Слайд 1МОУ «Новосельская СОШ»
Хохлова И.А.
заместитель директора
по воспитательной работе
2009 г.
Современные
воспитательные технологии
Слайд 2Воспитательная технология -
совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически
обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.
Слайд 31.Групповые технологии
Главные особенности организации групповых технологий:
деление
на группы для решения конкретных задач;
каждая группа
получает определенное задание (одинаковое, дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или педагога;
возможность учесть и оценить вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный и подбирается с учетом возможности максимально эффективной реализации способностей каждого участника в зависимости от содержания и характера работы.
Слайд 41.1. Технологическая цепочка
Подготовка к выполнению группового задания.
Постановка познавательной
задачи (проблемной ситуации).
Инструктаж. Раздача материала.
Групповая работа.
Знакомство с
материалом, планирование работы в группе.
Распределение заданий внутри группы и индивидуальное выполнение задания.
Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
Обсуждение общего задания группы. Подведение итогов.
Заключительная часть.
Слайд 52. Технология
групповая проблемная работа
Технология
групповая проблемная работа (ГПР) - это работа с вербальным (словесным)
поведением учащихся в проблемной ситуации, то есть с общением, направленным на внешний предмет.
В зависимости от вида этого предмета можно говорить о 3-х задачах ГПР:
познавательной;
организационной;
аксиологической.
К сфере воспитания относятся прежде всего организационно и ценностно-ориентированные задачи.
Общее в технологии ГПР с этими задачами:
обращение к слову как средству;
действие педагога в условиях проблемной ситуации;
организация межличностного взаимодействия как движения от личных мнений, идей, позиций к общему результату.
Различие в том, что результатом в 1-м случае должно быть некое общее решение, мнение группы, а во втором случае - прояснение, развитие личных позиций, мнений и фиксация их сходства и различий.
Слайд 62.1 . Технологическая цепочка
1. Создание проблемной ситуации.
Проблемная ситуация
задается в виде темы, притчи, акцентировки событий, случаев из жизни.
2.Постановка задачи.
3.Конкретизация темы в виде вопросов диспута, подтем или плана обсуждения случая.
4.Правила совместной работы. Правила могут определять порядок, очередность обсуждения или процедуру высказываний. Их следует записать.
5. От индивидуального к групповому продукту:
- «Лепка» или «развивающаяся кооперация».
- Продукт проблемной работы.
- Запись предложений, ранжирование, составление окончательного списка, работа по выполнению решений. Инновационный потенциал образовательного учреждения.
Слайд 73. Шоу-технологии. Особенности:
Деление участников на выступающих («сцену») и зрителей
(«зал»).
Соревнование на сцене.
Заготовленный организаторами сценарий.
Технология. Предметы проектирования:
Задания «сцене».
Работа с «залом».
Способ оценивания.
Сценарий для ведущего.
Оформление помещения. Наличие группы организаторов. Их задачи:
Разработка или поиск сценария шоу.
Подготовка шоу по позициям («сцена», «зал», ведущий, оценивание, оформление).
Распределение ответственности (режиссерская и организация технической базы).
3 части действа:
Запуск.
Задания-конкурсы.
Финал.
3 основных психологических механизма шоу:
Эмоциональное заражение. Соревновательность. Импровизации.
Слайд 84. «Информационное зеркало»
Педагогическая работа осуществляется опосредованно, не через прямые
действия воспитателя, а через информацию, поданную в графическо-настенной форме.
Создание
установки на будущую информацию.
Появление информации.
Открытие обратной связи.
Действие с информацией.
Возможный результат «информационного зеркала» опыт активного отношения к публичной графической информации.
Технологическая цепочка:
Анонс
Установка
Представление
Задание форм реагирования
Действия
Слайд 95. Деловая игра
Этап подготовки.
Разработка игры. Разработка сценария. План
деловой игры. Общее описание игры. Содержание инструктажа. Подготовка материального обеспечения.
Ввод в игру. Постановка проблемы, целей. Условия, инструктаж. Регламент, правила. Распределение ролей. Формирование групп. Консультации.
Этап проведения. Групповая работа над заданием. Межгрупповая дискуссия. Выступления групп. Защита результатов. Правила дискуссии. Работа экспертов Этап анализа и обобщения.
Вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы.
Слайд 106. Тренинг общения
Цель: Создание у ребят средствами групповой практической психологии
различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения: знакомство и взаимопонимания,
обращения, поведения в проблемных для учащихся ситуациях, получение ими в модельной форме определенного социального опыта.
Структура тренинга общения:
Разминка.
Упражнения.
Итоговая рефлексия.
Особое значение в тренинге имеют 2 условия: форма расположения участников и позиция ведущего (тренера).
Слайд 11Технология тренинга общения:
Цель: Через психофизические упражнения сделать 1-ые шаги
к знакомству, атмосфере доверия, созданию «МЫ».
Упражнения на «разогрев», разминка
- «Броуновское движение», «Импульс», «Живое ранжирование»; «Я - высказывания», например «Ты мне нравишься, потому что...».
Основная часть: работа над проблемой.
Итоговая рефлексия:
«пошаговое воспоминание»;
заключительное слово ведущего.
Правила тренинга:
правило участия,
правило «здесь и теперь»,
правило обратной связи,
золотое правило круга,
правило магического слова «пропускаю».
Базовое правило: оценка действий и поступков участника! Высказывания от первого лица.
Слайд 127. Технология проведения КТД
Каждое КТД осуществляется в 6 этапов
или шагов.
1 этап. КТД начинается с предварительной работы: воспитатели
определяют воспитательные задачи КТД, рассказывают учащимся , какие КТД можно провести, т. е. проводят стартовую беседу. Взрослые увлекают учащихся перспективой интересного и полезного дел, поиском оптимального решения. Идёт обсуждение: -Что лучше сделать? -Для кого? -Где? -Когда? -Кто будет участвовать? -С кем вместе? -Кому быть организатором?
2 этап. Второй этап- это коллективное планирование, в котором участвует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, родители. Если без предварительной работы попросить учащихся внести свои пожелания в план работы класса, то вряд ли можно достичь желаемого результата: поступят недостаточно обоснованные и примитивные предложения. В данном этапе воспитательной работы важно расширить круг разработчиков плана. Могут быть следующие шаги:
Слайд 13
1. Предварительное планирование с ученическим и родительским активом, где возможно:
а) осмысление и выделение наиболее актуальных проблем жизни класса
б)
выдвижение целей и задач на планируемый период.
в) определение основных, системообразующих дел учебного года
г) назначение ответственных из числа родителей и активистов.
2.Осуществление классом перспективного планирования жизни в классе:
а) сбор-старт коллективного планирования
б) разведка дел.
в) защита своих идей и предложений
г) составление плана жизни класса.
д) выбирается совет дела.
Слайд 14
3 этап – подготовка КТД. Может происходить как увлечение добрым
сюрпризом между мини- коллективами, доверия ответственным поручением ( только ты
можешь), обращение воспитанникам за помощью, с просьбой научить (покажите мне), товарищеское требование ( раз все решили), товарищеский контроль, то есть осуждение.
4 этап – проведение КТД.
5 этап - коллективное проведение итогов. Подведение итогов строится на таких вопросах: -Что получилось хорошо? Почему? -Что не удалось осуществить и почему? -Что можно исправить в будущем? - Чем обогатило тебя это КТД? - Какие чувства, мысли вызвало? Итог можно провести как анкетирование, разговор, сбор. Итог помогает вырабатывать общественное мнение, создать традиции.
6 этап – последняя стадия дела, его ближайшего последействия, то есть программа последующих действий, которая учит последовательности учащихся.
Слайд 157.1. Условия проведения КТД.
Нельзя нарушить последовательность этапов при подготовке и
проведении любого КТД.
КТД в чистом виде не бывает.
Нельзя нарушить
взаимосвязь КТД и других средств воспитания, но КТД занимает центральное место в группе основных средств воспитательной работы и является её ядром.
Слайд 167.2. Конструктор коллективных творческих дел (КТД)
Коллективное целеполагание. Предварительная анкета, опросник,
стартовое собрание, «живая анкета», «волшебный сундучок».
Коллективное планирование. Деление на
группы: по интересам, с использованием эмблем, символов, цветовых жетонов. «Мозговой штурм», общая дискуссия, «Дерево идей», экспертный совет, «Банк идей».
Коллективная подготовка. Распределение групповых и индивидуальных поручений (добровольность!): самоопределение, жеребьевка, лототрон.
Проведение коллективного дела. Сочетание групповых (командных) и индивидуальных заданий, конкурсов. Система подведения итогов (награды, дипломы, значки, медали, вымпелы, сувениры).
Коллективный анализ. Анкета, разговор в кругу, «открытая трибуна», «свободный микрофон», «конверт мнений», листок самооценки, цветодиагностика, незаконченный тезис.
Слайд 177.3.Технология коллективно-творческих дел. Этапы:
Совместное решение о проведении дела.
Коллективное планирование.
Коллективная подготовка.
Проведение дела.
Коллективный анализ и решение о последействии.
Слайд 19Часть 3. Условия реализации воспитательных технологий
Закрепление идеи технологий воспитательной
работы в педагогической культуре.
Вхождение идеи и феномена воспитательных технологий
в организационную культуру ОУ как предмета инновационной работы в нем, как предмета текущей управленческой работы, как распространения передового опыта воспитателей.
Владение технологиями воспитания как личная профессиональная ценность и, соответственно, как критерий оценивания своего профессионализма.
Слайд 20Часть 4. Условия эффективности:
Материальная база (множительная техника, компьютеры, мультимедиа,
видео и аудиоаппаратура, т. п.)
Место, пространство для реализации воспитательной
технологии.
Специфические для определенной технологии помещения и средства.
Возможность материального поощрения и поддержки лидеров использования технологии.
Ориентация администрации и лидеров-педагогов на эффективную работу под реалистические цели воспитания.
Доверительные отношения между учениками и педагогами.
Отработанные механизмы обратной связи о результатах применения новшеств.
Склонность к рефлексии своей работы у руководителей и педагогов-лидеров.
Наличие в среде образовательного учреждения компетентных консультантов по педагогическим технологиям (инновациям),