Слайд 1
«Технологии воспитания в условиях развивающего образовательного пространства»
Учитель музыки Т.В. Чиликова
МОУ
«СОШ им. Г.И. Марчука
р.п. Духовницкое»
Слайд 2Конфликт
перспективные образовательные технологии
Слайд 3Смена образовательной парадигмы
Устаревшие
обучающие технологии
Трансляция информации
Сверхдоминирующая позиция педагога
Строгое выполнение рекомендаций
педагога
Пассивная позиция ребенка
Современные
педагогические технологии
Социальное преобразование
Новое педагогическое мышление
Передовой педагогический опыт
Опыт
прошлого (отечественный и зарубежный)
Слайд 4Понятие педагогической технологии
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо
деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих специальный набор и компановку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспелько).
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология - это процессная система совместной деятельности учащегося и преподавателя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретных результатов при обеспечении комфортных условий участникам (Т.М. Шамова).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Слайд 5Аспекты понятия
«педагогическая технология»
1)научный - технология как часть педагогической науки,
изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая
педагогические процессы;
2)процессуально – описательный - описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания и методов и средств для достижения планируемых результатов обучения и воспитании;
3)процессуально – действенный - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Слайд 6Уровни применения понятия «педагогическая технология»
Общепедагогический (общедидактический) - характеризует целостный образовательный
процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения.
Может выступать как синоним педагогической системе.
Частнометодический (предметный, в значении «частная методика») - совокупность методов и средств реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания частных предметов, методика работы учителя, воспитателя).
Локальный (модульный) - технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных проблем и задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и т.д.).
Слайд 7Структура
педагогической технологии
Слайд 8Критерии технологичности
1. Концептуальность.
Каждой педтехнологии должна быть присуща опора на
определенную
научную концепцию, включающую философское,
психологическое, дидактическое и социально-педагогическое
обоснование достижения образовательных целей.
2.
Системность.
Педтехнология - это не произвольный набор отдельных
дидактических средств, а система действий и средств,
соединенных определенной логикой процесса, обладающая всеми
признаками системы: взаимосвязью всех частей целостностью,
целенаправленностью и т.д.
Слайд 9Критерии технологичности
3.Управляемость
Предполагает возможность диагностического целеполагания,
планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной
диагностики,
варьирования средствами и методами с целью
коррекции результатов.
4.Эффективность
Современные педтехнологии существуют в
конкурентных
условиях и должны быть эффективными по результатам и
оптимальным затратам, гарантировать достижение
определенного стандарта
5.Воспроизводимость и гарантированность результатов обучения.
подразумевает возможность применения (повторения,
воспроизведения) педтехнологии в других однотипных
образовательных учреждениях, другими субъектами.
Слайд 10Признаки
педагогических технологий
диагностическое целеобразование и результативность предполагают гарантированное достижение целей
и эффективности процесса обучения.
экономичность выражает качество технологии, обеспечивающее резерв
учебного времени, оптимизацию труда педагога и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
проектируемость , алгоритмируемость, целостность, управляемость отражает различные стороны идеи воспроизводимости технологии;
корректируемость предполагает возможность постоянной обратной связи, последовательно ориентированной на четко поставленные цели;
визуализация предполагает применение различной аудиовизуальной и электронновычислительной техники, а также конструирование и применение различных дидактических материалов и пособий.
Слайд 11Сравнительная характеристика систем обучения
Слайд 12Литература
1.Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие.
М.: Педагогическое общество России, 2005.
2.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и
организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
3.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М. Изд. Центр «Академия», 2002.
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
5. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии./ Под ред.С.А.Смирнова. 4-е изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия»,2001.
6. Шамова Т.И.и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; Под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.