и родителей о результативности образовательного процесса в УДОД.
Слайд 7Задачи:
3. Определение критериев результативности образовательного процесса.
4. Разработка полифункциональной, многоаспектной, многоуровневой
модели результативности образовательного процесса в соответствии со спецификой дополнительного образования.
Слайд 8Задачи:
5. Разработка, подбор и адаптация диагностических методик определения результативности образовательного
процесса.
6. Разработка методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования «Результативность образовательного
процесса в УДОД».
Слайд 9Предмет и объект исследования:
Предмет – особенности, параметры результативности образовательного процесса
в УДОД и факторы влияния на результативность.
Объект – образовательный процесс
в УДОД.
Слайд 10Гипотеза исследования:
Результативность образовательного процесса в УДОД является полифункциональной, многоаспектной, многоуровневой
системой, определяющей качественный уровень дополнительного образования.
Результативность образовательного процесса обусловлена:
-
спецификой ДО,
- компетентностью педагога ДО,
- современными социальными реалиями (общество, семья, ребенок),
- системой управления, ориентированной на результат.
Слайд 11Теоретические методы
Анализ научной литературы по проблеме исследования;
Проектирование и моделирование (разработка
единого понятийного аппарата, разработка диагностической программы исследования и создание модели
результативности образовательного процесса в УДОД).
Слайд 12Практические методы
Анкетирование (педагогов, учащихся и родителей);
Стандартизированные психологические тесты (Кетелла и
Фидлера-Ясюковой);
Информационные карты самооценки и экспертной оценки;
Анализ полученных эмпирических данных.
Слайд 13Mетодики
«Образовательные потребности» и «Карта интересов»,
тесты Фидлера и Кетелла,
методика «Ценностные
ориентации»,
карты самооценки учащимся и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося
по освоению опыта теоретической информации и способов практической деятельности, приобретению опыта творчества.
Слайд 14Показатели результативности
стабильность количественного и качественного состава учащихся;
уровень освоения учащимися образовательной
программы;
результаты участия детей в конкурсах (смотрах, фестивалях, соревнованиях, выставках
и т.д.) разного уровня;
качество программно-методического обеспечения (образовательная программа, учебно-методический комплекс, обобщенный опыт работы, публикации, авторские методики и т.д.);
результаты участия в педагогических и профессиональных конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д. разного уровня;
включенность родителей в образовательный процесс (участие родителей в творческой жизни коллектива, работа родительского совета).
Слайд 15Структура
согласованного исследования
Инвариантная программа исследования.
2. Вариативная программа исследования.
Слайд 16Инвариантная программа исследования
Особенности:
направлена на изучение общих проблем и тенденций
выбранной темы;
реализуется всеми участниками программы исследования (лаборатории педагогов-исследователей).
Слайд 17Вариативная программа исследования
Особенности:
направленная на дополнительное изучение, разработку и конкретизирование отдельных
аспектов темы исследования педагогическими коллективами ряда учреждений;
реализуется каждым учреждением, участвующим
в исследовании с учетом своей специфики и традиций.
Слайд 18Трактовка понятия результат в словарях русского языка
то, что достигнуто с
завершением какого-нибудь действия или является следствием какого-либо состояния (Малый толковый
словарь);
показатель мастерства (Малый толковый словарь);
конечный итог, завершающий собой что-нибудь (С.И.Ожегов. Словарь русского языка);
следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог, развязка, исход, конец дела (В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).
Слайд 19Походы к определению понятия результата в образовании
Состояние системы в определенный
момент в соответствии с поставленной целью
Итог деятельности педагога, или взаимодействия
педагога и учащихся, или процесса
Изменение состояний, свойств, личности ребенка, системы отношений, содержания образования и т.д.
Слайд 20Система дополнительного образования детей
свобода выбора
вариативность
личностно-ориентированный подход к ребенку
реализация коммуникативных
потребностей на основе сотрудничества, сотворчества и общности интересов
возможность творческой самореализации
и развития творческого потенциала учащихся
комфортная эмоционально-психологическая атмосфера
самостоятельная выработка стандартов результативности (самостандартизация)
Слайд 21Результат образовательного процесса
объективные изменения, проявляющиеся на уровнях:
личности ребенка и
педагога
системы отношений
«продуктов» педагогической деятельности и деятельности ребенка в
образовательном процессе
Слайд 22 Результат образовательного процесса в УДОД
ИЗМЕНЕНИЯ
Субъективного уровня
Объективного уровня
Личности ребенка
Личности педагога
Системы
отношений
«Продукты»
педагогической
деятельности
«Продукты»
деятельности
ребенка
Слайд 23РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ:
Совокупный итог, объективное изменение ситуации в образовательном учреждении,
в качествах и свойствах личности, в социальной среде, в динамике
собственного развития, сопряженные с целью данной деятельности; это также степень удовлетворенности участников совместной деятельности (детей, родителей, сотрудников и т. д.)
(Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. стр.226)
Слайд 24РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Итог целенаправленной совместной деятельности педагога и ребенка; деятельность,
дающая промежуточный и конечный продукт, имеющий две грани – внешнюю
(видимую) и внутреннюю (личностную).
(Золотарева А.В. «Проблема оценивания и отслеживания результата деятельности учреждения дополнительного образования детей» в сб. Проблема результата и качества деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Материалы научно-практической конференции. - Ярославль, 1997)
Слайд 25Образовательный результат
(результат для ребенка)
Итог работы ребёнка в образовательном процессе,
организованном педагогом, т.е. итог освоения ребёнком предлагаемого ему содержания образования
(т.е. образовательной программы)
(Ильина Т.В.. Мониторинг образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования детей (научно-методический аспект). В 2-х частях. Часть 1.-Ярославль.:ГУ ЦЦЮ, 2000.- 76с.11-12)
Слайд 26Результативность
Степень соответствия полученных и ожидаемых результатов;
Совокупность положительных результатов, получаемых в
ходе процесса или после его завершения.
Слайд 27Практическое значение исследования:
Различие понятий «результат» и «результативность»;
Пакет из 18 диагностических
методик в адрес педагогов;
Методические рекомендации;
Программа курсов повышения квалификации «Мониторинг результативности
образовательного процесса в системе дополнительного образования детей».
Слайд 28Приглашаем к сотрудничеству!
gzrdo@mail.ru
SitnikL@mail.ru