Слайд 1Дети с ОВЗ в нашей школе:
Принять! Понять! Помочь!
Гладышева Людмила
Олеговна,
Учитель начальных классов
2018
Слайд 2– это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана,
которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную
жизнь.
Дети с ограниченными возможностями -
– это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Слайд 3Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения
лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Слайд 4Дети с ОВЗ
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети
с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с
нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС)
Дети с нарушением интеллекта;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Слайд 5В нашем классе обучается 5 детей.
Все имеют статус –
«учащийся с ОВЗ».
Слайд 6Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
1. Отсутствует
мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2.
Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Слайд 7Принципы обучения детей с ОВЗ
Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Мотивирование ребенка к учебному процессу.
Предотвращение наступления утомления (чередование умственной
и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
Проявление педагогического такта.
Поощрение за успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Единство совместной деятельности.
Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
Слайд 8На каждом уроке обязательным должно стать:
— Изучение нового материала небольшими
порциями.
— Неоднократное повторение нового материала в течение урока.
— Присутствие наглядности
на каждом уроке.
— Проведение физкультминутки.
— Переключение видов деятельности в целях выполнения охранительного режима.
— Наличие специальных упражнений, направленных на развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
— Подбор упражнений, включающих в работу как можно больше анализаторов.
— Оценка деятельности каждого ученика, поощрение за активность на уроке.
— Повторение раннее пройденного материала.
— Проверка выполнения домашнего задания.
— Работа по развитию речи учащихся, по расширению общего кругозора.
Слайд 9Изучение математических действий.
Слайд 12Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровления детей с
ОВЗ.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение.
Использование кинезиологического комплекса
на занятиях в качестве физкультурной паузы даёт как срочный, так и накопительный эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния.
Цели кинезиологических упражнений:
Развитие межполушарного взаимодействия.
Синхронизация работы полушарий.
Развитие мелкой моторики.
Развитие способностей.
Развитие памяти, внимания.
Развитие речи.
Развитие мышления.
Устранение дислексии и дисграфии.
Слайд 13 Кинезиологические упражнения
«Зеркальное рисование»
"Ухо - нос"
«Кулак – ребро- ладонь»
«Колечко»,
«Корова, заяц,
вилка»
«Одадушки»
«Колено – локоть»
«Лезгинка» («Дятел»)
Слайд 14Использование на уроках упражнений
на развитие координации и чувства ритма.
Ритмические
стихи и скороговорки.
Ритмический счет.
Задания с мячом.
Слайд 15Развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
Задание на внимание и
запоминание.
Задание на нахождение причинно-следственных связей
На нахождение общего свойства или различия.
(«Найди
пару», «Найди лишнее», «Найди общее», «Что изменилось», «Найди различие», «Собери в корзинки» и др.)
Слайд 16Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на уроках можно использовать
следующие активные методы и приёмы обучения:
Использование специальных карточек (цифры, буквы,
слоги, слова) при выполнении задания.
Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Работа с бланковыми методиками. Бланковые методики используются в диагностических целях и для коррекционной работы.
5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами
6. Использование презентаций, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу урока.
7. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти.
Мнемотехника. Алгоритмы для составления описательных рассказов.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Слайд 17Использование специальных карточек (цифры, буквы, слоги, слова) при выполнении задания
Слайд 18Мнемотехника при заучивании стихов.
Слайд 20Чтобы сформировать у обучающихся интерес к учению используется
метод стимулирования и
мотивации деятельности, а именно
создание ситуаций успеха.
Если сегодня что-то
не получилось, то получится в следующий раз.
Мотивация становится положительной только в том случае, если эта деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно. Требуется постоянная похвала ребенка, даже если что – то получилось не так как требовалось. Вместе исправим, получится обязательно!В связи с этим, важное значение приобретает создание на занятии специальных ситуаций, способствующих достижению детей даже незначительных успехов в различных видах деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Слайд 21Оценка и результаты.
Каждый учащийся получает оценку своей деятельности.
В первом классе она выражена качественной характеристикой работы.
В начале
учебного года и по окончании полугодия проводится мониторинг знаний.
В течение всего обучения отслеживается динамика освоения предметов. Ведется дневник наблюдения за учащимися.
Слайд 26Общие педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности
здоровья
Принимать ребенка таким, какой он есть.
Избегать переутомления.
Использовать упражнения
на релаксацию.
Не сравнивать ребенка с окружающими.
Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.
Обращаться к ребенку по имени.
Не предъявлять ребенку повышенных требований.
Стараться делать замечания как можно реже.
Оставаться спокойным в любой ситуации.
Слайд 27Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Непонятен и красив.
Неуклюж, порою
странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему
он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!