Слайд 1Связь свойств внимания и учебной деятельности
младших школьников
Выполнила:
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3
Юрова Марина Валерьевна
Слайд 2 Актуальность
Сегодня проблемы
связанные с развитием внимания у школьников, как никогда вызывают беспокойство.
Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Конечно, школьные психологи ведут работу в этом направлении, но практически охватить всех учащихся развивающей коррекционной работой не удаётся. Поэтому, сегодня детальная разработка и применение учителями начальных классов в своей педагогической практике методики развития внимания детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности, особо актуальна.
Цель
повышение качества и прочности знаний учащихся;
создание определённых стимулов
для положительной мотивации к обучению;
преодоление трудностей адаптационного периода при поступлении детей в школу и при их переходе из начального звена в среднее.
Задачи
развивать интеллектуальные способности на основе развития внимания;
- научиться
использовать и перенаправлять непроизвольное внимание;
- содействовать развитию произвольного внимания;
углублять и расширять концентрированность внимания, его объём и устойчивость;
- учить ребёнка управлять своим вниманием, полноценно распределять его во время учебного процесса.
Слайд 5 Понятие «внимание»
Внимание – многомерное психическое
явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы
всех его составляющих(свойств внимания) По мнению известного психолога П. Я. Гальперина внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т. к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.
Непроизвольное внимание
возникает:
вследствие внешних причин — особенностей действующих на нас раздражителей
вследствие внутренних побуждений, направленности личности.
Слайд 7 Раздражители, действующие на человека
1. Сила и неожиданность раздражителя (сильный
звук, яркая вспышка света)
2. Новизна, необычность, контрастность раздражителя (новые наглядные
пособия)
3. Подвижность объекта (начало или, наоборот, прекращение действия раздражителя)
Слайд 8 Произвольное
Внимание, возникающее
вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилии, называют
произвольным или преднамеренным.
Слайд 9Поддержание устойчивого произвольного внимания у учащихся зависит от ряда условий.
1.
Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности
2. Отчетливое понимание
конкретной задачи выполняемой деятельности
3. Привычные условия работы
4. Создание благоприятных условий для деятельности, т. с исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей
Слайд 10послепроизвольное внимание.
Послепроизвольным оно называется потому, что возникает на основе
произвольного внимания, после него.
Послепроизвольное внимание совмещает в себе некоторые особенности
произвольного внимания (осознание цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания).
Слайд 11 Свойства внимания
Различают пять свойств
внимания:
Сосредоточенность- это удержание внимания на одном объекте или одной
деятельности
Устойчивость- это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности
Объем- это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т. е. охватываются вниманием одномоментно
Распределение- это одновременное внимание к двум или нескольким объектам
Переключение- это перемещение внимания с одного объекта на другой
Слайд 12О СВЯЗИ ВНИМАНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ
Как правило, у успевающих школьников хорошо
развиты основные свойства внимания. Однако нередко встречаются и такие дети,
у которых свойства внимания оставляют желать лучшего, но они тем не менее успешно справляются с учебной программой. У некоторых из них это происходит за счет хорошего общего развития и прекрасной памяти. Но есть и другие: эти дети не блещут особой эрудицией, память у них обычная, речевой запас средний. Что же позволяет им более-менее успешно справляться с учением? По отзывам учителей и наблюдениям психологов, такие дети обладают особой внимательностью.
Слайд 13
О СВЯЗИ ВНИМАНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ.
у
внимательных детей успешность овладения математикой наиболее тесно связана с объемом
внимания, успешность овладения русским языком зависит от того, насколько точным является распределение, а хорошее чтение — от устойчивости внимания. Видимо, возможно повышение эффективности обучения отдельным предметам за счет более активного включения именно тех свойств внимания, которые играют в данном случае ведущую роль.
Слайд 14 Управление вниманием
способность управлять своим вниманием не зависит
прямо от того, насколько развиты у школьника свойства внимания. И
при объективно слабых свойствах внимания ученик может неплохо им владеть. Однако в этих случаях, по-видимому, все управление сводится главным образом к постоянно возобновляемым усилиям поддерживать свое рассеивающееся внимание на должном уровне, а также к более или менее успешному самоконтролю.
Слайд 15 Развитие внимания
Такая работа должна вестись
по двум направлениям:
1.Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.
2.Использование
упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
Слайд 16
методика развития внимания опирается на следующие принципы:
1.деятельности - любое развитие
происходит в процессе какой-либо деятельности;
2.психологической комфортности - ребёнок не должен
чувствовать свои неудачи;
3.сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями;
4.индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его внимание лишь в определённых пределах;
5.последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;
6.поэтапности - необходимо сначала включать в учебную деятельность упражнения для развития объёма и концентрированности внимания, затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности (варианты распределения упражнений для тренировки различных свойств внимания могут быть различными, т. к. психологическая диагностика детей поможет выявить те свойства внимания, развивать которые необходимо в первую очередь);
7.цикличности - включать развивающие упражнения в уроки необходимо определёнными циклами, продолжительность которых составляет в среднем примерно два месяца. Повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно 2-3 раза.
Слайд 17Методики и игры по развитию произвольного внимания учащихся начальной школы
Методики
по развитию общей внимательности, наблюдательности.
Упражнение "Запрещенная буква"
Птица -
не птица.
Упражнение на увеличение объема внимания
"Заметь все"
Слайд 18Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания.
Корректурное задание.
Игра "Маленький
жук"
Слайд 19Упражнение на тренировку избирательности внимания.
Игра "Найди отличие".
Слайд 20Методики для тренировки переключаемости и распределения внимания
Методика "Красно-черная таблица", предложена
Ф. Горбовым.
Слайд 21Упражнение "Каждой руке — свое дело"
Методика Мюнстерберга и её различные
модификации
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЩМОРЖ
БРПТЯЖЭЦБУРАНСГЛЮГБЕИОПАЛКАФСТУЧА
АОСМЕТЛАОУЖЕЛААВТОБУСИОХПСЯЗВАЖ
Слайд 22 Заключение
Анализ психологической
литературы свидетельствует, что внимание является одним из важнейших условий успешности
любой деятельности и полноценного протекания психических процессов.
Рассмотренные выше методики по развитию произвольного внимания, в основном, представляют собой задания в виде игры. Это связано с тем, что игра для младшего школьника остается важным видом деятельности, отвечает его потребностям. Упражнения и методики развивают как внимание в целом, так и его отдельные свойства. Главное требование к заданиям – систематичность их проведения, нарастание сложности.
Слайд 23Немецкий писатель и мыслитель Гёте писал:
«Если ты потерял состояние,
то ты еще ничего не потерял; состояние ты можешь нажить
вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу — и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все.»