Слайд 1Технология
«Учебный портфель»
в образовательном процессе
Слайд 2Основной смысл портфолио:
"показать все, на что ты способен".
Педагогическая философия
портфолио предполагает
смещение акцента с того, что учащийся не знает
и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
интеграцию количественной и качественной оценок;
перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Слайд 3Портфолио
это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в
определенный период его обучения
это коллекция работ и результатов учащегося, которая
демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях
систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых
дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены.
позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной
доказательство прогресса обучения по результатам учебной деятельности.
Слайд 4Структура портфолио.
Портрет
Коллектор
Рабочие материалы.
Мои достижения
Слайд 5Портрет
Автор портфолио имеет возможность представить себя любым доступным для этого
способом.
Это может быть эссе, синквейн, фотография и т.д.
Слайд 6Коллектор
любая информация, которую учащийся собирает в соответствии с темой портфолио.
словарные и энциклопедические статьи,
материалы периодических изданий,
информационные материалы, полученные
от учителя,
любой иллюстративный материал и т.д.
все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности учащегося – автора портфолио.
Слайд 7Коллектор
«Коллектор» – это своего рода «копилка» материалов и информации, часть
из которых будет использована в работе по изучаемой теме, а
часть может перейти в портфолио по следующим темам.
Слайд 8«Рубрики для раздела «Коллектор»
Теоретический монолог»: собираются основные теоретические положения по
теме портфолио.
«Что бы это значило?»: понятийно-терминологический словарь.
«Статистические данные»: информация в
цифрах и фактах.
«Законы, принципы, правила»: теоретические основы рассматриваемого материала.
Слайд 9Рабочие материалы
графические материалы,
тексты сообщений и докладов;
творческие работы;
контрольные и
самостоятельные работы;
материалы проектной деятельности учащегося и т.д.
Слайд 10Рубрики раздела «Рабочие материалы»
«Письменная работа».
«График-органайзер»: схемы, графики, опорные конспекты, таблицы
и т.п.
«Вопросы, оставшиеся без ответов».
«Вредные советы»: творчество в стиле Г.
Остера.
«Творчество товарищей».
«Где и когда я смогу использовать…».
«Банк идей»: идеи, даже самые безрассудные.
«Что будет, если…»: банк гипотез.
«Диверсант»: аргументы и контраргументы на заданную тему.
«Девиз темы», «Эмблема темы», «Реклама темы»…
«Темы для исследования».
Курьезы, анекдоты, «ляпы» по теме.
«Параллельные миры»: внутри- и межпредметные связи.
Слайд 11Мои достижения
содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его
прогресс в обучении.
контрольные и самостоятельные задания,
отзывы учителей и
учащихся о выполненной работе,
рисунки,
сертификаты и т.д.
Слайд 12Рефлексия
Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого
раздела, в котором ученик поясняет, почему он считает данную работу
своим достижением.
Слайд 13Рубрики для разделов «Портрет»,
«Мои достижения»
«Неотправленные письма».
«Стимулы к учебе» (примеры
из жизни).
«Стимулы успеха»: что помогало моему прогрессу.
«Мои открытия» установил самостоятельно.
«Размышления
о занятии»: рефлексивный анализ учебных занятий.
Слайд 14Портфолио должен включать четыре обязательных элемента:
Титульный лист.
Сопроводительное письмо владельца портфолио
с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.
Содержание портфолио
с перечислением его основных элементов.
Самоанализ и взгляд в будущее
Слайд 15Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
Постоянно поддерживать высокую учебную мотивацию
школьников;
Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
Развивать
навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
Формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
Слайд 16Как оценивается учебный портфолио?
Самый высокий уровень (отлично) - портфолио характеризуется
всесторонностью, свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося,
творческом отношении к предмету.
Высокий уровень (хорошо) - портфолио демонстрирует солидные знания и умения, но в нем может быть не значительно выражен элемент творчества и оригинальность.
Средний уровень (удовлетворительно) - элемент творчества отсутствует, не продемонстрированы прикладные умения.
Слабый уровень - неинформационный портфолио, по которому трудно сформировать общее представление о способностях учащегося (отрывочные задания из разных категорий, не полностью выполненные задания, невозможно определить процесс в обучении и уровень сформированности знаний).
Слайд 17Механизм оценки портфолио
оценивается только процесс и характер работы над портфолио;
оцениваются
по заданным критериям только отдельные части портфолио (например, обязательные рубрики);
оцениваются
все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое;
оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;
оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации;
портфолио не оценивается, а учащийся выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену.
Слайд 18Способы оценивания портфолио
Таблица «П.С.В.» (Положительно. Советы, Вопросы);
Таблица «Д.В.П.» (Достоинства.
Вопросы. Пожелания);
Таблица «И.Т.О.Г.» (Интересные, впечатляющие моменты. Темы, которые наиболее раскрыты
или обоснованы. Общие советы, рекомендации. Главные выводы);
Трансфертный лист
Тема портфолио _________________
Я считаю, что... (мнение о портфолио)
Особенно удачным является... (достоинства; за что надо похвалить)
В то же время я посоветовала бы... (рекомендации)
Не кажется ли тебе, что (основные замечания)
Работу читал: Работу писал:
Произвольная письменная рецензия.
Слайд 19По содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:
а) портфолио достижений: включает
в себя результаты работы учащегося по конкретному блоку учебного материала,
оформленные всеми возможными (известными, доступными) способами;
б) рефлексивный портфолио: включает в себя материалы по оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т.д. Содержание портфолио может быть связано с работой ученика по конкретной проблеме;
в) проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы;
г) портфолио для развития навыков высшего мышления: включает материалы, отражающие процесс обучения школьника работе на уровне анализа – синтеза – оценивания;
д) тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы или модуля.
Слайд 20Каково содержательное наполнение портфолио?
В портфолио могут входить:
домашние
работы;
результаты проверочных и контрольных работ, тестов;
результаты групповой работы,
в том числе черновики и схемы;
алгоритмы решения учебных задач;
проекты;
письменные творческие работы;
краткие записи, связанные с ходом выполнения письменных работ;
аудио- и видеоматериалы; фотографии;
«график-органайзеры», схемы, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы и т.п.;
анкеты и результаты их обработки;
отчеты об интервьюировании кого-либо; вопросы, возникающие в ходе работы;
листы, дневники наблюдений; рефлексия общих особенностей своего учения;
самооценка;
письма преподавателю/члену своей семьи, однокласснику и т.д., связанные с содержанием портфолио или процессом работы над ним;
постановка и обоснование целей будущего обучения/исследования;
краткие записи докладов, выступлений, ответов и т.п. по теме портфолио;
компьютерные программы;
описание лабораторных работ и экспериментов;
образцы изобразительного творчества;
грамоты, сертификаты, справки и другие знаки определенных достижений учащегося и т.д.
Слайд 21Алгоритм запуска портфолио в самом общем виде может быть представлен
следующим образом:
1. Мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем нужно выполнять
портфолио, возможно, он сможет получить за него дополнительную оценку, либо портфолио позволит ему получить зачет по той или иной теме.
2. Определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан преподавателем или выбран по желанию учащегося.
3. Сроки сдачи и время работы над портфолио: на занятиях, во время самостоятельной работы, во время домашней подготовки.
4. Общее количество рубрик: оптимальным количеством рубрик нам кажется 7, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть – по выбору учащегося.
5. Критерии оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися. Определенные критерии могут быть обязательными и не подлежащими обсуждению, например наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.
6. Способы оценивания: целесообразно, на наш взгляд, до начала работы над портфолио проговорить с учащимися, какие способы будут использованы для оценивания портфолио.
Слайд 22Недостатки учебного портфолио
Внедрение данной формы требует большой систематической работы по
повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту
инновацию.
Внедрение портфолио требует от учителя и от учащихся новых организационных и познавательных умений.
Возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.
К недостаткам можно отнести и высокий уровень субъективности оценки, размытость некоторых критериев оценки элементов состава портфолио и трудоемкость процесса их проверки и оценки.
Слайд 23Достоинства портфолио
Прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных
рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации
и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения,
а, следовательно, и
создания ситуации успеха.