Разделы презентаций


Софизмы вокруг нас 11 класс

Содержание

Цели исследования:Исследовать понятие софизма и историю его возникновения;Выявить недостатки стандартного истолкования софизмов;Научиться решать софизмы для выявления замаскированных ошибок;

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Софизмы вокруг нас
Софизмы вокруг нас










ГБОУ СПО НО «Нижегородский медицинский базовый

колледж»
Кафедра общенаучных дисциплин
Белова Лариса Григорьевна – преподаватель математики

Софизмы вокруг насСофизмы вокруг насГБОУ СПО НО «Нижегородский медицинский базовый колледж»Кафедра общенаучных дисциплинБелова Лариса Григорьевна – преподаватель

Слайд 2

Цели исследования:
Исследовать понятие софизма и историю его возникновения;
Выявить недостатки

стандартного истолкования софизмов;
Научиться решать софизмы для выявления замаскированных ошибок;

Цели исследования:Исследовать понятие софизма и  историю его возникновения;Выявить недостатки стандартного истолкования софизмов;Научиться решать софизмы для выявления

Слайд 3

5 век до н.э.-появление софистов в Древней Греции

5 век до н.э.-появление софистов в Древней Греции

Слайд 4

СОВРЕМЕННЫЙ
СОФИЗМ

СОВРЕМЕННЫЙ СОФИЗМ

Слайд 7Реклама: Наш шампунь для роста волос лучше

Реклама: Наш шампунь для роста волос лучше

Слайд 8

«Акционерное общество,
получившее когда-то ссуду от государства,
теперь ему уже

не должно,
так как оно стало иным:
в его правлении

не осталось
никого из тех, кто просил ссуду».
«Акционерное общество, получившее когда-то ссуду от государства, теперь ему уже не должно, так как оно стало иным:

Слайд 9
Математические софизмы приучают тщательно следить за точностью формулировок, правильностью записи

чертежей, за законностью математических операций.

Математические софизмы приучают тщательно следить за точностью формулировок, правильностью записи чертежей, за законностью математических операций.

Слайд 10

Пусть а дм- длина спички и b дм - длина

столба. Разность между b и a обозначим через c .


Имеем b - a = c, b = a + c. Перемножаем два эти равенства по частям, находим:
b²-ab=ca-c².
Вычтем из обеих частей bc. Получим: b²- ab - bc = ca + c² - bc, или
b(b - a - c) = - c(b - a - c), откуда
b = - c, но c = b - a,
поэтому b = a - b, или a = 2b.
Где ошибка??
В выражении b(b-a-c )= -c(b-a-c) производится деление на (b-a-c), а этого делать нельзя, так как b-a-c=0.Значит, спичка не может быть вдвое длиннее телеграфного столба.

СПИЧКА ВДВОЕ ДЛИННЕЕ ТЕЛЕГРАФНОГО СТОЛБА







a


b

Пусть а дм- длина спички и b дм - длина столба. Разность между b и a обозначим

Слайд 11

2⋅2=5

4:4=5:5
4(1:1)=5(1:1)
4=5
2⋅2=5
Разбор софизма.
Ошибка сделана при вынесении общих
множителей 4 из

левой части и 5 из правой.
4:4≠4(1:1).

2⋅2=54:4=5:54(1:1)=5(1:1)4=52⋅2=5Разбор софизма. Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой.4:4≠4(1:1).

Слайд 12

ОЦЕНКА «2» РАВНА ОЦЕНКЕ «5»

Возьмём числовое равенство:
14 + 4

– 18 = 35 + 10 – 45
Вынесем

общие множители левой и правой части за скобки:
2(7+2-9)=5(7+2-9)
Разделим обе части на общий множитель:
2 = 5
Значит оценка 2 равна оценке 5?
Разбор софизма.
Ошибка допущена при делении верного равенства 2(7+2-9)=5(7+2-9) на число
7+2-9, равное 0. Этого нельзя делать.
Любое равенство можно делить только на число, отличное от 0.

ОЦЕНКА «2» РАВНА ОЦЕНКЕ «5»Возьмём числовое равенство: 14 + 4 – 18 = 35 + 10 –

Слайд 13ОДИН РУБЛЬ НЕ РАВЕН 100 КОПЕЙКАМ
Известно, что любые два равенства

можно перемножить почленно, не нарушая при этом равенства, т. е.если


а = b и c = d, то ac = bd.
Применим это положение к двум очевидным равенствам:
1 рубль = 100 копейкам и
10 рублей = 1000 копеек
Перемножая эти равенства почленно, получим
10 рублей = 100 000 копеек
и, разделив последнее равенство на 10, получим, что
1 рубль = 10 000 копеек
Таким образом,
один рубль не равен ста копейкам.
Разбор софизма: Ошибка, допущенная в этом софизме состоит в том, что все действия, совершаемые над величинами, необходимо совершать также и над их размерностями.

ОДИН РУБЛЬ НЕ РАВЕН 100 КОПЕЙКАМИзвестно, что любые два равенства можно перемножить почленно, не нарушая при этом

Слайд 14

ПРОЧИЕ СОФИЗМЫ

ПРОЧИЕ СОФИЗМЫ

Слайд 15


«Полупустое есть то же, что и полуполное.
Если равны половины,

значит, равны и целые.
Следовательно, пустое есть то же, что

и полное».
Разбор софизма. Ясно, что приведенное рассуждение неверно,
так как в нем применяется неправомерное действие:
увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно.


ПОЛУПУСТОЕ И ПОЛУПОЛНОЕ

«Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть

Слайд 16

«ВОР»
«ВОР»
«Вор не желает приобрести ничего дурного.
Приобретение хорошего есть дело

хорошее.
Следовательно, вор желает хорошего».
«ВОР»

«ВОР»«ВОР»«Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего».«ВОР»

Слайд 17

«Рогатый»

«Что ты не терял, то имеешь.
Рога ты не терял.


Значит, у тебя рога».

«Рогатый»«Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога».

Слайд 18
«Чем больше»
«Чем больше я пью водки,
тем больше у меня

трясутся руки.
Чем больше у меня трясутся руки,
тем больше

спиртного я проливаю.
Чем больше я проливаю, тем меньше я выпиваю.
Значит, чтобы пить меньше, надо пить больше».
«Чем больше»«Чем больше я пью водки, тем больше у меня трясутся руки. Чем больше у меня трясутся

Слайд 19

Ахиллес и черепаха

Ахиллес и черепаха

Слайд 20

«Мешок зерна»

«Мешок зерна»

Слайд 21


«Парадокс кучи»


Имеется утверждение: разница между "кучей" и "не кучей"

не в одном элементе.
Возьмем некоторую кучу, например, орехов. Теперь

начнем брать из нее по ореху:
50 орехов - куча,
49 - куча,
48 - тоже куча и т.д.
Так дойдем до одного ореха, который тоже составит кучу.
Вот тут-то и парадокс – сколько орехов бы мы не взяли,
они все равно будут кучей.
Такое рассуждение нельзя применять,так как не определено само понятие «куча».


«Парадокс кучи»  Имеется утверждение: разница между

Слайд 22








«Для того чтобы видеть,
вовсе необязательно
иметь глаза,
ведь без правого

глаза
мы видим,
без левого тоже видим;
кроме правого и левого,


других глаз у нас нет;
поэтому ясно,
что глаза не являются
необходимыми для зрения».
«Для того чтобы видеть, вовсе необязательноиметь глаза, ведь без правого глазамы видим, без левого тоже видим; кроме

Слайд 23 Движение летящей стрелы невозможно ввиду того, что в

каждый неделимый момент времени она покоится, а промежуток времени является

суммой бесконечного числа неделимых моментов.
Движение летящей стрелы невозможно ввиду того, что в каждый неделимый момент времени она покоится, а

Слайд 24


Этим простым на вид рассуждениям посвя-щены сотни философ-ских и научных

работ, где десятками спосо-бов доказывается ,что это не абсурд.

Этим простым на вид рассуждениям посвя-щены сотни философ-ских и научных работ, где десятками спосо-бов доказывается ,что это

Слайд 25

Разбор софизмов развивает логическое мышление;
помогает сознательному усвоению изучаемого материала;

воспитывает вдумчивость, наблюдательность, критическое отношение к тому, что изучается.
Кроме

того, разбор софизмов увлекателен..
Обнаружить ошибку в софизме - это значит осознать её а осознание ошибки предупреждает  от повторения её в других математических рассуждениях.

Заключение:

Разбор софизмов развивает логическое мышление; помогает сознательному усвоению изучаемого материала; воспитывает вдумчивость, наблюдательность, критическое отношение к тому,

Слайд 26

Список литературы
А.Г. Мадера, Д.А. Мадера «Математические софизмы»

Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин

«Математическая шкатулка»

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004 г.»

Ахманов А. С.,

Логическое учение Аристотеля, М., 1960;

Брадис В. М., Минковский В. Л., Харчева Л. К.,
«Ошибки в математических рассуждениях»
Список литературыА.Г. Мадера, Д.А. Мадера «Математические софизмы»Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка»«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004

Слайд 27

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика