Слайд 1Управление качеством образования в условиях реализации образовательного процесса образовательного учреждения
Харина
Н.В.
Томская область
Слайд 2 Стратегическая задача модернизации образования -
« обеспечение современного качества
образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и государства»
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2.
Слайд 3Цель проекта:
разработка эффективной модели управления качеством образования в
школе, основанной на современных подходах и опыте собственной практики проектирования
педагогических изменений в управлении школой.
Слайд 4Задачи проекта:
разработать внутришкольную Модель качества образования в школе, скорректировать
«Политику школы в области качества», «Положение о службе качества в
школе»;
разработать новые параметры качества образования в школе (кроме региональных в рамках реализации РСОКО) на уровне школы, учителя, ученика в соответствии с целями и задачами программы развития школы;
разработать модель непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированную на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся ( в соответствии с приоритетами программы развития школы);
разработать систему мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей).
Слайд 5 В Концепции развития РСОКО В Томской области под качеством образования
понимается
«степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям
и результатам и условиям образовательной деятельности, социальным и личностным ожиданиям».
Комплексный проект модернизации образования
Слайд 6Качество образования в школе
– это соотношение цели и результата, при
условии, что цель поставлена только операционально и спрогнозирована в зоне
ближайшего развития ребенка. Образование считается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном уровне
Слайд 7Основные направления работы Службы качества:
Качество управления школой
Качество проводимых уроков
Качество учебных достижений учащихся в соответствии с их уровнем обучаемости
Достижение максимально высоких результатов итоговой и промежуточной аттестации, включая результаты ЕГЭ
Качество проведения внеклассных и внешкольных мероприятий
Определение уровня воспитанности учеников
Слайд 8Сохранение и укрепление здоровья учащихся, улучшение уровня психологического климата в
классах и школе
Качество работы со школьной документацией (журналы,
личные дела, дневники и т.д.)
Качество организации учебно-воспитательного процесса
Высокие достижения учащихся, учителей и коллектива школы в различных творческих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах
Слайд 9Провозглашенные цели школа реализовывала с помощью:
внедрения в
образовательный процесс современных, передовых технологий
создания творческого,
высокопрофессионального коллектива учителей, принимающих идеи управления качеством образования
сочетания администрирования, программно-целевого управления с самоуправлением, элементами рефлексивного управления
эффективного использования и управления всеми видами ресурсов, включая кадровые, информационные, мотивационные, программно-методические, нормативно-правовые, организационные, материально-технические и финансовые.
Слайд 10Параметры качества на уровне школы на первом этапе:
обученность, обучаемость
учащихся;
адекватность достигаемых результатов образования;
итоговая аттестация и результаты ЕГЭ;
процент поступивших в
вузы;
уровень достижений в олимпиадах;
уровень спортивных достижений;
уровень участия в творческих конкурсах и выставках;
достижения и победы учителей, школы;
воспитанность учащихся;
отношение к школе учеников;
показатели здоровья учителей и учащихся;
Слайд 11На уровне учителя:
психологический климат в классе
качество проведения уроков
качество проведения внеклассных
мероприятий
качество работы с документами
На уровне ученика:
личная успеваемость и воспитанность
победы
в городских и школьных олимпиадах и спортивных соревнованиях
смотивированность учащихся на образование
сформированность общеучебных умений и навыков
Слайд 12Основные направления программы развития школы:
обеспечение качества и доступности образования
совершенствование
воспитательной и внеурочной деятельности учащихся
усиление здоровьесберегающей и профилактической направленности УВП
повышение
эффективности организационно-методической и управленческой деятельности
расширение социального партнёрства, открытости, гласности работы школы
Слайд 13Анализ нормативно-правовой базы
1. Приказ Департамента общего образования Томской области
(далее ДОО ТО) № 652 от 05.05. 2008 г. «О
введении в действие Положения о региональном банке контрольно-измерительных материалов для мониторинга и оценки качества подготовки и обучающихся образовательных учреждений Томской области».
2. Приказ Департамента общего образования Томской области № 639 от 04.05.2008 г. «Об утверждении показателей оценки результатов деятельности общеобразовательных учреждений».
3. Приказ Департамента общего образования Томской области № 791 от 30.05.2008 г. «Об утверждении Положения о центре оценки качества образования Томской области».
4. Приказ Департамента общего образования Томской области № 833 от 07.06.2008 г. «Об утверждении инструктивно-методических материалов аккредитационной экспертизы деятельности образовательного учреждения по показателям качества образования».
5. Приказ Департамента общего образования Томской области № 1005 от 07.08.2008 г. «Об утверждении региональной программы мониторинговых исследований на 2008-2010 годы».
6. Информационное письмо Департамента общего образования Томской области № 2190/01-08 от 15.10.2008 г.
7. Приложение 1 к письму Департамента общего образования Томской области № 2190/01-08 от 15.10.2008 г. «Примерное положение о распределении стимулирующих выплат работникам общеобразовательных учреждений».
8. Приказ Департамента общего образования Томской области № 1447 от 26.11.2008 г. «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Томской области».
9. Распоряжение Губернатора Томской области № 278-ра от 08.05.2008 «О мерах по реализации комплексного проекта модернизации в Томской области».
10. Постановление Губернатора Томской области № 52 а «О мероприятиях по реализации комплексного проекта модернизации образования в Томской области».
11. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266-1.
12.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 г. № 197-ФЗ.
13.Закон Томской области от 12. 11. 01. №119-ОЗ «Об образовании в Томской области».
Слайд 14Деятельность по реализации проекта
1 этап – подготовительный, январь-апрель 2009 г.,
(разработка индивидуального проекта, анализ существующей нормативно-правовой базы, подготовка теоретического обоснования
проекта)
2 этап – разработнический, май-сентябрь 2009 г., (разработка новых показателей и критериев оценки качества образования в школе, разработка положений: «Положение о внутришкольной системе оценки качества», «Положение о «Портфолио» ученика», корректировка Политики школы в области качества, «Положения о Службе качества» в связи с новыми целями и задачами, разработка Модели качества образования в школе, разработка системы мотивации для педагогов, учеников, родителей для повышения качества образования в школе, разработка модели непрерывного повышения квалификации учителей.)
3 этап – внедренческий, сентябрь - декабрь 2009 г. (разработка и внедрение новой системы оценивания для учащихся, формирование банка данных приемов, способов, методов формирования у учащихся напредметных умений, навыков, компетентностей, внедрение в практику работы школы новой Модели качества образования с новыми показателями и критериями, внедрение Модели непрерывного повышения квалификации учителей, внедрение системы мотивации для педагогов, учеников, родителей).
Слайд 15 План-график реализации проекта ( 2009 год )
Разработка индивидуального
проекта (январь-апрель)
Проведение школьных пробных ЕГЭ в 9-х, 11-х классах (апрель)
Участие
в тестировании по новым текстам КИМов в 10-х классах (май)
Разработка новых показателей и критериев качества образования на уровне школы, учителя, ученика (июнь)
Проведение анализа результатов работы школы по новым показателям и критериям (июнь )
Разработка «Положения о «Портфолио» ученика» (июль)
Корректировка «Политики школы в области качества», «Положения о службе качества» (июль)
Разработка системы диагностики и мониторинга мотивации для педагогов, учеников, родителей (август)
Разработка модели непрерывного повышения квалификации педагогов (сентябрь)
Создание банка данных приемов, способов, методов формирования у учащихся надпредметных умений, навыков и компетентностей (сентябрь-декабрь)
Разработка и внедрение новой системы оценивания достижений учащихся (сентябрь-декабрь)
Слайд 16Ожидаемые результаты проекта:
Модель управления качеством образования в школе, включающая «Положение
о внутришкольной системе оценки качества», «Политику школы в области качества»,
«Положение о службе качества в школе»; «Положение о «Портфолио» ученика», новые показатели и критерии оценки качества образования в школе на уровне школы, учителя, ученика;
Модель непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированная на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся;
система мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей);
банк данных приёмов, способов, методов формирования у учащихся надпредметных умений, навыков и компетентностей;
банк оценочных материалов для пяти ступеней внутришкольного контроля (1, 5, 7, 9, 11 кл.).
Слайд 17Литература.
[1.] Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть
/ Москва, «Сентябрь», 2001г.
[2.] Проект. Государственная программа «Образование и развитие
инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009- 2012 годы».
[3.] Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. / Москва . 1993 г.
[4] Борисенков В.П. Стратегия образовательных реформ в России ( 1985 – 2005 гг.) // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2008, №1, с. 20- 38. 2.
[5] О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании,- М., 1996.
[6] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2.
[7] Тестов В.А. Фундаментальность образования: современные подходы.// Педагогика,
Научно – теоретический журнал , №4, 2006г., с. 3-9.
[8] Баранцев Р.Г. Тринитарная методология в синергетике/ / Перспективы синергетики в ХХI веке / : Сб. материалов Международной научной конференции: В 2-х томах. Т.1 Белгород, 2003.
[9] Панасюк В.П.Школа и качество: выбор будущего.- СПб.: КАРО, 200.- 384 с.- (Модернизация общего образования).
[10] Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества российского образования. / Педагогика , №1, 2006, с. 22- 31.
[11]Громова Т.В. Критерии и оценки качества образования // Директор школы . 2006. №5. С.51-55.
[12]Комплексный проект модернизации образования
[13]Поташник М.М. Качество образования: жизнь постоянно актуализирует это понятие, обогащает его.// Народное образование, 2006, №4, с. 163-171.
[14] Гормин А.С. Процессуальная модель оценки качества образования // Директор школы- 2005. - №10. С. 17 -24.