Слайд 1Современные подходы к анализу урока русского языка
Громова В.И., к.ф.н., доцент
кафедры филологического образования СарИПКиПРО
Слайд 2Анализ урока
это сравнение конкретного, проведенного
учителем урока с теоретической моделью урока, составленной в соответствии с
современными дидактическими и методическими требованиями, с передовым опытом и здравым смыслом [Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988].
Слайд 3Анализ урока
это основной источник знаний о качестве образования в школе,
о психолого-педагогических и методических возможностях учителя, это средство изучения и
обобщения педагогического опыта, часть научно-методического исследования [Гац И.Ю. Методический блокнот учителя РЯ. – М., 2003].
Слайд 4Причины субъективного подхода к анализу уроков
- слабость разработки вопросов анализа
урока,
- отсутствие единой терминологии,
- недостаточное представление о закономерностях, правилах, методах
организации наблюдений на уроке.
Слайд 5Главная цель анализа урока –
повысить эффективность и результативность учебного занятия.
Слайд 63 основных типа анализа урока
краткий,
комплексный,
аспектный.
Слайд 7Типы анализа
1. Краткий анализ – отражение общей оценки его качества,
научно-технического уровня.
2. Комплексный (полный) анализ – всестороннее рассмотрение в единстве
и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.
Слайд 8Типы анализа
3. Аспектный анализ – однонаправленный анализ на одну
из сторон урока - воспитательную, психологическую, организационную.
Различают такие виды аспектного
анализа, как:
дидактический вид,
психологический вид,
воспитательный вид,
методический вид,
организационный вид,
анализ по дидактическим категориям,
анализ урока по структурным элементам и др.
Слайд 9Типология уроков
Типы урока
Уроки изучения нового материала
Виды урока
Урок-лекция.
Урок-беседа.
Урок-исследование.
Урок смешанного типа.
Урок-игра.
Слайд 10Типология уроков
Типы урока
Уроки совершенствования знаний, умений и навыков
Виды урока
Урок самостоятельных
работ.
Урок-практикум.
Урок-семинар.
Урок - обзорная лекция.
Урок-конференция.
Урок-игра.
Урок коллективного анализа к/р.
Слайд 11Типология уроков
Типы урока
Уроки контрольные
Виды урока
Урок-опрос.
Урок-зачет.
Урок- контрольная работа.
Урок смешанного вида.
Слайд 12Самоанализ (1 этап)
Каковы первые впечатления.
Какая общая оценка урока.
Какое настроение.
Доволен (недоволен)
собой.
Всё ли задуманное выполнено.
Доволен ли учениками.
Какова дисциплина на уроке.
Слайд 13Самоанализ (2 этап)
Характеристика класса.
Место урока в системе уроков темы.
Достигнуты ли
цели.
Как работали учащиеся на уроке.
Довольны ли своим поведением, стилем и
методами проведения урока.
Что надо исправить, дополнить.
Слайд 14Цели урока
Урок знакомства с новым материалом
Сформировать представление о…
Научить уч-ся распознавать…
Сформировать
общее понятие о…
Слайд 15Цели урока
Урок усвоения нового материала
Научить понимать содержание…
Сформировать умение ориентироваться в
причинно-следственных связях…
Научить выявлять закономерности…
Слайд 16Цели урока
Урок формирования новых умений
Научить применять знания в стандартной ситуации…
Сформировать
умение самостоятельно выполнять задание…
Слайд 17Цели урока
Урок закрепления нового материала
Привить навыки…
Научить формулировать (проводить анализ)…
Сформировать умение
воспроизводить полученные знания
Слайд 18Цели урока
Урок систематизации и обобщения учебного материала
Привить навыки…
Научить систематизировать
Сформировать умение
делать обобщение
Слайд 19Цели урока
Урок проверки и оценки знаний
Научить воспроизводить по образцу…
Сформировать умение
осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…
Привить навык владения компетенцией…
Слайд 20Примерная схема анализа урока
Тема урока. Место урока в общей системе
уроков по разделу.
Цель урока и задачи.
Организация начала урока.
Содержание и методика
проверки ЗУН. Содержание опроса, ориентация на дифференцированную работу.
Слайд 21Примерная схема анализа урока
5. Организация повторения изученного.
6. Психологическая подготовка к
восприятию нового.
7. Способы изучения нового материала. Целесообразность выполненного способа. Активность
учащихся.
8. Закрепление материала. Характер заданий.
Слайд 22Примерная схема анализа урока
9. Содержание и методика объяснения домашнего задания.
Инструктаж о его выполнении. Осуществление дифференцированного подхода.
10. Итоги урока.
11. Использование
мультимедийного сопровождения, ТСО, наглядных пособий (их эффективность).
Слайд 23Примерная схема анализа урока
12. Реализация требований единого речевого режима.
13. Перегрузка
или недооценка сил учащихся.
14. Достигнуты ли цели урока, соответствовала ли
организация урока его целям?
15. Рекомендации по улучшению качества.