Слайд 1Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных
действий у обучающихся с ОВЗ
Евсеева Татьяна Ивановна
ГБС(К)ОУ школа-интернат №113
учитель начальных классов
Смагина Ольга Николаевна
ГБС(К)ОУ школа-интернат №113
учитель начальных классов
Слайд 2Актуальность
Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы:
от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно - ориентированной, обеспечивающей усвоение
на определённом уровне обучающимися с ОВЗ «академического» компонента и формирование жизненной компетенции.
Мыслительная деятельность у умственно отсталых школьников формируется с большими трудностями и поэтому затруднено и формирование БУДов и жизненных компетенций. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у умственно отсталых детей.
Слайд 3Постановка проблемы проекта
«Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний,
умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности
обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
У обучающихся с НОДА и УО отмечается несформированность познавательных базовых универсальных действий: умение работать с несложной по содержанию информацией (понимать изображение, текст, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных носителях)
Слайд 4Цель проекта: сформировать у обучающихся 4 класса с НОДА и
УО умение работать с несложной по содержанию информацией, изложенной в
тексте , используя методы и приёмы технологии проблемного обучения.
Задачи проекта:
•Анализ и оценка методической, методологической, педагогической и нормативной документации ; стандарты, акты, положение оценивания Самарской области.
•Изучить опыт коллег. Отобрать методы оценивания познавательных БУДов на уроках в начальной школе.
•Оценить эффективность педагогического процесса, направленного на формирование достижение образовательных стандартов.
•Детализация: отобрать приемы, определить этапы реализации внедрения в учебный процесс методов проблемного обучения
•Апробация: реализовать проект и оценить его эффективность на уроках в начальных классах.
Слайд 5Этапы реализации проекта
I этап
Аналитический этап
Выступление на МО, презентация.
Результат
Пакет диагностических материалов,
выступление на педсовете.
Анализ педагогической литературы, нормативно правовых актов: с Федеральным
законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
с Федеральным базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 №29/2065-п);
с Федеральным перечнем учебников на 2014/2015 учебный год, утвержденным приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253П.,
методических материалов
Слайд 6Диагностический этап
Задачи
1.Отобрать новые технологии, определить место данной технологии в учебном
процессе.
2.Анализ полученных результатов диагностики
3.Детализация системы заданий с проблемными ситуациями
Деятельность
Проведение диагностики
оценивания уровня развития познавательных процессов у обучающихся с НОДА и УО
Анализ эффективности урока на предмет использования методов и приёмов проблемного обучения
Результат
Составление банка заданий с пробмлемными ситуациями на всех видах уроков
Слайд 7Анализ полученных результатов
Включение современных методов обучения и воспитания, направленных на
достижения стандартов ФГОС в процесс обучения.
Деятельность
Включение современных методов обучения и
воспитания, направленных на достижения стандартов ФГОС в уроки начальных классов.
Результат
Открытый урок.
Фонд оценочных средств.
Слайд 8Список используемой литературы
•Правительство Самарской области постановление от 21 октября 2010
г. N 507 «О действиях Самарской области по модернизации общего
образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", на период 2011 – 2015годов»
•Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Фишман И.С., Зимина Е.А. "Порядок формирования программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования" методические рекомендации Министерство образования и науки Самарской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования СИПКРО. Самара 2012.
•www.ege.edu.ru
•Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Фе-федерации»;
•Федеральный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 №29/2065-п);
Слайд 9Литература
Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»,
М: Просвещение, 2010
Брызгалова С.И. «Проблемное обучение в начальной школе. Учебное
пособие», Калининград, 1998
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. «Окружающий мир 3 класс часть 1», М.: «Баласс», 2012
Гузеев В.В. «Образовательная технология: от приёма до философии», М., 2003
Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. «Планируемые результаты начального общего образования», М.: «Просвещение», 2011
Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении», М., 1972
Махмутов М.И. «Проблемное обучение», М.: Педагогика, 2007
Поташник М.М., Левит М.В. «Как подготовить и провести современный урок», М.: «Просвещение», 2003
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М.: Просвещение, 1998
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, М.: «Просвещение», 2012
Перечень электронных ресурсов.
Сайт образовательной системы «Школа 2100» http//www.shcool2100.ru
Сообщество взаимопомощи учителей «Pedsovet.su» http//www.pedsovet.su
Официальный сайт Фестиваля педагогических идей «открытый урок» http//www.festival@1september.ru
Слайд 10Прогнозируемый результат
Благодаря методам и приёмам проблемного обучения у обучающихся развиваются
базовые познавательные учебные дейстия и жизненные компетентности:
- способность к исследованию под руководством взрослого;
-способность к простым коммуникациям и организации взаимодействия;
-способность принимать простые решения; под руководством педагога;
-способность осуществлять принятое совместно с учителем несложное решение
Слайд 11Результаты диагностики
Данные на начало и конец учебного года по пяти
балльной системе