Слайд 1Технология
системно-деятельностного подхода
в начальной школе
Прокофьева Л.Н.,
учитель начальных классов
Слайд 2Актуальность
Традиционной целью школьного образования:
овладение системой знаний, составляющих основу наук. По
исследованиям российских учёных:
высокий уровень
задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями
и умениями
средний и ниже среднего
задания на применение знаний в практических ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных , сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Слайд 3Начальная школа
предметные ЗУНы
УУД
Слайд 4Необходимы:
знания
знания о том, как и где их применять
знание о
том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.
И то,
и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.
Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
Эпиграф
Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю.
Китайская мудрость
Слайд 6Цель:
применение технологии
системно-деятельностного подхода
в обучении на уроках в начальной школе
Задачи:
изучить технологию
системно-деятельностного подхода в обучении
обосновать возможности развития познавательной самостоятельности школьников посредством целенаправленного использования на уроках технологии деятельностного подхода
Слайд 7Гипотеза
Целенаправленное и планомерное
применение в практической
деятельности
системно-деятельностного подхода значительно повышает
уровень качества обученности младшего школьника, стимулирует их познавательную самостоятельность, проявляющуюся
как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Слайд 8Деятельностный подход –
основа концепции развивающего образования в любом варианте.
Слайд 9Что же такое
системно-деятельностный подход обучения?
Подход в обучении, при котором
ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется
системно – деятельностным.
Слайд 10Основные положения
технологии деятельностного метода обучения.
Процесс обучения есть
всегда обучение
деятельности
Обучение
деятельности
предполагает
совместную
учебно-познавательную
деятельность группы
учащихся под
руководством учителя
Сам
процесс учения
должен быть
творческим
Слайд 11Система дидактических принципов
Принцип
деятельности.
Принцип
творчества
Принцип
вариативности
Принцип
целостного
представления
о
мире.
.
Принцип
непрерывности.
.
Принцип
минимакса.
Принцип
психологической
комфортности.
Слайд 12Составляющие деятельностного подхода
1. Учебный материал предтавляется в виде последовательных задач,
которые решаются совместно с учащимися, формируются выводы, осуществляются на различных
этапах логически допустимые обобщения и делается переход к следующим задачам.
2. Поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.
Слайд 13Позиция учителя:
к классу не с ответом
(готовые знания, умения,
навыки),
а с вопросом.
Позиция ученика:
за познание мира,
(в специально организованных
для
этого условиях).
Слайд 15Характерная черта технологии
способность ученика
проектировать
предстоящую деятельность,
быть ее субъектом
Слайд 16игровая
исследовательская
проектная
рефлексивная
контрольно-оценочная
творческая
практическая
групповая
парная
индивидуальная
фронтальная
Виды деятельности
Формы деятельности
Слайд 17
Типология уроков
в дидактической системе деятельностного метода
уроки «открытия» нового
знания
уроки рефлексии
уроки общеметодологической направленности
уроки развивающего контроля
Слайд 18Этапы построения
урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходе
Мотивация к
учебной деятельности
Актуализация и пробное учебное действие
Выявление места и причины затруднения
Построение
проекта выхода из затруднения
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление учебного действия
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия учебной деятельности
Слайд 19Этап 1
МОТИВАЦИИ
Приёмы
"Побуждение"
"Психологический тренинг"
"Фантастическая добавка"
"Удивляй"
"Привлекательная цель"
"Отсроченная отгадка"
"Проблемная ситуация"
"Театрализация"
"Рифмованное начало уроков"
"Эпиграф к
уроку"
"Оратор"
"Фантазёр"
"Индуктор"
"Ассоциативный ряд"
Слайд 20Этап 2
АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
Приёмы
"Столкновение противоречий"
"Вопросы, требующие установления сходства
и различия."
"Вопросы по установлению причинно–следственных связей."
"Вопрос к тексту"
"Лови ошибку"
"Мозговой штурм"
"Почини
цепочку"
"Да-нетка"
"Пресс - конференция"
"Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам"
"Сравнение"
"Проведи исследование"
"Раздели на группы"
"Дай информацию"
"Слепой текст"
"Придумай название"
"Игры в случайность"
"Идеал"
Слайд 21
Этап 3.
ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
Приёмы
"Составление алгоритма"
"Слепая таблица"
"Птичий базар"
"Цепочка"
"Расшифруй!"
"Кластер"
"Починить
цепочку"
Слайд 22
Этап 4.
ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА
ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
Приёмы
"Яркое пятно"
"Разрешение парадоксов"
"Помощники"
"Тема в
виде проблемного вопроса"
"Отгадай ребус, загадку, шараду…"
"Проблемная ситуация"
"Подводящий диалог "
"Работа над
понятием"
"Группировка"
Слайд 23
Этап 5.
РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Приёмы
"Мини – рассказ"
"Упрости!"
"Создай коллекцию"
"Проблемный поиск"
"Пары сменного
состава"
"Послушать – сговориться – обсудить"
"Облака мыслей"
"Ромб ассоциаций"
Слайд 24
Этап 6.
ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
Приёмы
"Составь меню"
"Аукцион"
"Феномен"
"Чего
больше?"
"Реклама"
"Учимся сообща"
"Я беру тебя с собой"
Слайд 25Этап 7.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
Приёмы
"Фактологический диктант"
"Цифровой диктант"
"Буквенный
диктант"
"Тренировочная к/р"
"Блиц-контрольная"
"Творческий тест"
"Соответствие фактов и понятий"
"Рядом с художником"
Слайд 26
Этап 8.
ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ
И ПОВТОРЕНИЯ
Приёмы
"Создай презентацию"
"Своя опора"
"Повторяем
с контролем"
"Приведи примеры"
"Составление текста"
"Починить цепочку"
"Раздели на группы"
"Уравнение"
"Дай информацию"
"Восстанови текст"
"Назвать, одним
слово"
"Кроссворд"
"Немая схема"
"«Магический» квадрат"
"Составь"
Слайд 27
Этап 9.
РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приёмы
"Опрос – итог"
"Пантомима"
"Азбука"
"Анкета"
"Цветные поля"
"Увеличение – уменьшение"
"Синквейн"
"Толстый
и тонкий вопрос"
"Телеграмма"
"Шкатулка"
Слайд 28Изучив теорию и применив на практике технологию деятельностного обучения, были
достигнуты следующие результаты:
Слайд 29Уровень
математических представлений
Слайд 32Литературное чтение
Универсальные учебные действия
Слайд 33Внеурочная деятельность
Научно-практическая конференция «Сергеевские чтения»
Выездная экскурсия «Мой любимый город»
Научно-практическая конференция
«Любима, хранима родной землёй»
Конкурс исследовательских работ им. Б.Постникова
Квест-игра, посвящённая 70
годовщине Великой Победы.
Участие в акциях «Георгиевская лента» и «Бессмертный полк»
Выездная экскурсия в биосферный заповедник им. В.Алёхина
Выездная экскурсия «Святые места Курского края. Коренная пустынь»
Слайд 38Таким образом,
гипотеза о том,
что целенаправленное
и планомерное применение в практической
деятельности системно-деятельностного подхода значительно
повышает уровень качества обученности младшего школьника, стимулирует их познавательную самостоятельность, проявляющуюся как на уроках, так и во внеурочной деятельности,
нашла своё подтверждение.
Слайд 39Перспектива работы
Постепенно расширять рамки применения деятельностного подхода в обучении, включая
введение проблемно-диалогического обучения, приёмов ТРИЗ-обучения, методов технологии критического мышления.
Слайд 40Критерии результативности урока
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции
от учителя к ученику.
2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие
(оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Слайд 417. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми
учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться
оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Слайд 42Позиция учителя
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса
Веди ученика от
собственного опыта к общественному
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»
Радуйся вопросу, но
отвечать не спеши
Учи анализировать каждый этап работы
Критикуя, стимулируй ученика