Слайд 1Проектно-исследовательская
деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства
учителя
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом
виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно»
(А. Дистервег)
Подготовила: Михеева Т.В.
учитель математики
МБОУ «СКШИ VIII вида»
г.Чернушка,2018
Слайд 2Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный
вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов,
чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Слайд 3
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность
учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на
достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации
проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Слайд 4Исследование – извлечь нечто
«из следа», т.е. восстановить
некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в
конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Слайд 5Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской
задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:
постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Слайд 6Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение
целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение
ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Она является организационной рамкой исследования.
Слайд 7Основные этапы исследования:
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и
конкретных задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Выбор метода (методики) проведения
исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Слайд 8В настоящее время проектно-исследовательская деятельность классифицируется:
по составу участников;
по целевой
установке;
по тематике;
по срокам реализации.
Слайд 9 В практике используются следующие виды проектов:
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а
затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролево-игровые (с
элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года.
Слайд 10Вам необходимо организовать проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися, если Вы хотите:
повысить мотивацию школьников к учению;
расширить свой творческий потенциал;
способствовать
развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;
создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;
способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;
наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;
получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.
Слайд 11Проект - это «пять П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое «П» проекта - это его портфолио, т.е. папка, в
которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Слайд 12Виды презентаций проектов:
Деловая игра
Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных
технологий
Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей
Игра с залом
Научная
конференция, доклад
Пресс-конференция
Путешествие, экскурсия
Реклама
Ролевая игра
Спектакль
Соревнование
Телепередача и т.д.
Слайд 13Проектная деятельность: роль учителя
Не столько преподавать, сколько создать условия для
проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению
полученных знаний на практике.
Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
Слайд 14Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности?
Умения
и навыки работы в сотрудничестве:
Навыки коллективного планирования
Умение взаимодействовать
с любым партнером
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
Навыки делового партнерского общения
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Менеджерские умения и навыки:
- Умение проектировать процесс (изделие).
- Умение планировать деятельность, время,
ресурсы.
- Умение принимать решения и прогнозировать
их последствия.
- Навыки анализа собственной деятельности
(её хода и промежуточных результатов)
Слайд 15 Коммуникативные умения:
- Умение
инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать
вопросы и т.д.
- Умение вести дискуссию
- Умение отстаивать свою точку зрения
- Умение находить компромисс
- Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
- Навыки монологической речи
- Умение уверенно держать себя во время
выступления
- Артистические умения
- Умение использовать различные средства
наглядности при выступлении
- Умение отвечать на незапланированные вопросы
Слайд 16Рефлексивные умения:
- Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно
знаний
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для
решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
- Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
- Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы
- Умение выдвигать гипотезы
- Умение устанавливать причинно-следственные
связи.
Слайд 17Вывод:
ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ?
Проект - это метод обучения
-
Может применяться на уроке и во внеурочное время.
Ориентирован на
достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален.
- Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
- Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проектирование - это содержание обучения
- Может быть частью предмета "Технологии", самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов.
Проект - это форма организации учебного процесса
- Может стать альтернативой классно- урочному обучению.
Слайд 18Смогут ли педагоги использовать потенциал проектной технологии?
Станет ли метод
проектов основой для повышения качества образовательного
процесса?