Слайд 1Психолого-педагогический семинар:: «Система психолого-педагогического сопровождения детей различных способностей».
Педагог-психолог МОУ Уваровщинской
сош
Эктова И.А.
Слайд 2ЗАДАЧИ:
1. Рассмотреть понятие «неуспевающие» дети, изучить причины неуспеваемости;
2. Рассмотреть понятия
«одаренные дети», «одаренность»;
3. Изучить особенности и проблемы одаренных детей;
4. Освоить
приемы и техники взаимодействия с неуспевающими и одаренными детьми.
ЦЕЛЬ: вооружение педагогов психолого-педагогическими знаниями
об особенностях работы с неуспевающими и одаренными детьми.
Слайд 3 Неуспеваемость –
отставание в учении, при котором учащийся
не
овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной
программой,
также
весь комплекс проблем, которые могут возникнуть у ребёнка в связи с системой обучения в образовательном учреждении.
Слайд 4Выделяют три степени школьной неуспеваемости:
1.Общее и глубокое отставание (по многим
или всем предметам длительное время)
2. Частичная, но относительно стойкая
неуспеваемость (по 1—3 наиболее сложным предметам)
3. Эпизодическая неуспеваемость (то по одному, то по другому предмету)
Слайд 5 Для того, чтобы добиться эффективной работы по преодолению неуспеваемости,
необходимо определить ее причины.
Упражнение «Причины неуспеваемости»
Слайд 6«Рейтинг», составленный учителями по стране:
1.Отсутствие волевых качеств, необходимых
для успешного овладения предметом (лень)
2. Необходимость большой самостоятельной работы для
овладения предметом.
3. Неумение самостоятельно думать, рассуждать, приводить сложные логические доказательства.
4. Отсутствие склонностей и способностей к предмету, недостаток интереса к нему.
5. Большие пробелы в знаниях по предмету.
6.Сомнения в пользе предмета для дальнейшей жизни.
7. Невозможность сохранять работоспособность в течение целого урока.
8. Большая загруженность вне учебного заведения, усталость от не связанных с обучением занятий.
9. Плохо написанные учебники.
Слайд 7
10.Слишком быстрый темп подачи материала, недостаток времени на обдумывание заданий,
большое число контрольных и проверочных работ.
11. Невозможность отличиться среди сверстников
в лучшую сторону, застенчивость, не позволяющая проявить свои знания.
12. Плохая дисциплина во время урока, неумение педагога организовать порядок на уроке.
13. Нелюбовь к учителю, преподающему предмет.
14. Однообразие, неинтересность заданий, выполняемых для овладения предметом.
15. Отсутствие снисходительности со стороны учителя, чрезмерное негативное внимание с его стороны.
16. Отсутствие необходимых физических качеств (ловкости, силы, зрения, слуха и т.д. )
17. Плохое преподавание учителем своего предмета.
Слайд 8Родители склонны считать, что главные причины неуспеваемости их детей —
это:
неинтересное преподавание
предмета
несправедливость учителей
лень ребенка
недостаток внимания
детей
отсутствие индивидуального
подхода к детям
большие учебные нагрузки
Слайд 9
Причины неуспеваемости:
Физиологические
Психологические
Социально-бытовые и педагогические
Слайд 10Физиологические причины неуспеваемости:
Леворукость
Астенический синдром.
Синдром психического инфантилизма.
Психоорганический синдром (ММД)
Синдром дефицита внимания
с гиперактивностью.
А также
общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей, инфекционные болезни, нарушения двигательных функций ЦНС.
Слайд 11Психологические причины неуспеваемости:
Уровень развития и качество познавательных процессов (особенности развития
внимания, памяти, мышления,недостаточный уровень развития речи, узость кругозора);
Отсутствие мотивации к
учебной деятельности;
Страх получить неудовлетворительную оценку, а вместе с ней неодобрение коллектива, значимых для учащегося людей.
Слайд 12Социально – бытовые и педагогические причины неуспеваемости:
Неблагополучные условия жизни,
Недостойное
поведение родителей
Отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребёнка.
Недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы
в знаниях
Слайд 13 Психотерапия неуспеваемости
Правило 1. «Не
бей лежачего».
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждёт спокойной
помощи, а не новых попрёков.
Правило 2. Не более одного недостатка в минуту.
Чтобы избавить человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь и помогайте ликвидировать его.
Правило 3. «За двумя зайцами погонишься…».
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
Правило 4. Хвалить исполнителя, критиковать – исполнение.
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть возможно более безличной.
Слайд 14Правило 5.
Сравнивай сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами.
Даже
самый малый успех – это победа над собой и она
должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило 6. Не скупитесь на похвалу.
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
Правило 7. Техника оценочной безопасности.
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Ещё не знаю, но могу и хочу знать».
Слайд 15 Правило 8.Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели.
Не
искушайте его невыполнимыми целями.
Правило 9. Учащийся – не объект, а
соучастник оценки.
Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с её дифференциации. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания.
Правило 10. Оценка должна выражаться в каких – либо зримых знаках : графики, таблицы, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
Слайд 16 Ниже перечислены личностные черты и деловые качества,
которые учитель встречает у
своих учеников.
Отметьте знаком «+»
те свойства, которые Вам
нравятся в учениках,
а знаком «-» те, что
не нравятся.
Слайд 17
Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее
дело.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
Занятый
своими делами (индивидуалист).
Быстро, «на лету» схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиняться большинству
или официальному руководителю.
Слайд 18Каких «+» у Вас больше?
Если четных + больше,Вы нестандартный учитель,
умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
На
практике такие учителя встречаются редко!
Слайд 19Одарённость –
уровень развития
способностей,
определяющий
диапазон деятельностей,
в которых
человек может достичь
больших успехов.
Слайд 20Сегодня одаренными детьми называют:
детей с интеллектом выше среднего;
детей с высоким
уровнем творческих способностей;
детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные
музыканты, художники, математики, шахматисты);
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Слайд 21Классификация одаренности
По формам проявления различают:
явную одаренность (достижения ребенка столь очевидны,
что его одаренность не вызывает сомнения)
скрытую одаренность (проявляется в замаскированной
форме. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов)
По широте проявления различают:
общую одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности);
специальную одаренность (обнаруживает себя в конкретных видах деятельности).
Слайд 22 Специальные виды одарённости
Музыкальное дарование
Художественная одаренность
Математическая и шахматная одаренность
Литературное дарование
Социальная
одаренность
Слайд 23Условия развития одаренности
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками
и способностями.
Однако не все они развиваются.
Нераскрытые возможности постепенно угасают
вследствие невостребованности.
Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.
Слайд 24Условия развития одаренности
Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение,
а к 12 годам в основном завершается.
К 8 годам достигается
90% развития интеллекта;
По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не
отличаются.
Слайд 25Характеристика одаренных детей
Опережающее познавательное развитие:
- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети
остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно
любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет.
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы;
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
- одаренные часто замахиваются на то, что пока им не по силам.
Слайд 26Психосоциальная чувствительность:
- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие,
опережающее восприятие и познание.
- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют
высокие требования к себе и окружающим.
- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.
- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
Слайд 27Физические характеристики:
- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят
они меньше обычного.
- их моторная координация и владение руками часто
отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
Слайд 28Степень одаренности
Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая
малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на
десять тысяч.
Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
Третья — собственно одаренные (15‑25 %).
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.