Слайд 1«Создание психолого-педагогических условий для успешной социализации
детей с ОВЗ в
ДОУ»
педагог-психолог
МДОУ «ЦРР- д/с № 160»
г. Магнитогорска
Кравец Елена
Ивановна
Слайд 2 Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
является вовлечение таких детей в детский коллектив. Социализация, или усвоение
ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.
Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую необходимо ставить перед собой это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений с помощью следующих детских видов деятельности:
Слайд 4
Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм коррекционной работы
с детьми и данная система работы по обеспечению социализации детей
с ОВЗ может показать высокую эффективность при её реализации:
-использования проектного метода в организации непосредственно образовательной деятельности детей
-вовлечения детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д, проводимые в образовательном учреждении)
Слайд 5 Воспитанники с ОВЗ участвуют в совместных мероприятиях,
в театрализованной деятельности, в проведении совместных спортивных и традиционных праздников
в ДОУ при обязательной предварительной работе воспитателей и всех специалистов детского сада, родителей, их взаимодействии, что даёт положительную динамику развития детей.
Важный вопрос – взаимодействие с родителями. Первые и основные навыки социального поведения дети получают в семье. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.
Слайд 6
Социализированость ребенка возможна только при комплексном подходе, учете
всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. Дети в дальнейшем
успешно адаптируются при поступлении в образовательные учреждения, о чем свидетельствуют данные мониторинга педагогов-психологов школы.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Слайд 7
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от
его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 8 Советы педагогам:
- изучите медицинские документы, поступившие с ребёнком.
- побеседуйте
с родителями об особенностях ребёнка, о тех условиях, которые необходимы
ему для более успешной адаптации к новым условиям и детскому коллективу
- сопровождая ребенка, не опекайте чрезмерно ребенка с ОВЗ, но и забывайте о нем.
- активно взаимодействуйте с педагогом-психологом, изучайте специальную методическую литературу
- при взаимодействии не фиксируйте внимание на особенностях ребёнка.
Слайд 9
Относитесь к ребенку ровно, спокойно, ласково но, в то
же время, предъявляйте разумные требования. Ребенок не должен чувствовать себя
обиженным и ненужным.
- в отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- ежедневно рассказывайте родителям как прошел день его ребёнка. Акцентируйте на положительном, но не утаивайте и отрицательные моменты.
Слайд 10
Советы родителям:
Ваш ребёнок пошел в детский сад. Надеемся, что
Вы готовились к этому событию – приучали малыша к новому режиму дня,
учили общаться со сверстниками на игровых площадках, приучали самостоятельному выполнению культурно-гигиенических процедур, отучили от соски, бутылочки, научили ребёнка играть.
Что же делать, если специальной подготовки к детскому саду не было? Постарайтесь облегчить своему малышу привыкание к новым условиям, к новым людям, для этого:
- побольше общайтесь с педагогами группы об особенностях вашего ребенка, его нуждах и потребностях;
Слайд 11- старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима дня
детского сада (сон, прием пищи, прогулки и т. д.). Кроме
того, в будние дни лучше, если малыш будет просыпаться за час до того времени, когда вы планируете выходить из дома;
- формируйте у ребёнка культурно-гигиенические навыки: приучайте мыть руки, ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном;
- чтобы в детском саду было меньше проблем с питанием максимально приблизьте меню вашего ребенка к меню детского сада, устраните «кусочничество» между едой. Если у ребёнка проблемы с аппетитом стоит поговорить с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе;
Слайд 12 - чтобы избежать проблем в общении со сверстниками, учите
его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть
с чужими игрушками. Правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Приучайте ребенка приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться со сверстниками;
- в первое время, когда ребёнок привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, пусть первое время ребенка отводят в сад другие взрослые, например папа или бабушка;
- ребёнок с ОВЗ – особый ребёнок, он требует больше внимания и заботы, но не стоит лишать его самостоятельности – всё делать за него, приучайте к самостоятельности и в будущем ребенку будет легче приспособиться к взрослой жизни;
- формируйте у ребёнка положительный настрой к детскому саду – рассказывайте истории из собственного опыта, обращайте внимание на положительные посещения детского сада.
Слайд 13
Итак, можно сделать вывод о том,
что проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной
в Российской Федерации.
Для того чтобы дети не отставали в развитии от своих сверстников необходимо включать их в инклюзивное образование, которое позволит им учиться и получать социальный опыт в одних и тех же условиях.