Слайд 2Принципы обучения – это исходные дидактические положения, которые отражают протекание
объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность
на развитие личности.
Слайд 3 Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К.Д. Ушинским:
обучение должно
начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но
не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);
обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями обучающихся;
порядок и систематичность – одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;
обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность инициативу;
обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;
преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.
В истории педагогики выдвигались принципы природосообразности обучения (Я. А. Коменский), культуросообразности (Ф. А. Дистервег), формального и неформального подхода к образованию и др. Они оказались исторически преходящими.
Слайд 4Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового
времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие
принципы:
сознательности и активности;
наглядности;
систематичности и последовательности;
прочности;
научности;
доступности;
связи теории с практикой.
Эти принципы составляют систему дидактических принципов.
Слайд 5 Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один
в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая
из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов.
Содержательные принципы обучения отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием.
К ним относятся принципы:
Слайд 6Принцип гражданственности
отражает социальные аспекты обучения. Его значимость является общепризнанной в
связи с изменением государственного статуса России, необходимостью возрождения чувства патриотизма,
чувства Родины, развития национального характера.
Слайд 7Принцип научности
предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и
техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание
образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направленно на ознакомление обучаемых с объективными теориями, концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития.
Слайд 8
Принцип воспитывающего обучения
предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности:
нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание
в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых.
Слайд 9Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения
в традиционной дидактике он формулировался
как связь обучения с жизнью, теории с практикой. Фундаментальность в
обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний, развитие сознания и самосознания.
содержание образования, согласно данному принципу, должно торажать преобразования в экономике, политике, культуре, т.е. в том социальном контексте, в котором протекает жизнедеятельность обучаемых.
Слайд 10Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения
Преемственность касается содержания обучения, его
форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном
процессе личностных новообразований обучаемых.
Последовательность и систематичность позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира.
Слайд 11Принцип единства группового и индивидуального обучения
этот принцип обусловлен тем, что
индивид становится личностью благодаря, с одной стороны, его общению и
взаимодействию с другими людьми, а с другой – своему стремлению к обособлению. Общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и развитие личности
Слайд 12Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенносям обучаемых
предполагает реализацию возрастного
и индивидуального подходов.
Слайд 13Принцип сознательности и творческой активности обучаемых
Активность личности по своей природе
социальна и субъектна. Может иметь репродуктивный или творческий характер. Данный
принцип требует развития у обучаемых аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения. Реализации принципа способствует применение различных форм самоуправления в учебном процессе.
Слайд 14Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности
требует учета в
его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных
перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
Слайд 15Принцип наглядности
Я.А. Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому
в обучении нужно использовать все органы чувств человека.
Наглядность в обучении
основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному.
Слайд 16Принцип продуктивности и надежности обучения
является организационно–методическим принципом. Если обучение не
приводит к достижению целей образования, то в нем нет педагогической
необходимости. Обучение должно быть продуктивным, иметь образовательный, развивающий и воспитательный эффект.
Слайд 17Принцип оптимальности
определяется как взаимосвязь принципов процесса обучения. Он предполагает сочетание
различных методов, средств и форм организации учебного процесса, а также
создание необходимых учебно-материальных, гигиенических, социально-психологических, эстетических и других условий для его функционирования.