Слайд 1Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Луцак Наталья Александровна
МБДОУ д/с № 50
г.Североморск
ГМО «Внедрение
современных развивающих технологий в практику ДОО»
Тема: «Современные игровые технологии обучения
в ДОУ»
Слайд 2Современные развивающие технологии
здоровьесберегающие технологии;
технология развивающего обучения
технологии проектной деятельности;
информационно-коммуникационные
технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя;
игровая технология;
технология «ТРИЗ» и др.
Слайд 3Игровая деятельность является главным способом знакомства ребенка с окружающим миром.
В отечественной дошкольной образовательной практике ввиду переосмысления традиционных практик большое
значение имеют игровые технологии в ДОУ по ФГОС — усовершенствованные педагогические процессы, позволяющие оказывать глубокое воздействие на сознание воспитуемых, способствовать высокому уровню усвоения программного материала и предусматривающие соблюдение следующих принципов: учебно-воспитательная цель ставится перед дошкольниками в форме игровой задача; игровая активность подчинена заранее установленным правилам, нарушение которых не поощряется; учебный материал используется для формирования игровой среды; в коллективную деятельность малышей вводятся элементы соревновательной практики, что повышает уровень заинтересованности, способствует воспитанию активности, целеустремленности, внимательности; успешное выполнение поставленной задачи, обладающей дидактической значимостью, определяется как победа в игре.
Слайд 4«Игровая технология», должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых
ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность
принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Слайд 6Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной
работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии, дают
ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности;
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
Развитие с помощью игровых технологий
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление
Особенности и значение игровых технологий
Слайд 7Целевые ориентации игровых технологий:
Дидактические: расширение кругозора,
познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Слайд 8Игровые пособия
«Кубики Зайцева»,
«Конструкторы и головоломки Воскобовича»,
«Логические блоки Дьенеша»,
«Палочки Кюизенера»,
«ТИКО –
технологии».
Слайд 9Сюжетно - ролевая игра – это основной вид игры ребенка
дошкольного возраста. Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ
усвоения общественного опыта. Основной источник, питающий сюжетно - ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно - ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Принципы формирования сюжетной игры:
Воспитатель играет вместе с детьми . Развёртывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение . Ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра .
Слайд 10Сюжетно-ролевая игра «Осенняя рыбалка на природе»
Слайд 11Цель: научить детей в сюжетно-ролевой игре использовать пример хобби своих
пап и дедушек – рыбалку, обогащать сюжет примерами из личного
опыта Закрепление представлений детей о рыбной ловле весной. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми (гендерный подход). Отражение в игре впечатлений о жизни.
Задачи:
совершенствовать умение объединяться в игре;
развивать представлений о рыбалке, как об одной из форм семейного досуга;
закреплять представлений детей о рыбной ловле, о деятельности человека-рыбака, об экипировке и атрибутах, предназначенных для рыбалки;
учить готовить детей обстановку для игры;
развивать представления о смежных ролях, например, повар – готовит рыбу, а продавец – может её продать;
развивать речевое общение в процессе игры, обогащать словарный запас детей;
развивать элементарных навыки рыболовства;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование к игре:
озеро и его обитатели (рыбки, лягушки, утка с утятами);
палатка, вертеп, рюкзаки, сапоги резиновые, кепки;
ёлочки; вязаные цветы, грибы;
имитация костра, палочки; пенечки, складной столик;
продукты питания (игрушки заменители, макеты);
детская посудка; котелок, ведра, деревянные ложки;
детская игрушечная аптечка;
фотоаппарат; зонт, фонарик;
рыбки (изготовленные из поролона, вязанные, пластмассовые);
удочки (с магнитом на конце);
чемоданчик с рыбными снастями (эхолот, грузила, сигнализатор, подкормка, тряпочка, садок);
жилеты, ветровки, кепки.
Слайд 12Словарная работа.
Активизировать словарь детей: рыбалка, рыболов, клев, удочки: спиннинговая –
поплавочная - донная, поплавок, улов, уха, садок (резервуар, где хранится
рыба), приманка (корм для рыб), рыболовные снасти, эхолот (прибор для определения глубины водоёмов), костёр.
Предварительная работа:
Подготовка к игре:
Чтение стихотворений о рыбной ловле: И. Токмакова «Где спит рыбка», Н.Носов «Карасики», Н. Носов «Шурик у дедушки», А.Л. Барто «Любитель - рыболов».
Чтение сказок В. Сутеев «Кот-рыболов», «Лиса и Волк» (русская народная), «По Щучьему велению»
Беседа с детьми «Кто такой рыбак?» и «Какая бывает рыба?», «Зачем люди рыбачат?»
Дидактические игры: «Засели рыб в реку», «Собери рыбку из частей», «Разные рыбки плавают в водице», «Назови морских, аквариумных и речных рыб», «Замаскируй рыбку».
Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Щука и карасики», «Собери рюкзак для рыбака», «Оденься правильно на рыбалку».
Просмотр мультфильмов о рыбалке: Маша и Медведь «Ловись рыбка», Смешарики «Долгая рыбалка», «Белка и Стрелка. Эпизод «Рыбалка для Бублика», Ну-погоди! Эпизод «В деревне»
Совместные игры со старшими детьми. Изготовление из строительного материала лодки, весел. Изготовление удочек. Лепка, аппликация рыб.
Слайд 13Предметно-развивающая среда. Сюжетно-ролевая игра
«Осенняя рыбалка на природе»
Слайд 14Дети ловят рыбу в озере
(используя магнитные удочки)
Наши рыбаки поймали
большую и маленькую рыбу и каждый хвалится своим уловом
Слайд 15«Самая большая рыба у меня» - так думает каждый рыболов.
Разожжем
костер, наловим рыбы, приготовим уху.
Слайд 16Чистим рыбу, жарим, варим, да приговариваем «Морской окунёк и морковка,
и лучок, будет лучший пикничок»
«Ох, и вкусная уха-ушица».
Слайд 17Запасли цветы для чая
Засушили грибы для ужина
Слайд 18В лесу пошёл дождь, но у нас шикарный зонт для
примирения.
После вкусного обеда под дождик, хорошо отдыхается в палатке.
Слайд 20Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ловись, рыбка большая
и маленькая»
Слайд 21Цели и задачи:
Цель: закрепить название рыб.
Задачи:
1) учить детей запоминать название рыб, их
места обитания, чем питаются;
2) развить у детей кругозор, мышление, память;
3) воспитывать
любовь к морской среде обитания.
Предварительная работа:
показ детям иллюстраций с разными рыбами,
• показ презентаций,
• чтение и беседы о рыбах.
Правила игры:
Воспитатель загадывает загадку и говорит: «Раз, два, три –эту рыбку назови».
Действия детей:
• Кто быстрее назовет рыбу
• Находить нужную рыбу по описанию
• Дети называют рыбку.
Слайд 22
Загадка № 1:
Еду не путём,
Погоняю не кнутом,
Швырну я не палку,
Поймаю
не галку,
Щиплю я не перья,
Ем я не мясо.
Ответ: Рыбалка
Загадка №
2:
Я в пятнах вся такая,
Но рыба не речная.
Я хищница морская,
Скажи, кто я такая?
Ответ: треска
Слайд 23Загадка № 3:
Она похожа на плотву,
В иле копается на дну.
Глаз
кровавый, дальнозорка...
Как зовётся? ...
Ответ: краснопёрка
Загадка № 4:
Незаметной быть старалась
И ко
дну всё прижималась,
В темноте морских глубин
Превратилась в плоский блин.
Ответ: камбала
Слайд 24Загадка № 5:
Ах, какой же ты колючий! Плавники и хвост
— липучки! Ты меня не проведёшь! — Я тебя поймаю,…!
Ответ:
Ёрш
Загадка № 6:
Одинокий, полосатый
Губошлёп морской.
Он легко меняет цвет,
Даже женский пол.
Ответ: окунь
Слайд 26Памятник треске (г.Мурманск)
Памятник Рыбаку (г.Мурманск)
Слайд 27Вывод:
Таким образом, главным ценностным компонентом игровых технологий, в отличие от
игры в ее привычном понимании, является не досуговая составляющая, а
возможность использования в качестве основного инструмента обучения, обеспечивающего гармоничное развитие, формирование основ критического мышления, самостоятельности, проявления творческого начала. Более того, грамотно спланированная игровая активность может использоваться специалистами детского сада в качестве терапевтического инструмента при необходимости найти контакт с «трудным» ребенком, а также как основное средство социализации дошкольника в условиях стремительно меняющегося общества.
Чтобы соблюсти этот баланс, при реализации игровых технологий в ДОУ по ФГОС воспитателю следует проектировать активность дошкольников с учетом соблюдения следующих принципов: Выбор игры неизменно соответствует потребностям детей. Педагогическая технология, в основу которой положена игровая активность малышей, определяется методическим содержанием, которое должно подбираться и корректироваться с учетом возрастных потребностей дошколят, и этот момент является ключевой задачей педагога.
Преимуществом организованной игровой активности является возможность привлечения к участию всех дошкольников без исключения с учетом их пожеланий и потребностей, при этом малыши могут действовать коллективно, в группах, парах или выполняя индивидуальные поручения.
Сюжетно-ролевая игра – это сохранение высокой игровой динамики, способствующей поддержанию мотивированности участников, а также построение связи между элементами игровой деятельности и дидактической составляющей.