Слайд 1
Специфические ошибки в работах учащихся младших классов
Автор: Никитина Н.И.
учитель-логопед
МБОУ СОШ
№3
Слайд 2 Дисграфия — это стойкое нарушение письма, проявляющееся в пропуске букв,
слогов, перестановке или замене букв и слогов.
Слайд 3 Фонематический слух — это способность человека к распознаванию
речевых звуков, представленных фонемами данного языка.
Слайд 4Книга.
Дядя Юра принёс книгу. Там зайка и мишка. Таня и
мячик. Слон и конь. Мы любим стихи.
Диктант ученика 1 кл.
весной пицы порили гёзда. уаиса
гиздо уаиста гездо наберзе. Ластачка зыёт пткый дона. ахитры ворбей свел радом сорим. Там хоршо испкно.
Слайд 6Виды дисграфии
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Акустическая дисграфия
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и
синтеза
Аграмматическая дисграфия
Оптическая дисграфия
Слайд 7
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Причина возникновения -неправильное произношение звуков речи
Слайд 8
Пропуски
робот – «обот»
Замены
река – «лека»
Смешения
Саша – «Шаса»
Артикуляторно-акустическая
дисграфия
Слайд 9
Акустическая дисграфия на почве фонемного распознавания
Причина возникновения -
нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи.
Слайд 10
Виды ошибок
Замена и смешение парных звонких и глухих согласных
Б-П,
Ж-Ш, З-С, Г-К, Д-Т, В-Ф
«кника» - книга, «люпим» - любим
Замена
и смешение свистящих и шипящих
С-Ш, З-Ж, Ч-Щ, С’-Щ, Ц-С
«миска» - мишка, «жайка» - зайка
Слайд 11
Виды ошибок
Замена и смешение гласных I и II ряда при
обозначении мягкости согласных
А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е
«дада» - дядя,
«Луба» - Люба, «тота» -тётя
Пропуски, замена и смешение при обозначении мягкости согласных с помощью буквы Ь
«кон» - конь, «стьихи» - стихи
Слайд 12
Виды ошибок
Замена и смешение гласных о-у, е-и в ударной позиции
«лок» – лук «лито» - лето
Слайд 13Схемы
Твёрдые согласные звуки
Мягкие согласные звуки
Слайд 14Виды работ
Различаем изолированно:
пары
[м] - [м’]
добавление других звуков
Различаем в слогах:
ма-мя мо-мё му-мю
Слайд 16Игра «Выбери букву»
М
А
Я
М
А
Я
М
А
Я
Т
А
Я
С
А
Я
Д
А
Я
Слайд 18Виды работ
Различаем в словах:
мал
– мял мясо мама
Различаем в предложениях:
У Марины маленький мячик.
Слайд 19Игра «Выбери букву»
М ЧИ
Я
А
М КИ
А
Я
М СО
А
Я
Р К
А
Я
ЛИНА
Игра «Вставь пропущенную букву»
Слайд 21
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Причина возникновения –
затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
Слайд 22
Виды ошибок
Пропуски гласных
«мчик» - мячик
Пропуски согласных
«тратор» - трактор
Пропуски слогов
и частей слова
«стрки» - стрелки
Слайд 23
Виды ошибок
Перестановки букв, слогов
«чунал» - чулан, «корвом» - ковром
Недописывание
«зайк» - зайка, «миш» - мишка
Добавления букв
«на речуку» - на
речку, «в укуклы» - в куклы
Слайд 24Упражнение «Назови слова» - начинаются с …, заканчиваются на …,
в середине с определенным звуком.
Упражнение «Играем в слова» - придумать
слово, которое начинается/заканчивается на такой же звук, как и в слове …. /например, флаг и др./
Слайд 25Аграмматическая дисграфия
Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи
Слайд 26Аграмматическая дисграфия
изменение падежных окончаний
«много ключов» - ключей, «стулов» -
стульев
согласование в роде, числе
«красная платье» - красное платье, «огромная
бабочки» — огромные бабочки
изменение по числам
«деревы» - деревья
Слайд 27Аграмматическая дисграфия
пропуски членов предложения
нарушения последовательности слов в предложении
Рыбка в
аквариуме плавает.
Слайд 28 Угадай конец фразы:
В лесу растут гри…
Добавь слова
/распространи предложение:
Льёт дождь.
Образуй предложение из слов:
веселая песня
Упражнения, направленные на работу по развитию грамматического строя речи
Слайд 29Исправь деформированный текст:
любит, медвежонок, мед
Найди ошибку:
После грибов
идут дожди.
Можно ли так сказать?
Под домиком на опушке живут
бабушка и дедушка.
Слайд 30Оптическая дисграфия
Причина возникновения -несформированность зрительно-пространственных функций.
Слайд 31Оптическая дисграфия
Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных
рукописных букв
и-ш, п-т, т-ш, и-у, в-д, б-д, л-м,
э-с,Ч-У, П-Т, К-Н, ж-х
«делка» - белка, «малпа» -лампа, «хук»- жук, «кирица» - курица, «панк» - танк
Слайд 32Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
Упражнение «Воздушные прописи» - прописывание
в воздухе.
Упражнение «Какое слово спряталось»
М в и в н
в с в к – зачеркнуть все буквы «в».
Слайд 33Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
Упражнение«Квазислово» - разбей на отдельные
слова.
воробейсоловейсорокаворона
Упражнение «Найди в рисунке букву П».
Слайд 34Зачеркни неверно написанные буквы «Э»
Э
Э
Э
Э
Э
Э
Э
Э
Э
Э
Э
Э
Э
Э
Э
Слайд 37последовательно
от простого к сложному
систематически.
Работа по исправлению ошибок
Слайд 38 Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в
любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы.
Через 2–2,5 месяца
таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
Каждый день пишите короткие диктанты карандашом.
Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!)
Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
Упражнения :
Слайд 39 На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования.
Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения.
Помните, что нельзя
давать упражнения, в которых текст написан с ошибками.
Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком.
На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова.
Правила:
Слайд 40Упражнение «Составляем слова»
к, у, р, а; ч, ш, а,
к, а;
с, к, у, м, а; и, а,
р, г
Упражнение «Составляем предложения»
Дождьидетгромгремит
Кошкапоймаламышку
Слайд 41Помощь
Массаж языка (поглаживание, пощипывание)
Развитие воздушной струи (сдувать мелкие предметы: ватку,
машины, кораблики, ручки)
Артикуляционная гимнастика (упр. Улыбка, упр. Вкусное варенье, упр.
Чашечка, упр. Лошадка)
Слайд 421. Если Ваш ребенок левша.
2. Если он - переученный левша.
3.
Если Ваш ребенок посещал занятия логопеда.
4. Если в семье говорят
на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Обратите внимание!
Слайд 43
Если такую работу вести планомерно, не давя на ребенка и
требуя мгновенных результатов, то, как правило, проблема дисграфии затухает или
исчезает вовсе.