Слайд 1Велиляева Васпие Наримановна
МБОУ «Каменоломненская средняя школа»
Родительское собрание «Как помочь ребёнку
стать внимательным»
Слайд 2Цели:
1) осмыслить то, что называют «вниманием» и познакомиться с
основными свойствами внимания;
2) изучить в ходе собрания упражнения и игры,
которые способствуют развитию внимания учащихся.
Слайд 3Внимательный ребёнок – это …
Слайд 4Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённом объекте и
явлениях.
Основные свойства: концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.
Слайд 5Внимание может быть:
Непроизвольным (не имеющее цели и волевого усилия).
Произвольным (наличие
цели и активное её поддержание посредством силы воли).
Слайд 6Концентрация внимания
- это умение сосредоточиться на нужном объекте,
отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу.
Слайд 7Объём внимания
- характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых
в сознании объектов.
Слайд 8Устойчивость внимания –
- это возможность длительного сосредоточения на одном
и том же объекте, одной и той же проблеме.
Слайд 9Распределение внимания
- это одновременное внимание к одному
или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или
наблюдений за ними.
Слайд 10Переключение внимания
- это перемещение внимания с одного объекта
на другой или с одного вида деятельности на другой в
связи с постановкой новой задачи
Слайд 11Внимание – это не раз и навсегда данное качество!
Внимание можно
и нужно развивать!
Самому ребёнку это сделать трудно. Ему необходимо помочь
научиться управлять своим вниманием. И главным помощниками ребёнку могут стать мама и папа.
Слайд 12Индивидуальные особенности внимания:
Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго
и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к
следующей.
Слайд 13Индивидуальные особенности внимания
2. Легко переключаемое внимание в процессе работы, но
так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.
Слайд 14Индивидуальные особенности внимания
3. Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом.
4.
Легко отвлекаемое внимание.
Слайд 15Индивидуальные особенности внимания
5. Устойчивое непроизвольное внимание:
дети сосредотачивают внимание
на интересных особенностях изучаемого материала.
Слайд 16Если у детей не сформировано произвольное внимание, то -
Они будут
заменять буквы – гласные или согласные, близкие по акустическим признакам:
дети –теди,
дети – бети, звуки – жвуки.
Слайд 17Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут:
Пропускать буквы в словах – тава –трава, трва – трава;
В примерах пропускают цифры и знаки: 12-6=5 1 -6=5 12- 6 5;
Слайд 18Если ребёнок переставляет слоги в словах, то:
- это связано с
неустойчивостью внимания, например, стройка – сытыройка, проходили – прохолиди, собрались
– собрасьли, трава - твара.
Слайд 19Если ребёнок добавляет в слова гласные, то -
это связано
с неустойчивостью произвольного внимания, например,
дрова –дорова,
стройка – сытыройка.
Слайд 20Нестандартные задачи
Каким этажом сверху будет шестой этаж девятиэтажного дома?
Улитка
от точки А проползла 2 см на север, потом 3
см на восток, потом 2 см на юг, а потом 3 см на запад. Где она оказалась в результате?
Слайд 22Найди спрятавшиеся слова
долпраптекамтрьдроздалжекарандаштмопр дятеллевшаноликлитм
Слайд 23Игровое упражнение
«КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»
- Я предлагаю вам, уважаемые родители, внимательно
прослушать сказку «Лисёнок и лягушонок» Г.Юдина и подсчитать в ней
количество слов со звуком «л».
В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимончики. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.
-Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех тор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.
- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
Слайд 24Игра «ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ»
Участники игры становятся в
круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко
говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон, и т. п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.
Слайд 25Игра « ПОВТОРИ БЫСТРО »
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они
повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит
слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»:
- Ну начали! Повторите – «стол».
Играющие повторяют: « Стол».
- Повторите – «Окно».
Играющие говорят: «Окно».
- Скажите – «Улица». Быстро – «кошка» и т. д.
Слайд 26Дефицит внимания
Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.
Не может сидеть спокойно на
месте. Когда требуется это.
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии)
На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.
При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.
Не может играть тихо, спокойно.
Болтливый.
Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)
Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.
Признаки гиперактивности (1,2,9,10)
Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)
Импульсивности (4,5,11,14)
Слайд 27Рекомендации родителям:
Помогите вашим детям стать внимательными.
Приобретайте, читайте и используйте книги,
в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
В
основе внимания лежит интерес. Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания».
Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.
Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое- в знакомом.
Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.
Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей.
В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.
Слайд 29Литература
Учиться на пятерки по русскому языку. Как? /С.Н.Костромина. –
М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008
Мищенкова Л.В. Тесты, кроссворды, загадки и
развивающие задания: для детей 8-10 лет/ Ярославль: Академия развития, 2008