Разделы презентаций


Связь свойств внимания и учебной деятельности младших школьников

Содержание

АктуальностьСегодня проблемы связанные с развитием внимания у школьников, как никогда вызывают беспокойство. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь либо

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Связь свойств внимания и учебной деятельности младших школьников
Выполнила:
учитель начальных классов


МОУ СОШ №3
Юрова Марина Валерьевна

Связь свойств внимания и учебной деятельности младших школьниковВыполнила: учитель начальных классов МОУ СОШ №3Юрова Марина Валерьевна

Слайд 2 Актуальность
Сегодня проблемы

связанные с развитием внимания у школьников, как никогда вызывают беспокойство.

Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Конечно, школьные психологи ведут работу в этом направлении, но практически охватить всех учащихся развивающей коррекционной работой не удаётся. Поэтому, сегодня детальная разработка и применение учителями начальных классов в своей педагогической практике методики развития внимания детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности, особо актуальна.

АктуальностьСегодня проблемы связанные с развитием внимания у школьников, как

Слайд 3

Цель
повышение качества и прочности знаний учащихся;
создание определённых стимулов

для положительной мотивации к обучению;
преодоление трудностей адаптационного периода при поступлении детей в школу и при их переходе из начального звена в среднее.

Цельповышение качества и прочности знаний

Слайд 4

Задачи
развивать интеллектуальные способности на основе развития внимания; - научиться

использовать и перенаправлять непроизвольное внимание; - содействовать развитию произвольного внимания;
углублять и расширять концентрированность внимания, его объём и устойчивость; - учить ребёнка управлять своим вниманием, полноценно распределять его во время учебного процесса.

Задачи развивать интеллектуальные способности на основе

Слайд 5 Понятие «внимание»
Внимание – многомерное психическое

явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы

всех его составляющих(свойств внимания) По мнению известного психолога П. Я. Гальперина внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т. к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Понятие «внимание»Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит

Слайд 6 Виды внимания

Непроизвольное внимание

возникает:
вследствие внешних причин — особенностей действующих на нас раздражи­телей
вследствие внутренних побуждений, направ­ленности личности.


Виды внимания   Непроизвольное внимание

Слайд 7 Раздражители, действующие на человека
1. Сила и неожиданность раздражителя (сильный

звук, яркая вспышка света)
2. Новизна, необычность, контрастность раздражителя (новые наглядные

пособия)
3. Подвижность объекта (начало или, наоборот, прек­ращение действия раздражителя)
Раздражители, действующие на человека1. Сила и неожиданность раздражителя (сильный звук, яркая вспышка света)2. Новизна, необычность, контрастность

Слайд 8 Произвольное

Внимание, возникающее

вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилии, называют

произвольным или преднамеренным.
Произвольное Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее

Слайд 9Поддержание устойчивого произвольного внимания у уча­щихся зависит от ряда условий.
1.

Осознание долга и обязанности в выполнении данной дея­тельности
2. Отчетливое понимание

конкретной задачи выполняемой дея­тельности
3. Привычные условия работы

4. Создание благоприятных условий для деятельности, т. с исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей
Поддержание устойчивого произвольного внимания у уча­щихся зависит от ряда условий. 1. Осознание долга и обязанности в выполнении

Слайд 10послепроизвольное внимание.
Послепроизвольным оно называется потому, что возникает на основе

произвольного внимания, после него.

Послепроизвольное внимание совме­щает в себе некоторые особенности

произвольного внимания (осознание цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания).

послепроизвольное внимание. Послепроизвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него.Послепроизвольное внимание совме­щает в

Слайд 11 Свойства внимания
Различают пять свойств

внимания:
Сосредоточенность- это удержание внимания на одном объекте или одной

деятельности
Устойчивость- это длитель­ное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности
Объем- это количество объектов, которые вос­принимаются одновременно с достаточной ясностью, т. е. охва­тываются вниманием одномоментно
Распределение- это одновременное внимание к двум или нескольким объектам
Переключение- это перемещение внимания с одно­го объекта на другой
Свойства внимания Различают пять свойств внимания: Сосредоточенность- это удержание внимания на одном

Слайд 12О СВЯЗИ ВНИМАНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ
Как правило, у успевающих школьников хорошо

раз­виты основные свойства внимания. Однако нередко встречаются и такие дети,

у кото­рых свойства внимания оставляют желать лучшего, но они тем не менее успешно справляются с учебной программой. У некоторых из них это происходит за счет хорошего общего развития и прекрасной памяти. Но есть и другие: эти дети не блещут особой эрудицией, па­мять у них обычная, речевой запас средний. Что же по­зволяет им более-менее успешно справляться с учени­ем? По отзывам учителей и наблюдениям психологов, такие дети обладают особой внимательностью.
О СВЯЗИ ВНИМАНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИКак правило, у успевающих школьников хорошо раз­виты основные свойства внимания. Однако нередко встречаются

Слайд 13 О СВЯЗИ ВНИМАНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ.
у

внимательных детей успешность овладения математикой наиболее тесно связана с объе­мом

внимания, успешность овладения русским языком зависит от того, насколько точным является распреде­ление, а хорошее чтение — от устойчивости внимания. Видимо, возможно повышение эффективности обучения отдельным предметам за счет более активного включе­ния именно тех свойств внимания, которые играют в данном случае ведущую роль.
О СВЯЗИ ВНИМАНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ.   у

Слайд 14 Управление вниманием
способность управлять своим вниманием не зависит

прямо от того, насколько развиты у школьника свойства внимания. И

при объек­тивно слабых свойствах внимания ученик может непло­хо им владеть. Однако в этих случаях, по-видимому, все управление сводится главным образом к постоянно во­зобновляемым усилиям поддерживать свое рассеиваю­щееся внимание на должном уровне, а также к более или менее успешному самоконтролю.
Управление вниманием способность управлять своим вниманием не зависит прямо от того, насколько развиты у школьника

Слайд 15 Развитие внимания
Такая работа должна вестись

по двум направлениям:
1.Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.
2.Использование

упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
Развитие внимания  Такая работа должна вестись по двум направлениям: 1.Использование специальных упражнений, тренирующих

Слайд 16 методика развития внимания опирается на следующие принципы:

1.деятельности - любое развитие

происходит в процессе какой-либо деятельности;
2.психологической комфортности - ребёнок не должен

чувствовать свои неудачи;
3.сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями;
4.индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его внимание лишь в определённых пределах;
5.последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;
6.поэтапности - необходимо сначала включать в учебную деятельность упражнения для развития объёма и концентрированности внимания, затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности (варианты распределения упражнений для тренировки различных свойств внимания могут быть различными, т. к. психологическая диагностика детей поможет выявить те свойства внимания, развивать которые необходимо в первую очередь);
7.цикличности - включать развивающие упражнения в уроки необходимо определёнными циклами, продолжительность которых составляет в среднем примерно два месяца. Повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно 2-3 раза.

методика развития внимания опирается

Слайд 17Методики и игры по развитию произвольного внимания учащихся начальной школы
 Методики

по развитию общей внимательности, наблюдательности.
 Упражнение "Запрещенная буква"
Птица -

не птица.
Упражнение на увеличение объема внимания
"Заметь все"



Методики и игры по развитию произвольного внимания учащихся начальной школы  Методики по развитию общей внимательности, наблюдательности. Упражнение

Слайд 18Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания.
 Корректурное задание.
Игра "Маленький

жук"

Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания.  Корректурное задание. Игра

Слайд 19Упражнение на тренировку избирательности внимания.
Игра "Найди отличие".

Упражнение на тренировку избирательности внимания. Игра

Слайд 20Методики для тренировки переключаемости и распределения внимания
Методика "Красно-черная таблица", предложена

Ф. Горбовым.

Методики для тренировки переключаемости и распределения внимания Методика

Слайд 21Упражнение "Каждой руке — свое дело"
Методика Мюнстерберга и её различные

модификации
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЩМОРЖ
БРПТЯЖЭЦБУРАНСГЛЮГБЕИОПАЛКАФСТУЧА
АОСМЕТЛАОУЖЕЛААВТОБУСИОХПСЯЗВАЖ

Упражнение

Слайд 22 Заключение
Анализ психологической

литературы свидетельствует, что внимание является одним из важнейших условий успешности

любой деятельности и полноценного протекания психических процессов.
Рассмотренные выше методики по развитию произвольного внимания, в основном, представляют собой задания в виде игры. Это связано с тем, что игра для младшего школьника остается важным видом деятельности, отвечает его потребностям. Упражнения и методики развивают как внимание в целом, так и его отдельные свойства. Главное требование к заданиям – систематичность их проведения, нарастание сложности.
ЗаключениеАнализ психологической литературы свидетельствует, что внимание является одним из

Слайд 23Немецкий писатель и мыслитель Гёте писал:
«Если ты потерял состояние,

то ты еще ничего не потерял; состояние ты можешь нажить

вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу — и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все.»

Немецкий писатель и мыслитель Гёте писал: «Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял; состояние

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика