Разделы презентаций


Создание проблемных ситуаций для активизации познавательно деятельности

Содержание

Тема работы: «Создание проблемных ситуаций для активизации познавательной деятельности»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МУнИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ средняя школа №8 городской округ г.бор
Преподаватель истории

и обществознания Новикова Татьяна Валерьевна

МУнИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ средняя школа №8 городской округ г.борПреподаватель истории и обществознания Новикова Татьяна Валерьевна

Слайд 2Тема работы:
«Создание проблемных ситуаций для активизации познавательной деятельности»

Тема работы: «Создание проблемных ситуаций для активизации познавательной деятельности»

Слайд 31 Научно-исследовательские: школа является экспериментальной площадкой НИРО « Разработка и

апробация технологи социально-значимых проектов в рамках школьной системы духовно-нравственого воспитания

обучающихся»
2.Методические: изучение работ зарубежных и российских авторов по выбранной теме.
3.организационно-педагогические:участие в одном из проекттов школы,участие в работе районных методсовета

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

1 Научно-исследовательские: школа является экспериментальной площадкой НИРО « Разработка и апробация технологи социально-значимых проектов в рамках школьной

Слайд 4АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА
«В современном, быстро развивающемся мире человек должен учиться

всю жизнь» (В.В.Путин заседание Совета по науке, технологиям и образованию).
Для

дальнейшего развития страны необходимы люди, способные воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальный потенциал России.
Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления.
В условиях модернизации образования идёт усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним в первую очередь относятся история и обществознание.
XXI век ставит задачу качественно изменить образование, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей личности.
Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребёнка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА«В современном, быстро развивающемся мире человек должен учиться всю жизнь» (В.В.Путин заседание Совета по науке,

Слайд 5ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Традиционное обучение



Передача знаний и формирование практических навыков



Проблемное

обучение

Развитие самостоятельного мышленияи способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи



ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННОЙ ТЕХНОЛОГИИТрадиционное обучениеПередача знаний и формирование практических навыковПроблемное обучениеРазвитие самостоятельного мышленияи способности квалифицированно решать нестандартные

Слайд 6ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ
Рубинштейн С.Л.

И.Я.Лернер
Можно считать, что основой проблемного обучения является моделирование реального творческого процесса, активизирующего познавательную деятельность за счет создания проблемной ситуации и управления поисками решения проблем

ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИРубинштейн С.Л.

Слайд 7Цели и задачи педагогической деятельности
Цель:
Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством моделирования

проблемных ситуаций на уроке истории
Задачи:
создать условия для развития аналитического мышления

школьников;показать познавательную активность задач
Развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей
Воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы
Овладение методами научного исследования

Цели и задачи педагогической деятельностиЦель:Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством моделирования проблемных ситуаций на уроке историиЗадачи:создать условия для

Слайд 8ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
низкая познавательная активность: ученики стремятся механически воспроизвести знание,

но не осмыслить, испытывают трудности при совершении мыслительных операций

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯнизкая познавательная активность: ученики стремятся механически воспроизвести знание, но не осмыслить, испытывают трудности при совершении

Слайд 9Опыт использования технологии
Личностно-ориентированный подход
Практико-деятельностный
подход
Технология проблемного обучения




Проблемная ситуация
Формулировка проблемной задачи
Решение

проблемной задачи
Анализ решения
Приемы использования проблемно-познавательных задач
«Вопросы к автору»
«Многообразие мнений»
«Визуальная реконструкция»
«Создание

макетов»

«Таблица аргументов»

«Исторические загадки»

Опыт использования технологииЛичностно-ориентированный подходПрактико-деятельностный подходТехнология проблемного обученияПроблемная ситуацияФормулировка проблемной задачиРешение проблемной задачиАнализ решенияПриемы использования проблемно-познавательных задач«Вопросы к

Слайд 10Приемы создания проблемных ситуаций
1.Определение противоречий фактов
2.Одновременно предъявлять противоречивые факты,теории,мнения.
3.При помощи

факта или иллюстрации определить ключевую позицию.
4.Использовние занимательныз заданий.
5.Создание макета.

Приемы создания проблемных ситуаций1.Определение противоречий фактов2.Одновременно предъявлять противоречивые факты,теории,мнения.3.При помощи факта или иллюстрации определить ключевую позицию.4.Использовние занимательныз

Слайд 11Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Методический-(совокупность методик,соержащих приемы по

видам деятельности)
Социокультурный-( идея нравственного воспитания граждан открытого общества,учебный процесс должен

быть тесносвязан с решением задач,с которыми дети сталкиваются в реальной жизни, развитие способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи)
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образованияМетодический-(совокупность методик,соержащих приемы по видам деятельности)Социокультурный-( идея нравственного воспитания граждан открытого

Слайд 12«Вопросы к автору»
ПРИМЕР №1
Перед изучением учебного материала (текст, иллюстрации, видеофрагмент

и др.) перед учениками ставится задача: составить один или несколько

вопросов, адресованных автору.

6 класс. Тема: «Крестовые походы»

Учитель предупреждает о наличии противоречия в речи Папы Римского.

Ученики составляют список вопросов, формулируют главный вопрос урока: «Крестовые походы: освобождение святынь или завоевание новых территорий?»

Устойчивая мотивация к изучению нового материала.
Формируется умение рассуждать о позиции автора.
Развивается навык формулирования вопросов.

ПРАКТИКА

РЕЗУЛЬТАТ

Отрывок из речи Урбана II

«Вопросы к автору»ПРИМЕР №1	Перед изучением учебного материала (текст, иллюстрации, видеофрагмент и др.) перед учениками ставится задача: составить

Слайд 13«Вопросы к автору»
10 класс. Тема: «Преобразования Петра I в культуре

и быте»

















ПРИМЕР №2
Учитель просит составить список вопросов к отрывкам из

работ историков, посвященных характеристике деятельности Петра, определив в них главное противоречие.

Учащиеся задают вопросы, в итоге формулируют главный вопрос урока: насколько справедливы оценки деятельности Петра I в трудах историков и почему они так отличаются?
«Вопросы к автору»10 класс. Тема: «Преобразования Петра I в культуре и быте»ПРИМЕР №2Учитель просит составить список вопросов

Слайд 14«Многообразие мнений»
ПРИМЕР №1
Учитель просит учеников рассмотреть явление с различных позиций

с помощью заданных ролей.
6 класс. Тема: «Крестовые походы»
Понимание учеником возможности

различных позиций других людей, отличных от собственной.
Видят многообразие подходов к оценке исторических событий.
Учащиеся учатся сравнивать, сопоставлять факты, различные точки зрения.
.

Учитель предлагает ученикам, представив себя представителем одного из сословий, определить причины и цели вступления в поход, выделив самые главные из общего списка.
Ученики от лица исторических персонажей осуществляют поиск решения, аргументируя свою позицию.

ПРАКТИКА

РЕЗУЛЬТАТ

«Многообразие мнений»ПРИМЕР №1Учитель просит учеников рассмотреть явление с различных позиций с помощью заданных ролей.6 класс. Тема: «Крестовые

Слайд 15 2 вариант решения «Многообразие мнений»
Учитель предлагает учащимся определить главные тенденции

в политическом развитии,отстаивая позиции политических партий потому или иному вопросу.
Ученики

распределяются погруппам(либералы,консерваторы,социал –демократы).Составляют политические программы:необходимы ли социальные гарантии со стороны государства;насколько важно расширять социально-политические права?
2 вариант решения «Многообразие мнений»Учитель предлагает учащимся определить главные тенденции в политическом развитии,отстаивая позиции политических партий

Слайд 16«Создание макетов»
6 класс.
Тема: «Быт и нравы Древней Руси»
Учитель просит

учащихся воссоздать тот или иной изучаемый объект, предоставляя материалы, с

помощью которых это можно сделать, а также источники информации о технологии создания объекта.

Учатся находить и визуализировать информацию.
Учащиеся учатся создавать макеты.
Происходит укрепление межличностных отношений внутри класса.

ПРИМЕР

Учитель предлагает ученикам воссоздать элементы древнерусского поселения, расставив их на общей картосхеме.
Ученики с помощью предоставленных им материалов создают макеты жилища, идола, церкви, общий вид древнерусского поселения.

ПРАКТИКА

РЕЗУЛЬТАТ

«Создание макетов»6 класс. Тема: «Быт и нравы Древней Руси»Учитель просит учащихся воссоздать тот или иной изучаемый объект,

Слайд 17«Визуальная реконструкция»
ПРАКТИКА
6 класс. Тема: «Крестовые походы»
РЕЗУЛЬТАТ
Для визуального решения проблемной задачи

ученики используют макеты.
Визуализация решения проблемы.
Учащиеся учатся работать с картой.
Формируется умение

интерпретировать информацию.
Происходит применение знаний на практике.

ПРИМЕР

Учитель просит определить, с какими трудностями на своем пути столкнутся крестоносцы; разыграть с помощью макетов одно из главных сражений и др.
Ученики, используя макеты, демонстрируют решение проблемной задачи, изучая по карте хронологию событий.

«Визуальная реконструкция»ПРАКТИКА6 класс. Тема: «Крестовые походы»РЕЗУЛЬТАТДля визуального решения проблемной задачи ученики используют макеты.Визуализация решения проблемы.Учащиеся учатся работать

Слайд 18«Таблица аргументов»
10 класс.
Тема: «Крестьянская реформа 1861 г.»
Учащиеся заполняют таблицу

на основе изученных материалов, сопоставляя положительные и отрицательные последствия и

делая на основе этих данных вывод, который служит решением проблемного задания.

Формируется навык решения проблемной ситуации.
Учащиеся учатся систематизировать учебный материал.
Развиваются внимательность, критичность в оценке исторических событий.

ПРИМЕР

Учитель предлагает ученикам ответить на главный вопрос урока : отмена крепостного права – подлинная или мнимая свобода?
Ученики заполняют таблицу с аргументами «За» и «Против», делают вывод и аргументируют свою позицию с ее помощью.

ПРАКТИКА

РЕЗУЛЬТАТ

Таблица аргументов

«Таблица аргументов»10 класс. Тема: «Крестьянская реформа 1861 г.»Учащиеся заполняют таблицу на основе изученных материалов, сопоставляя положительные и

Слайд 19«Исторические загадки»
7 класс. Тема: «Преобразования Петра I в культуре и

быте»
Учитель дает в начале изучения нового материала загадку в виде

факта, иллюстрации, отгадка которой помогает определить ключевую идею (понятие, проблему, событие и т.п.).

Развитие у учащихся аналитических способностей.
Формирование умения извлекать информацию из разных источников.
Формирование способности находить решение имеющимися ресурсами.

ПРИМЕР №1

Учитель: «По указу Петра I пуговицы на рукаве кафтана теперь должны были нашиваться на фронтальной стороне манжета. Как вы думаете, зачем царь издал такой указ и как этот исторический факт характеризует петровские преобразования?»
Ученики, сопоставив ранее полученные и новые знания, приходят к выводу о том, что пуговицы мешали вытирать рот после еды рукавами. Делают вывод, что преобразования Петра I касались всех сфер жизни общества, даже таких бытовых мелочей, как гигиена.

ПРАКТИКА

РЕЗУЛЬТАТ

«Исторические загадки»7 класс. Тема: «Преобразования Петра I в культуре и быте»Учитель дает в начале изучения нового материала

Слайд 20«Исторические загадки»
ПРИМЕР №2
9 класс. Тема «Международные отношения накануне Второй мировой

войны»

Учитель: «Подумайте и назовите событие, а также предложите свое название

карикатуры, которое отражало бы главную особенность международных отношений. Объясните свой выбор».

Ученики после изучения событий, вошедших в историю как Мюнхенское соглашение 1938 г., разгадывают аллегории, называя страны, принимавшие участие в подписании соглашения, и дают ей название, например, «Плата за мир». Объясняют свой выбор с помощью полученных знаний и делают вывод о главной особенности внешней политики стран Запада.
«Исторические загадки»ПРИМЕР №29 класс. Тема «Международные отношения накануне Второй мировой войны»Учитель: «Подумайте и назовите событие, а также

Слайд 21Рефлексия и обратная связь
«Символы и краски»
При помощи карандашей или красок

ученики символически зарисовывают тему.
«Благодарю».
Ученикам предлагается поблагодарить за сотрудничество
.
Табличка фиксация знания

или незнания о каком-либо понятии

«Оценочное окно»,где ученики отвечают на вопрос где сразу могут применить, что хорошо понятно или совсем непонятно

Рефлексия и обратная связь«Символы и краски»При помощи карандашей или красок ученики символически зарисовывают тему.«Благодарю».Ученикам предлагается поблагодарить за

Слайд 22результативность

результативность

Слайд 23Комплексная оценка достижения качественных планируемых результатов формирования познавательной активности

Комплексная оценка достижения качественных планируемых результатов формирования познавательной активности

Слайд 24Транслируемость практических достижений (школьные метод.объединения)

Транслируемость практических достижений (школьные метод.объединения)

Слайд 25Список использованной литературы и сетевых ресурсов
40 тысяч вопросов и одно

«ага». Проблемное обучение // Учительская газета, №39 от 27 сентября

2005 г. - http://www.ug.ru/archive/9515 - дата обращения 10.07. 2015.
Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 1985.
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения. - М.: Знание, 1983.
Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985.
Леонтьев А.Г. Педагогические ситуация. Как учить?// Знание – сила. – 1990. - № 2. – С.28-34.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972.
Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1975.
Оконь В.В. Основы проблемного обучения. - М.: Знание, 1986.
Психологический словарь / под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Астрель, 2004.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. - М.: НИИ «Школа технологий», 2005.
Сайт «Образование новой эры» - http://www.trizway.com – дата обращения 10.07.2015.
Сайт «Современные педагогические технологии» - http://pedtehno.ru - дата обращения 10.07.2015.
Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru/attestatsiya-pedagogicheskikh-rabotnikov - дата обращения 10.07.2015.
Сайт «Международный кластер «Инновационные технологии в практике образования» - http://pedmix.ru/index.php - дата обращения 10.07.2015.
ФГОС / Под ред. Сафронова И.А. - М.: Просвещение, 2014.
Электронная библиотека - http://royallib.com – дата обращения 10.07. 2015.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000.
Список использованной литературы и сетевых ресурсов40 тысяч вопросов и одно «ага». Проблемное обучение // Учительская газета, №39

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика