Слайд 1ГОУ РМЭ « специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа города Йошкар
– Олы № 1 для воспитанников обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
Социально-бытовая ориентировка
Учитель СБО Онучина Вера Васильевна
Слайд 2С Б О
Социализация
Быт
Ориентировка
Слайд 3Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта и
социальных ролей.
Ведущее и определяющее начало социализации – воспитание.
социализация отношений
Слайд 4
Уклад повседневной жизни, удовлетворение материальных потребностей, освоение духовных благ, культура
общения.
быт
Слайд 5
Различные формы и способы обследования окружающего мира и ознакомления с
окружающим обществом.
Ориентировка
Слайд 6Три группы знаний, умений и навыков накопления социального опыта
Слайд 7
Ведение семейного бюджета, выбор и содержание жилища, личные нужды, жизнь
в семье, воспитание детей, покупка продуктов и приготовление пищи, покупка
одежды и уход за ней, выполнение гражданских обязанностей, отдых, досуг и передвижение
1. Социально-бытовая адаптация
Слайд 8
Самосознание, уверенность в себе, социально ответственное поведение, межличностные контакты, независимость,
умение разрешать проблемы, общение.
2.Формирование личности
Слайд 9
Знание и исследование профессиональных возможностей, выбор профессии, трудовые умения и
навыки, поведение в трудовом коллективе, достаточные физические и специфические навыки,
поиск работы и сохранение рабочего места.
3.социально- трудовая адаптация
Внешний вид
Торговля
Питание
Трудоустройство
Учреждения, организации
Средства связи
Жилище
Семья
Личная гигиена
Бюджет
Транспорт
Культура поведение
Медицинская помощь
Слайд 11ЦЕЛЬ уроков СБО - Социальная адаптация в самостоятельной жизни
Слайд 12 1.Определить данного урока в
системе уроков по теме и обеспечить связь изучаемого материала с
ранее усвоенным.
С предыдущей темой
С знаниями, полученными по данной теме в младшем классе.
место
Слайд 132. Ясно представлять и сформулировать цель урока - мысленное предвосхищение
его конечных результатов.
должна формировать
способность у установлению причинно-следственных зависимостей и обладать свойствами:
-полнотой содержания,
-временной определённостью
- реальностью
- побудительностью
Цель
,
адекватные поставленным задачам.
- демонстрация
- практическая работа
- самостоятельные работы
- экскурсии
- ролевые ситуации
- работа с тестами, дидактическими заданиями, перфокартами, технологическими картами.
приёмы и методы
должны соответствовать цели и задачам урока.
- приближенность к реальной жизни помогает осуществить перенос полученных знаний, умений и навыков в реальные жизненные ситуации.
Оборудование, наглядность, технические средства
Слайд 16 5. использовать урок для
Для
решение воспитательных задач
-воспитывать чувство коллективизма и ответственности; самостоятельность, трудолюбие
и аккуратность;
- формировать настойчивость и терпение
- способствовать развитию норм поведения и эстетического вкуса.
формирования положительных качеств личности
Слайд 17ЦЕЛЬ уроков СБО-Социальная адаптация в самостоятельной жизни
Слайд 18Образовательная
Стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями.
Знания должны основываться на ранее усвоенных понятиях
для лучшего усвоения нового и закрепления пройденного материала.
Слайд 19Коррекционно-развивающая
Урок должен способствовать запуску компенсаторных механизмов
- целенаправленное
развитие мышления ( памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств, трудоспособности)
Слайд 20воспитательная
Формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и
эстетической культуры.
Слайд 21ЦЕЛЬ уроков СБО-Социальная адаптация в самостоятельной жизни
Слайд 22МЕТОД – способ передачи и закрепления знаний по предмету
Устный рассказ
Беседа
Экскурсии
Лабораторный метод
Упражнения в виде записей и графических работ
Упражнения в применении
полученных знаний
Метод проверки знаний
Слайд 23Устный рассказ
Обучающиеся, в силу заболевания, испытывают затруднения в восприятии устной
речи, т.к. через некоторый промежуток времени они теряют смысловую нить
рассказа учителя и отвлекаются. Существует несколько форм рассказа
- без использования наглядности
- с использованием наглядности
- с использованием технических средств обучения
Слайд 24Беседа
Вопросно- ответная форма
Главное, правильно сформулировать вопрос, чем
побудить учащихся к самостоятельным выводам. Беседа способствует развитию у учащихся
умение выражать свои мысли в устной речи
Хорошо продумать вопросы ( видоизменять их, варьировать ими)
Ответы должны быть по существу, правильными, полными ( при ошибках исправлять и повторять)
Слайд 25Экскурсия
Получение знаний в естественной обстановке
Необходимо подготовиться
к экскурсии:
- Определить её цель, содержание и методы
Подготовить учащихся
( поставить вопросы, задачи)
При проведении вести индивидуальный контроль
После экскурсии провести опрос для закрепления
Слайд 26Лабораторный метод
Практическая работа
Реакция соды и уксуса
Плавление синтетики при нагревании
Приготовление
маринада
Нарезка хлеба
Приготовление дрожжевого теста
Чистка мягкой мебели
Правила личной гигиены
И многое другое…….
Слайд 27Упражнения в виде записей и графических работ
Ведение тетрадей по СБО
( с 5-го по 9-ый класс)
Краткость, чёткость
Схематичность
Зарисовки
Оформление
тетрадей картинками
Вклеивание бланков, копий документов..
Слайд 28Упражнения в применении полученных знаний
Знаний, умения, навыки должны быть неотделимы
Многократные
упражнения
Применение знаний на практике
Видоизменённые варианты
( выведение пятен, приготовление консервации,
заполнение документов, написание адреса….)
Слайд 29Метод проверки знаний
Различные способы и виды проверочных работ
- технологические карты
- тесты
- опросники
- игровые ситуации
- практические индивидуальные и групповые работы
Слайд 30ЦЕЛЬ уроков СБО-Социальная адаптация в самостоятельной жизни
УЧИТЫВАТЬ
индивидуальные особенности учащихся
зону проживания
время года
оснащённость кабинета
ПРОДУМАТЬ
Связь с темой пройденного материала
Мотивационный момент
Подбор образовательной технологии
Записи и задания в тетради и на доске
Словарный материал
Связь с другими учебными предметами
Слайд 32ЦЕЛЬ уроков СБО-Социальная адаптация в самостоятельной жизни
Слайд 33Вводный урок – подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация
и систематизация имеющихся опорных знаний по данной теме. Сообщение сведений
общего характера, необходимых для осмысливания новой темы.
Сообщение новой темы – изучается новый материал, с учётом индивидуальных особенностей учащихся и проектированием урока.
Формирование и закрепление умений и навыков – практическая деятельность, игровые ситуации….
Обобщающий урок – систематизируется материал, изученный по определённым темам и разделам.
Контрольный урок – выполнение контрольных работ.
Комбинированный урок – сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, проверка, практическая работа, подведение итогов
Слайд 34ЦЕЛЬ уроков СБО-Социальная адаптация в самостоятельной жизни
Слайд 35Организация начала урока – переключение с одного вида деятельности на
другой.
Проверка домашнего задания – уровень полученных ранее знаний, их закрепление,
повышение авторитета учащихся.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний – актуализация сведений, которые будут использованы в процессе изучения нового материала.
Постановка цели и задачи- мотивация для изучения темы.
Объяснение нового материала – простая и убедительная форма изложения знаний - основа хорошего понимания и усвоения нового материала.
Закрепление – использование дифференцированного подхода и разнообразных форм закрепления знаний.
Повторение изученного – систематизация, обобщение и воспроизведение материала по темам и разделам. (вопросы, практические задания, наглядность….)
Подведение итогов урока, оценка знаний – воспроизведение основного содержания урока, выделение положительных моментов и недостатков в работе уч-ся, учитывать психофизические особенности. Оценка имеет воспитательную и активизирующую роль.
Сообщение домашнего задания – помочь перенести полученные знания и умения на уроке СБО в естественные бытовые условия.
Слайд 36" Важнее социальной адаптации в мире нет и не может
быть..."
" Формообразование" личности начинается ещё в детстве...в школе