Слайд 1Современные технологии в логопедическом сопровождении обучающихся с ОВЗ по профилактике
и коррекции нарушений письменной речи
учитель – логопед
Шатрова Ольга Михайловна
Слайд 2 В соответствии с требованиями Закона «Об образовании»,
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разрабатывается программа коррекционной работы.
Целью коррекционной программы является обеспечение успешности освоения АООП образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи.
Одним из направлений этой работы является коррекция нарушений чтения и письма.
Слайд 3 Письменная речь — сложная психическая деятельность. Это одна
из форм существования языка, возникающая на базе сформированной устной речи.
Для того чтобы пользоваться письменной речью, необходимо приобрести ряд умений и навыков. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо.
В отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.
Слайд 4 Речь является высшей психической функцией, поэтому при
различных мозговых дисфункциях речь страдает в первую очередь.
К моменту поступления в школу дети с умственной отсталостью, как правило, недостаточно овладевают устной речью, поэтому письменная речь (письмо, чтение) формируются изначально на дефицитарной основе. В связи с этим, возникают выраженные трудности при обучении письму, чтению, счёту.
Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития ребёнка в целом.
Процесс овладения чтением и письмом умственно отсталыми детьми протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями.
Слайд 5Одним из современных направлений в коррекционно-развивающем обучении является нейропсихологическая коррекция.
Коррекционно–развивающая
работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления:
Нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;
Ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в нее компонентов;
На развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.
Слайд 6Использование нейропсихологических упражнений на логопедических занятиях
Эти упражнения не требуют проведения дополнительных занятий. Они могут
органично включаться в контекст каждого урока.
Слайд 7«Скорая помощь»
( развитие межполушарного взаимодействия)
А В
П О Т Ш К У
Л Л П В П П В Л
В Г Ш З Х Е У Н
П Л Л В В Л П Л
Слайд 8Корректурная проба
(улучшение концентрации внимания и развитие графической зоркости)
Зачеркнуть букву
М
а п м е и р о л
д г н и т ь г н е а п м с в ы у ц к с ч в м и т р и м о л ь т м о р г н о л д ю б ь н г ш щ л о н р о т и п р т ь б л д ю б м и т и м а к е п а н о р г п е м и т и м м п а в к е н н г о р т ь н р о л д б ь т м п р н н т и п р т ь б о т м и с а в ч с м а в к а м и п а е н р т и р н п и т ь
После условного сигнала (стук, хлопок) – смена зачёркиваемой буквы
Слайд 9
Таблицы Шульте
(развитие зрительной памяти, концентрации внимания)
Увеличению скорости распознавания букв
(цифр) способствуют попеременная и синхронная с речью работа рук.
Слайд 10Правила показа букв и цифр
Показывать и называть буквы (звуки) и
цифры в алфавитном порядке
Работать попеременно обеими руками.
Показывать буквы (цифры) из
правых колонок правой рукой.
Показывать буквы (цифры) из левых колонок левой рукой.
Слайд 11Правила показа букв и цифр
Показывать буквы (цифры) из центральной колонки любой
рукой.
Важно постоянное присутствие буквенной (цифровой) ленты в поле зрения ребенка:
А
Б В Г Д Е Ё Ж…..
1 2 3 4 5 6 7 ….
Слайд 13Перекидывание мяча
МАК 2 ДОМ 3 СУП
Слайд 14Перекидывание мяча
Буква в начале слова, буква в конце слова
«Цепочка слов»
Единственное - множественное число
Приставки - предлоги
Антонимы
Темы по словообразованию
и словоизменению
Слайд 15Хлопки (Игра «Ладушки)
Игра проводится в паре.
Предварительно уточнить , где левая
и правая рука
Под этот аккомпанемент ребёнок читает, отвечает на вопросы,
рассказывает стихи.
Ребёнок учится при работе совмещать несколько программ.
Слайд 17Лабиринты
В ходе игры развивается внимание и память, мышление и воображение,
формируются графомоторные навыки, произвольность, появляется упорство в достижении цели.
Задача ребёнка
– найти путь следования между двумя точками лабиринта.
Лабиринты помогают развивать навыки пространственной ориентации и являются средством профилактики
«отзеркаливания» букв.
Слайд 18Техника прохождения лабиринтов
фиксированное положение бумаги на рабочем столе:
При
рисовании отдельных участков дороги рука не меняет своего положения, каждый
поворот чётко прописан, линии прямые
Слайд 19Техника прохождения лабиринтов
При рисовании рука не отрывается от бумаги на
всем пути следования
Захват маркера – такой же, как при
письме
Слайд 20Работа с мячом (синхронизация работы рук и речи)
Работа с мячом
– способствует активизации мозговых центров. Ребёнок, читая упражнение или делая
задание, выполняет одновременное сжатие мяча мизинцем и безымянным пальцами при каждом его перекладывании из руки в руку.
Слайд 21Речь и работа пальцев контролируется разными зонами коры головного мозга
Совместная
деятельность стимулирует межполушарное взаимодействие
Слайд 22Синхронизация работы рук и речи (чтение с мячом)
РА РЫ
РУ РО
МУ МО НО НА
МА МЫ НЫ НУ
ЛЫ ЛУ
ЛО ЛА
КА
ТА МА
СА
Слайд 24Поле слов (игры на сходимость: горизонтальная, вертикальная, левая, правая, верхняя,
нижняя)
заяц мороз
улица пальто
ветер молоко ворона корова
берёза машина коньки ребята
капуста Москва воробей собака
карандаш помидор морковь огурец