Слайд 1Технология сотрудничества как эффективный метод активизации деятельности учащихся
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №45 Голодкова Е.Ю
Слайд 2Задача школы сегодня- формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков,
а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся ,то
есть ключевые компетентности.
Слайд 3К ключевым компетентностям относятся:
Социальная компетентность- способность действовать в социуме с
учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетентность-
способность вступать в коммуникацию
с целью быть понятым.
Личностная компетентность-способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность-способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
Нравственная компетентность- готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Слайд 4Коммуникативная компетентность –это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение
работать
в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности
к речевому общению.
Слайд 5Педагогику сотрудничества надо рассматривать
как особого типа «проникающую» технологию, так
как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.
Переход
от педагогики требований к педагогике отношений
Гуманно – личностный подход к ребёнку
Единство обучения и воспитания
Целевыми ориентациями данной технологии являются:
Слайд 6Сотрудничество — это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при
котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности
отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
Слайд 7Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле».
(Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
Слайд 8
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Обучающиеся работают в группах состоящих из
детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп
необходимо менять.
Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
Члена группы который должен отчитаться за задание, может выбрать учитель или член команды.
Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания сколько усилия обучающихся и совместная работа.
Слайд 9ПРИЕМЫ,КОТОРЫЕ СПОСОБСТВУЮТ УКРЕПЛЕНИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА:
Этика вербального обращения к обучающемуся.
Стимулирующее общение,
вызывающее радость общения обучающегося.
Дорисовывание.
Приобщение к плану урока.
Доверие ученика.
Слайд 10ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ
1-й этап начинается с первых дней пребывания ребенка
в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для
выражения своего мнения, согласия или не согласия.
2-й этап: парная работа
3-й этап: групповая работа
Слайд 11Работа в парах
Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной
работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10-15
мин, во 2 классе- более половины урока.
При освоении работы в парах выделяют три этапа:
1-й-организация социальной деятельности учителя и ребёнка,где учитель передаёт навыки социального общения;
2-й-демонстрация учителем способов организации деятельности; взаимодействие обучающихся при руководящей роли педагога;
3-й-самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного.
Слайд 12Задачи групповой работы
Активизация познавательной деятельности.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
Развитие умений
успешного общения.
Совершенствование межличностных отношений в классе.
Слайд 13Результат работы в парах
Повышает речевую и мыслительную активность каждого обучающегося.
Способствует
воспитанию нравственных качеств.
Формирует школьную мотивацию, повышает интерес к учёбе.
Слайд 14Приёмы групповой работы
«Мозговой штурм»
« Лови ошибку»
« Снежный ком»
«Зигзаг».
Или метод пилы.
« Пресс-конференция»
Деловая игра «Точка зрения»
Игра « Компетентность»
«Трёхступенчатое интервью»
Слайд 15Варианты заданий для парной и групповой работы
Русский язык
Запись слов со
взаимопроверкой
Работа с деформированным текстом
Проверка орфограмм
Разбор по составу
Математика
Взаимопроверка решений
Составление схем к
задачам
Поиск способа решения
Чтение
Составление плана текста
Поиск средств художественной выразительности речи
Чтение текста по ролям
Слайд 16«Хоть выйди ты не в белый свет
А просто за околицу,
Пока
идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится,
Зато куда бы ни попал
И
по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.»
Н.Рыленков.