Слайд 1Секреты родительского мастерства
Слайд 2Внешние вызовы
социально-политические изменения
экономический и экологический кризисы и, как следствие, необходимость
уменьшения расходов на образование, ухудшение здоровья детей
демографические изменения
кризис и изменение
семьи как социального института, породившие дефицит диалога между детьми и взрослыми
развитие средств массовой информации и коммуникации, которые выступают значимыми факторами социализации личности ребенка, семьи и школы
Слайд 3Внутренние вызовы
обновление знаний о возможностях и потребностях развития ребенка
необходимость применения
новых более совершенных технологий обучения и воспитания
общая неудовлетворенность от достигаемого
качества обучения
Слайд 4Почему «секреты» ?
Потому что знания, о котором пойдет речь, нет
в открытом доступе. Это знание невозможно обнаружить в ходе внешнего
наблюдения, но лишь в процессе наблюдения внутреннего, в процессе самонаблюдениия.
Слайд 5Житейская психология
Взгляды и представления людей, не имеющих специального психологического знания.
В
зарубежной психологии синонимом этому понятию является понятие «народная психология развития»
(P. Heymans).
Слайд 6Неформальные
объединения семей
Педагогика Б.П. Никитина
Сознательное родительство (И.Б.Чарковский)
Нравственная педагогика и психология
(А.Ц.Гармаев)
Клуб православной семьи
Клуб многодетной семьи
Слайд 7Педагогика Б.П.Никитина
Ценности: раннее физическое и интеллектуальное развитие ребенка
Средства: спортивный комплекс,
закаливание, предметная среда
Действия родителей: родители создают проблемные ситуации, которые ребенок
должен разрешить сам
Критерии оценки: скорость решения ребенком головоломок
Коррекция – продолжать следовать намеченной программе, поддерживая положительное настроение ребенка
Слайд 8Сознательное родительство
Ценности: «гармоничное развитие ребенка, который живет в согласии
с природой и обществом».
Средства: бэби-йога, динамическая гимнастика, длительное пребывание
ребенка в воде.
Действия родителей: акватическая подготовка беременной к родам, роды в домашних условиях, без вмешательства медицинского персонала, закаливание.
Критерии оценки не прописаны.
Коррекция заключается в строгом следовании намеченным шагам, не взирая на эмоции ребенка, его желание или нежелание делать что-либо.
Слайд 9Нравственная педагогика и психология
Ценности: нравственное развитие ребенка.
Средства: нравственное поведение
родителей, «уклад» жизни семьи в духе времен домостроя.
Действия родителей:
выполнение членами семьи обязательств друг по отношению к другу, подчинение раз и навсегда установленному «укладу».
Критерии оценки: степень соответствия поведения ребенка нравственным принципам, которые установлены родителями.
Коррекция поведения ребенка – санкции, предполагающие наказания ребенка за нарушение правил.
Слайд 10Клуб православной семьи
Ценности: вера ребенка и родителей в бога.
Средства:
поведение родителей как пример послушания.
Действия родителей: соблюдение библейских заповедей,
следование наставлениям духовных отцов, посещение церковных служб.
Критерии оценки: степень соответствия поведения ребенка предписанным правилам.
Коррекция детского поведения - осуществляется посредством молитвы.
Слайд 11Клуб многодетной семьи
Ценности: выживание.
Средства: обеспечение детей питанием и одеждой.
Действия родителей:
диалог с государственными структурами для получения льгот от государства, помощь
в получении жилья или дачных участков, получение путевок для детей и лагеря или санатории.
Критерии оценки: добились – не добились
Слайд 12Уровень интеллектуального развития детей
Слайд 13Своеобразие психического развития детей
Слайд 14Итог 20-летнего периода
Выше перечисленные системы сковывают творческое развитие ребенка, ограничивают
его свободу в выборе собственного пути развития, имеют место сильные
эмоциональные переживания ребенком состояния неблагополучия ребенка и т.д.
Слайд 15Основные направления академической психологии
психоанализ (З.Фрейд, А.Фрейд);
бихевиоризм (А. Бандура и др.),
теории социального научения (Дж.Гевирц, Р.Сирс),
генетическая психология (Ж.Пиаже),
гуманистическая психология
(А.Маслоу, К. Роджерс, В.Сатир);
культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский),
деятельностный подход (Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, П.Я. Гальперин),
отношенческая психология (В.Н. Мясищев).
Слайд 16Основные направления практической психологии
теория семейных систем М. Боуэна,
структурная семейная терапия
С. Минухина,
теория семейных расстановок Б. Хеллингера,
стратегической семейной терапии (К.
Маданес),
нарративный подход,
краткосрочная терапия, ориентированная на решение,
нейро-лингвиистическое программирование,
когнитивная психотерапия,
Эриксоновский гипноз,
клиент-центрированная терапия К. Роджерса.
Слайд 17Основные темы для беседы с родителями
Родительские чувства
Родительские представления
Особенности восприятия и
описания проблемной ситуации
Набор коммуникативных навыков
Внутренние состояния ребенка
Формулирование цели
Умение отслеживать
получаемый результат
Семейная история
Слайд 18Чувства
как совокупность внутренних сигналов, телесных сигналов, эмоциональных переживаний, как форма
отражения ситуации, содержащей элемент новизны.
Слайд 19Научное знание
на уровне чувств близкий взрослый может осознавать собственные чувства
и внутренние состояния в тот или иной момент времени, в
той или иной ситуации,
принимать их и
говорить о них.
Слайд 20Житейские представления
на уровне чувств родители не считают необходимым обращаться к
своим внутренним состояниям как к критерию правильности сделанного выбора:
в ситуациях, содержащих элемент новизны, между ребенком и близким взрослым находятся не чувства последнего, а его убеждения, как ребенку следует вести себя «здесь и сейчас»
Слайд 21Представления родителей: научное знание
Речь идет о мировоззрении человека. на уровне
взглядов и представлений важны убеждения взрослого, которыми он руководствуется в
построении взаимодействия с ребенком;
Слайд 22Научное знание
Концепция М. Снайдера раскрывает механизм влияния родительских взглядов и
представлений на детское развитие. Он раскрывает понятие, которое известно в
психологии как «самоактуцализирующиеся пророчества».
Слайд 23Житейские представления
на уровне взглядов и представлений собственную позицию родители обычно
формулируют таким образом: «Хорошими дети не рождаются. Хорошими их делают
родители, и надо об этом заботиться и строго следить за поведением ребенка»
Слайд 24Особенности восприятия и описания ситуации: научное знание
Принцип объективности. Он является
чрезвычайно важным в исследовании детской психики, и потому о нем
важно рассказать родителю.
Слайд 25Научное знание
На уровне «описания окружающего мира, другого человека, себя» близкому
взрослому может быть полезно безоценочно описывать факты и события, связанные
с ребенком, его эмоционально-личностным развитием ребенка.
Слайд 26Житейские представления
язык описания, которым пользуется взрослый, наблюдая за поведением ребенка,
чаще всего изобилует интерпретациями.
Слайд 27Набор коммуникативных навыков: научное знание
Набор коммуникативных навыков – вербальные и
невербальные средства общения.
Слайд 28Научное знание
На уровне используемых вербальных и невербальных средств общения родителю
полезно осознавать средства (вербальные и невербальные), которыми он пользуется. Речь
родителя – особый объект внимания здесь. Что и как говорят родители, обращаясь к ребенку? Какими могут быть форма и содержание речи родителей, чтобы способствовать развитию ребенка, его эмоциональному благополучию?
Слайд 29Житейские представления
на уровне вербального и невербального общения в поле собственного
внимания родители не включают лексический состав собственной речи, обращенной к
ребенку. Не осознают собственные параметры невербального поведения – позу, жесты, мимику, интонацию. Не задумываются над тем, а как их вербальные и невербальные паттерны воспринимаются ребенком, как отражаются на его эмоциональном состоянии
Слайд 30
Формулировка целей
Полезно говорить с родителями о формулировании целей.
Слайд 31Научное знание
На уровне «формулирование цели и построение шагов по ее
достижению» значимыми являются следующие вопросы: как взрослые формулируют цели, и
в какой степени могут брать на себя ответственность за ее достижение; насколько четко взрослые могут определить критерии достижения цели; способны ли они четко определить контекст, в котором эта цель должна иметь место; могут ли оценить экологичность результата; могут ли оценить его позитивную составляющую; могут ли предвидеть препятствия; могут ли уточнять цель в соответствии с ними
Слайд 32Житейское представление
на уровне постановки цели и планирования шагов по ее
достижению родители скорее думают о том, чего они не хотят
видеть в поведении ребенка, нежели о том, чего хотят.
Слайд 33Умение отслеживать результат
Критерии оценки полученного результата обсуждаются в академической
психологии.
Слайд 34Семейная история
Семейная история – еще одна тема для обсуждения с
родителями.
Слайд 35Научное знание
осознание близким взрослым «собственной принадлежности к своей семейной системе»
предполагает, что родитель знаком с историей своей семьи; знает особенности
каждого члена генеалогического дерева (в трех-четырех поколениях); принимает каждого из членов семьи вне зависимости от его личностных особенностей; может говорить о них другим людям; умеет устанавливать отношения сотрудничества с другими членами семьи;
Слайд 36Реальность
на уровне принадлежности к семейной системе обязательно в каждой семье
есть хотя бы один человек, о котором другие члены семьи
считают нужным не упоминать в разговоре не только с другими людьми, но и с членами семьи. В таких семьях прослеживаются слияние и размытость границ людей, составляющих семейную систему. Членам семьи легче находиться друг с другом в состоянии «слияния» или «эмоционального разрыва», нежели установить отношения сотрудничества и признать право на наличие собственных «границ» и «границ» других членов семьи
Слайд 37Научное знание
На уровне распознавания внутренних состояний ребенка родитель отслеживает
состояния ребенка, возникающие в ответ на слова и поведение взрослого.
Слайд 38Житейское представление
На уровне опознания внутренних состояний ребенка взрослые зачастую фиксируют
лишь поведение ребенка, а не его эмоциональные состояния (например, выполнил
или нет поручение просьбу взрослого)
Слайд 39Необходимые компоненты психологической компетентности родителей
Слайд 40Необходимые компоненты психологической компетентности родителей
Осознание факта принадлежности
к семейной системе