Слайд 1СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ
                                                            
                                    
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
2012 г.
Свечкова Анна Николаевна,
учитель русского языка и
                                    литературы
ГБОУ СОШ № 10
г. Сызрани Самарской области
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Социальный заказ
 Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого
                                                            
                                    
ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни
                                    в высокотехнологичном, конкурентном мире» 
(Национальная инициатива «Наша новая школа»)
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Изменения в школе:
от цели школьного обучения-усвоения знаний, умений, навыков к
                                                            
                                    
цели-формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
 от
                                    «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; 
от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий; 
от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Современные 
образовательные результаты 
 трактуются как изменения в личностных ресурсах
                                                            
                                    
(мотивационных, операциональных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых
                                    для личности и общества проблем;
 представляют собой многокомпонентную систему, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Личностные УУД:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 
- смыслообразование;
- нравственно-этическая ориентация.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Регулятивные УУД:
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Саморегуляция
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Познавательные УУД:
Самостоятельное формулирование познавательной цели 
Поиск и выделение необходимой информации;
Структурирование
                                                            
                                    
знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
                                    форме
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Рефлексия
Смысловое чтение
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 
Постановка вопросов
Разрешение
                                                            
                                    
конфликтов
Управление поведением партнера 
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать
                                    свои мысли
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9
Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Метапредметные результаты -
освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех
                                                            
                                    
учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса,
                                    так и в реальных жизненных ситуациях.
Отличительной особенностью школьного курса русского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Что такое средство? 
«Средства педагогические – материальные объекты и предметы
                                                            
                                    
духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и
                                    выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, ученическое общение, познание» 
(Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров 
«Педагогический словарь»)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Создание проблемных ситуаций
	1) Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется
                                                            
                                    СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ?
	2) СКАЗАТЬ – I спряжения
	3) СКАЖЕТЕ
                                    – будущее время
	4) СКАЖИТЕ – приказ, просьба
	5) определить морфемный состав форм глагола:
	ска´ж - ЕТЕ 
скаж – и´ - ТЕ
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13«Знаю – хочу узнать – узнал – научился»
Этап «Знаю» предполагает
                                                            
                                    
работу в паре: что я знаю о теме урока; 
«Хочу
                                    узнать» - формулирование цели; 
«Узнал» - соотношение старой и новой информации; 
«Научился» - осознание результативности деятельности.          
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14«Верные–неверные утверждения»
Деепричастие – самостоятельная часть речи
Деепричастие – особая форма глагола
Деепричастие
                                                            
                                    
обладает признаками глагола и наречия
Деепричастие не изменяется
Деепричастие изменяется по временам
Деепричастие
                                    в предложении является сказуемым
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Работа с текстом
Составление плана
Составление граф-схемы
Тезирование
Составление сводной таблицы
Комментирование
Чтение с остановками
Чтение с
                                                            
                                    
пометами
Составление кластера
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Составление кластера
на уроке литературы в 5 классе во время изучения
                                                            
                                    рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер:
   
 
 
 
 
 
Герасим
Портрет
Описание каморки
Отношение к
                                    Му-му
Отношение к барыне
Отношение с дворовыми
Отношение к Татьяне
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Синквейн (пять строк)
	Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:
                                                            
                                    
Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Театрализация 
Заключительный урок по басням И.А. Крылова
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Проектная и исследовательская деятельность
	формирует
коммуникативные 
 регулятивные 
познавательные 
личностные 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Системно-деятельностный подход
	«Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств
                                                            
                                    
− возможно лишь в деятельности»
 (Л.С. Выготский)
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Список литературы 
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
2.
                                                            
                                    
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр
                                    «Академия», 2000.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
5. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
7. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
9. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
 и др. источники.