Слайд 1Титаны эпохи – дети войны
(дети блокадного Ленинграда)
Классный час в 6-В
классе
Кл. руководитель Гошева Т.Н.
24.01.2018 г.
Слайд 222 июня 1941 года войска фашистской Германии напали на нашу Родину.
Началась Великая Отечественная война. Через два месяца после этого, в августе 1941
года, немцы начали мощное наступление на Ленинград. Мир затаил дыхание.
.
Слайд 3Фашисты планировали захватить Ленинград, а после этого развернуть огромное наступление
войск на Москву. Тогда люди встали плечом к плечу на
защиту родного города.
Слайд 4Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения
400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков.
Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек.
Слайд 5Писатель Александр Фадеев в путевых заметках "В дни блокады" писал:
"Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград
вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.
Слайд 6В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников 1-4 классов
приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а
с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.
Слайд 7Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики
сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой
в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.
Слайд 8Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были
объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое
население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.
Слайд 10Весной 1942 года весь блокадный Ленинград принялся выращивать овощи. В
огороды превратились сады, скверы, бульвары, набережные и откосы каналов.
«Огородная
жизнь» школьников
блокадного Ленинграда
Слайд 11В каждой горстке земли и в каждом ростке была жизнь,
спасительная для изголодавшихся ленинградцев.
Слайд 12- этот призыв прозвучал с первых дней войны. И учащиеся
школ пошли работать на предприятия, чтобы помогать старшим выпускать оборонную
продукцию.
«Заменим у станков отцов!»
Слайд 13Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи
детей и подростков. Чтобы они могли работать за станками и
сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки.
Слайд 15Двенадцатилетняя ленинградская школьница Таня Савичева начала вести свой дневник. Он
не был издан, в нем всего 9 страшных записей о
гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка – крик души о помощи, о том, что ничего на свете нет страшнее войны.
Слайд 16Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых
решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Таня тоже
не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи.
Слайд 17Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был
сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все
сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.
Слайд 18Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены,
а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро
отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену — в цех сообщили, что он умер…».
Слайд 19Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за
другим ушли из жизни ее родственники, а потом и мама.
Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия — трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь
Слайд 20Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных
команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе
со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородскую) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги.
Слайд 21Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х
лет сражались за жизнь юной ленинградской школьницы, но гибельные процессы
в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием.
Слайд 22Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли,
их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в
тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.
Слайд 23Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его
копия — в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570
тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
Слайд 24Танины записи вырезаны и на сером камне мемориального комплекса «Цветок
жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».
Слайд 25Нельзя сердцу прекращать помнить,
иначе — пресечется
род наш человеческий.
Слайд 26 Написать синквейн о МИРЕ
План синквейна
1-я строка – одно
ключевое слово, определяющее содержание.
2-я строка – 2
прилагательных, характеризующих данное понятие
3-я строка –3 глагола, показывающих действие понятия
4-я строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к проблеме
5-я строка – одно ключевое слово, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Слайд 28Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/
http://yandex.ru/
http://www.spbobrazovanie.ru/
http://www.liveinternet.ru/
http://zmt001.ucoz.ru/
http://www.rg.ru/