Слайд 1Цитата и притча,
как способ вовлечения учащихся в процесс глубокой
нравственно-духовной беседы
Учитель самопознания
Чаганской ОСОШ Теректинского района ЗКО:
Шыныбекова Ю.К.
Слайд 2 «Воспитание детей – это огромные инвестиции
в будущее», подчеркнул лидер нации Н.А. Назарбаев
в своем Послании
народу Казахстана
Будущее нашей страны напрямую зависит от воспитания наших детей, от ценностей, которые мы им прививаем сегодня.
«Нам выпало жить в эпоху перемен,
стать свидетелями второго и начала третьего тысячелетия.
Это редчайший повод для того, чтобы заглянуть внутрь самих себя, задуматься о своей жизненной миссии и предназначении».
Слайд 3Рекомендации по планированию урока
1. Тема из учебника, остальной материал
подбирает учитель. Важен творческий подход учителя. Важно сердцем понять что
взять из учебника, а что внести нового, как подарок от учителя.
2.В цели урока должна быть отражена общечеловеческая ценность, связанная с темой урока.
3. В задачах урока (обучающая, развивающая, воспитательная) должны быть отражены качества
4. Выполнение государственного стандарта – обязательно домашнее задание из учебника, опережающего характера.
Рекомендации по работе с позитивным высказыванием и притчей
Цитата и притча обогащают подсознание
Позитивное направление цитаты и притчи
Цитата и притча направлены на раскрытие ценности
Вопросы к цитате и притче, раскрывают качества
Слайд 4Требования к вопросам
Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону
жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.
Вопрос должен
подвигнуть ребенка на то, чтобы он задумался над мотивами поступка, постарался увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.
Вопрос должен помочь ребенку увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.
Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.
Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.
Слайд 5
Духовный уровень
Уровень различения (Разум, знания)
Положительное сознание
Ментальный уровень(Ум, впечатления)
Эмоциональный уровень(чувства) подсознание
Физический уровень
Вот, что получится, если связать иерархическую структуру личности, соответствующую положениям гуманистической психологии с абсолютными общечеловеческими ценностями
ПРАВЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ПОКОЙ
ЛЮБОВЬ
ИСТИНА
НЕНАСИЛИЕ
Интуиция, совесть, вдохновение
Пять органов чувств
Слайд 6Качества, присущие Праведному поведению.
Праведное поведение – это, то что рождается
в сердце, а затем выражается в форме слов и практикуется.
Привычки,
Управление желаниями, Сотрудничество, Дисциплина, Правильная мысль, Правильная речь, Долг и благодарность
Непротивление происходящему
Аспекты Праведности
Практика Праведного поведения Сонастроенность с Настоящим Моментом
Слайд 7Духовно-нравственная глубина урока
Праведное поведение
Начальное звено: говорить правду; не красть; не
нарушать обещания; не сориться; здоровье, гигиена; уважение к родителям; учителям;
старшим; послушание; храбрость и т.д.
Среднее звено: хорошие манеры, пунктуальность; не говорить плохо о других; быть бережливым, понимать опасность вредных привычек; правильное питание; уверенность в себе; справедливость; выполнение своего долга в семье, школе и т.д.
Старшее звено: говорить правду, дисциплина, долг, концентрация; правильно используйте свое время; установите потолок желаний (еда, деньги, энергия и т.д.) бескорыстное служение обществу; социальная и гражданская ответственность; качества истинного лидера; справедливость и т.д.
Слайд 8Тема: В зеркале дружбы Класс: 8
Ценность: Праведное поведение
Качества: Справедливость, не
говорить плохо, бескорыстие.
Поведение –это зеркало, в котором каждый
показывает
свой лик
В. Гете
Что является отражением души человека?
Кто для нас является зеркалом?
Как часто мы прислушиваемся к голосу совести, чтобы быть единым в мыслях словах и делах?
Слайд 9Два друга в пустыне
Однажды, идя по тропе в пустыне, поспорили
два друга и один из друзей в
порыве эмоций дал
пощёчину другому. Последний почувствовал острую
боль, но стерпел и ничего не сказал, а лишь написал на песке: - Сегодня мой
самый лучший друг дал мне пощёчину. Друзья продолжали идти по пустыне и
нашли реку, в которой решили искупаться, что бы очиститься от пыли и пота.
Тот, который получил от друга пощёчину стал тонуть, но друг спас его. Когда тонувший пришёл в себя, он высек на камне: «Сегодня мой самый лучший
друг спас мне жизнь». Тот, который дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: - Когда я тебя обидел пощёчиной, ты написал об этом на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, то обиду нужно записывать не в памяти души, а на песке, чтобы ветры легко её стёрли. Но когда кто-либо делает нам добро,
мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть
благодарность из нашей памяти.
Насколько важно уметь простить друга?
Как мы себя чувствуем, когда дарим добро?
Почему в дружбе очень важно бережно относится к друг – другу?
Какие качества поведения помогают укрепить дружбу?
Слайд 11Внутренний покой
Начальное звено: вежливость, не сердиться, практика сидения в
тишине ума, сосредоточенность, терпение, дисциплина и т.д.
Среднее звено: правильное ритмичное
дыхание; уравновешенность, контролируйте гнев, жадность, леность,
не обманывайте себя; терпение и т.д.
Старшее звено: простая жизнь, высокие мысли; ограничение желаний; уверенность в себе; преданность делу; самообладание; уважение к себе; скромность; позитивное мышление и т.д.
Духовно-нравственная глубина урока
Слайд 12Тема: В ладу с самим собой Класс 10
Ценность:
Внутренний покой
Качества: самообладание, позитивное мышление, уважение к себе и
к окружающим
Мы никогда не сможем добиться спокойствия во внешнем мире, пока не добьемся его во внутреннем.
Далай Лама
Как вы можете соотнести связь внешнего и внутреннего мира человека?
В чем проявляется внутреннее спокойствие?
Жить во внутреннем покое – какое это состояние?
Слайд 13Философская притча
Один из учеников спросил Учителя, как поступать человеку
в гневе, как себя вести, когда в нем вскипают злость
или обида. В ответ Учитель рассказал, что когда он был молодым, у него была маленькая лодка, на которой ему нравилось в одиночестве плавать по озеру.
- Как-то раз, когда я медитировал с закрытыми глазами, - рассказывал Учитель, - О борт моей лодки что-то ударилось. В страшном гневе я открыл глаза, собираясь обругать того, чья лодка столкнулась с моей, но обнаружил, что лодка пуста. Поскольку не было человека, на которого я бы мог выплеснуть свой гнев, я вновь закрыл глаза и стал прислушиваться к себе, к своим ощущениям. Этот момент я запомнил на всю жизнь, потому что тогда я сделал первый шаг на своем пути. Я заглянул внутрь себя и понял, что пустая лодка стала моим Учителем. С тех пор каждый раз, когда я чувствую, что во мне поднимается гнев, я сам себе говорю, что «Эта лодка тоже пуста».
Почему необходимо прислушиваться к себе и своим ощущениям?
Почему голос сердца определяет согласие с самим собой?
Как вы понимаете значение слов «мир внутри – мир везде»?
Слайд 14Мать Тереза:
«Люди часто бывают неразумными, нелогичными и эгоцентричными. Все равно
прощай их.
Если ты добр, люди могут обвинить тебя в эгоистичных
и скрытых мотивах. Все равно будь добр.
Если ты добьешься успеха, то получишь несколько ложных друзей и несколько настоящих врагов. Все равно добивайся успеха.
Если ты честен и искреннен, люди могут обмануть тебя. Все равно будь честным и искренним.
То, на постройку чего ты потратил годы, кто-то может разрушить за одну ночь. Все равно строй.
Если ты обретешь душевное равновесие и счастье, к тебе будут испытывать ревность. Все равно будь счастлив.
То, добро, что ты сделал сегодня, люди часто забудут завтра. Все равно делай добро.
Отдавай миру самое лучшее, что у тебя есть, и этого может всегда не хватать. Все равно отдавай миру самое лучшее, что у тебя есть.»
Любовь
ВЗАИМНАЯ
БЕСКОРЫСТНАЯ
ЭГОИСТИЧНАЯ
Слайд 15Любовь
Начальное звено: любовь ко всем, любовь в семье, любовь к
животным, не быть эгоистом, уметь делиться, дружба, помощь другим и
т.д.
Среднее звено: умение прощать, искренность, бескорыстное служение людям, сострадание и т.д.
Старшее звено: симпатии и чуткость, сострадание, щедрость, гуманность , забота , чувство прекрасного, чувство братства, милосердие, преданность, жертвенность, дружба, почтительность, патриотизм, бескорыстие, служение семье, обществу, миру, умение делиться с другими, доверие.
Духовно-нравственная глубина урока
Слайд 16Тема: Начало начал Класс: 3
Ценность: любовь
Качества:
любовь в семье, помощь другим, доброта.
«Где любовь да совет, там
горя нет»
Народная мудрость
Что значит «любовь да совет в семье»?
Как можно назвать такую семью?
За что члены семьи любят друг друга?
Можно ли назвать такую любовь бескорыстной?
Слайд 17Рассказ В.А.Сухомлинского «Семь дочерей».
Было у матери
семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко.
Вернулась домой только через неделю. Когда мать, уставшая и обессилевшая от долгого пути, вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — проговорила вторая.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сообщила
третья.
— Мне было тяжело без тебя, как пчелке без цветка, — щебетала четвертая.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая.
— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- пролепетала шестая.
Седьмая дочка ничего не сказала. Она помогла матери раздеться и принесла ей чистой воды.
Какая из дочерей любит маму? Почему вы так думаете?
Что есть «бескорыстная любовь»?
В чём выражается любовь к своим родным, близким людям?
Слайд 18
Относительная истина
Индивидуальна
Изменяема
Находится на уровне чувств (логики)
Многообразна
Абсолютная истина
Универсальна
Неизменяема
Выше чувств (
вне времени и пространства)
Выражает единство
Слайд 19
Духовно-нравственная глубина урока
Истина
Начальное звено: говорить правду, говорить только то,
что хорошо и необходимо, видеть в хорошее в других, скромность;
оптимизм, любознательность и т.д.
Среднее звено: поиск знаний; единство мысли, слова и дела; видеть хорошее во всем; быть честным с самим собой; отличать хорошие поступки от плохих, патриотизм и т.д.
Старшее звено: ищите истину в самих себе; отличайте вечное от временного, реальное от нереального; самоанализ; ищите знания; уважения ко всем религиям, вера в себя, ответственность за мысли, слова и дела, позитивное мышление и т.д.
Слайд 20Тема: В поиске истины Класс: 6
Ценность: истина.
Качества:
единство мысли, слова и дела; поиски знаний, быть честным с
самим собой
Самый верный признак истины – это простота и ясность.
Л.Н. Толстой.
Как вы понимаете смысл цитаты?
В чём проявляется простота истины?
В чём проявляется ясность истины?
Какими качества истины вы обладаете?
Слайд 21Притча.
Как-то раз Боги, собравшись, решили создать этот
Мир. Первый создал Землю, второй Бог подумал и создал леса,
третий горы, четвертый моря, пятый создал Луну, шестой звезды. Седьмой Бог заранее предвидя, чем это все закончится, после долгих раздумий создал Человека. И когда Боги создали Человека, перед ними стала трудная задача – куда деть истину. Либо это шустрое двуногое существо, если он раньше времени разгадает истину, то натворит такое, что Богам даже стало страшно подумать. Поэтому первый Бог предложил закопать истину в землю, на что вторые сказали «нет», изобретет некую геологию, раскопает.
- Не пойдет. Давайте запрячем ее в лесу.
- Нет, профессионально займется туризмом, будет ходить в лес кушать шашлыки, хотя на самом деле будет искать истину. Третий сказал:
- Ну, давайте используем горы в конце концов, там не найдет.
- Нет, мы сделали людей сильными, кто-то сможет взобраться и найти, и если найдёт один, все остальные сразу узнают, где истина, - ответил другой.
- Тогда давайте спрячем его на дне моря!
- Нет, не забывай, что люди любопытны, кто-то сконструирует аппарат для подводного плавания, и тогда они обязательно найдут.
-Ну, давайте спрячем его на Луну, подальше от Земли, - предложил пятый Бог.
- Нет, помни, что мы дали им достаточно ума, когда-нибудь они придумают корабль, чтобы путешествовать по мирам, и откроют эту планету, и тогда найдут истину, ну а звезды смогут посмотреть в телескоп.
Седьмой, самый пожилой бог, который на протяжении всего разговора молчал, сказал: - Я думаю, что знаю, где нужно спрятать истину. - Где? - Мы спрячем истину в душу Человека. Он будет рыть Землю, разрушать леса, лезть в горы, нырять в океан, летать на Луну, стремиться к звездам не подразумевая о том, что истина в нем самом, они будут так заняты ее поисками снаружи, что им и в голову не придёт искать истину внутри себя. Все боги согласились, и с тех пор люди тратят всю свою жизнь в поисках истины, не зная, что она спрятана в них самих.
В чем смысл притчи?
Почему Боги, так затруднили задачу для человека?
Какой дорогой надо идти к истине?
Почему человек ищет истину?
Легко ли найти истину?
Слайд 23Ненасилие
Начальное звено: помогай всегда, не вреди никогда, не обижай других,
забота о животных, не играть с опасными предметами; работа в
команде, единство и т.д.
Среднее звено: понимать ценность другой культуры; толерантность, дружелюбие, единство. Память о культурном наследии, забота об общественной собственности, забота об окружающей среде и т.д.
Старшее звено: уважение ко всем религиям и культурам; не причинять зла ни одному существу ни мыслью, ни словом, ни делом; социальная справедливость; права человека; быть хорошим гражданином и т.д.
Духовно-нравственная глубина урока
Слайд 24Тема: Жить в мире с людьми. Класс: 6
Ценность: ненасилие.
Качества: толерантность, единство, дружелюбие.
Относись к людям так, как хочешь, чтобы
относились к тебе.
Народная мудрость
О чем это высказывание?
Какие качества необходимо проявлять по отношению к другим людям?
А как вы понимаете значение слова «толерантность», терпимость по отношению к окружающим?
Слайд 25Какие люди живут в этом городе?
Однажды один человек
сидел у входа в один город. К нему подошел юноша
и спросил:
- Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?
Старик ответил ему вопросом:
- А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?
- Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.
- Здесь ты встретишь точно таких же людей,- ответил ему старик.
Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:
- Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?
Старик ответил тем же:
- А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?
- О, это были добрые , гостеприимные и благородные люди. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться.
- Ты найдешь таких же и здесь, - ответил старик.
Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй отошел, он обратился к старику с упреком:
- Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?
- сын мой, каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях, откуда он пришел, здесь тем более не найдет ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдет верных и преданных друзей. Просто каждый находит только то, что умеет искать.
О чем говориться в притче?
Почему старик не стал говорить путникам о том, какие люди проживают в городе?
От чего зависит отношение окружающих к нам? Почему?