Слайд 1Вход Господень в Иерусалим. Середина XII в. Мозаика Палатинской капеллы
в Палермо.
Вопросы:
О чем мы вели речь на нашем предыдущем уроке?
В
каких случаях говорят, что человек лжет, обманывает?
Почему Господь запретил людям говорить неправду?
Можно ли утверждать, что ложь приносит вред и говорящему ее и слушающему?
Обоснуйте свой ответ.
Приведите примеры.
Слайд 2
Добро и Зло
Добро и Зло
Прощение
Послушание Доброе отношение к животным
Милосердие
Зависть Не укради
Ложь
Трусость и жадность
Трудолюбие
Слайд 3О чем же мы будем вести разговор на этой станции?
Поможет
вам определить тему нашего разговора рассказ, который я вам сейчас
прочитаю.
Слайд 4Дело было в Крыму. Один приезжий мальчик пошел на море
ловить удочкой рыбу. А там был очень высокий, крутой и
скользкий берег.
Слайд 5Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные
острые камни и испугался. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит
на корточках и дышать боится.
А внизу, в море, в это время рыбак ловил рыбу. И с ним в лодке была девочка, его дочка. Она все видела и поняла, что мальчик трусит. Она стала смеяться и показывать на него пальцем.
Было стыдно, но он ничего не мог с собой поделать. Он только стал притворятся, будто сидит так и будто ему очень жарко. Мальчик даже снял кепку и стал ею махать около своего носа.
Слайд 6Вдруг подул ветер, вырвал у мальчика удочку из рук и
бросил ее вниз.
Мальчику было жаль удочку, он попробовал ползти вниз,
но опять у него ничего не вышло.
А девочка все это видела. Она сказала отцу, тот посмотрел наверх и что-то сказал ей.
Вдруг девочка спрыгнула в воду и зашагала к берегу. Взяла удочку и пошла обратно к лодке.
Мальчик так рассердился, что забыл все на свете и кубарем покатился вниз.
Слайд 7- Эй! Отдавай! Это моя удочка! – закричал он и
схватил девочку за руку.
- На возьми, пожалуйста, - сказала девочка.
-
Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно ее взяла, чтоб ты слез вниз.
Мальчик удивился и говорит:
- А ты почем знала, что я слезу?
- А это мне папа сказал. Он говорит: если трус, то, наверное, и жадина.
Л. Пантелеев
Слайд 8О каких человеческих пороках идет речь в рассказе?
Слайд 9Трусливого и тень страшит.
У жадного чем больше добра, тем больше
горя.
Слайд 10Какого человека мы называем трусом?
Слайд 11
Трус – это человек, легко поддающийся чувству страха.
Слайд 12Чувство страха знакомо каждому. О нем не стоит говорить много,
поскольку все люди его стыдятся, быстро замечают и стремятся не
подать вида, что им страшно. Если мы где-то чего-то испугались, то в этом нет ничего плохого. Только нельзя давать страху влиять на свои слова и поступки. Нужно научиться преодолевать это чувство: нужно вырабатывать в себе мужество и храбрость.
Слайд 13С трусостью, как мы уже с вами выяснили, по соседству
живет жадность. Как вы понимаете, что такое жадность?
Если кто-нибудь кому-то
Что-то
очень пожалел –
Это жадность.
Слайд 14Все, вы наверное. Помните добрую сказку А.С. Пушкина о рыбаке
и рыбке. В этой сказке поэт показал развитие этого порока
в человеке. Сначала хотелось старухе достать самую необходимую вещь – новое корыто. Когда оно досталось ей слишком легко, просто даром, ей захотелось уже лишнего, не столь необходимого, как прежде. Досталось ей и это – и совсем уже разыгралась в ней страсть – жадность, захотела старуха быть владычицей не только земли, но и моря. И в один миг все, что было, исчезло. Погубила жадность старуху.
Слайд 16По ту сторону стекланных гор, за шелковым лугом, стоял нехоженный,
невиданный густой лес. В этом нехоженном, невиданном густом лесу, в
самой его чаще, жила старая медведица. У нее было два сына. Когда медвежата выросли, они решили, что пойдут по свету искать счастья.
Слайд 17Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с
ней. Обняла старая медведица сыновей и наказали им никогда не
расставаться друг с другом. Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу.
Шли они шли. И день шли и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались.
Понурые они брели рядышком.
- Эх братик. До чего же мне есть хочется! – пожаловался младший.
- И мне хочется! – сказал старший.
Слайд 18Так они все шли да шли и вдруг нашли большую
круглую головку сыра. Хотели, было, поделить ее поровну, но не
сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому останется больше.
Слайд 19Спорили они, рычали, и вдруг подошла к ним лиса.
- О
чем вы спорите, молодые люди? – спросила лиса. Медвежата рассказали
ей о своей беде.
- Какая же это беда! – сказала лисица.
Слайд 20- Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший,
что старший – все одно.
- Вот хорошо-то! – обрадовались медвежата.
– Дели! Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но расколола головку, так что один кусок – это даже на глаз было видно – был больше другого.
Слайд 21Медвежата закричали:
- Этот больше!
Лиса успокоила их.
- Тише молодые люди!
И эта беда не беда. Сейчас я все улажу. Она
откусила добрый кусок от большой части и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок .
Слайд 22- И так неровно! – закричали медвежата.
- Да будет вам!
– сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот
ее был набит вкусным сыром. – еще самая малость – и будет поровну.
- Лиса продолжала делить сыр.
А медвежата только черными носами водили туда-сюда, туда-сюда – от большего куска – к меньшему, от меньшего – к большему.
Слайд 23Пока лисица не наелась досыта, она все делила и делила.
Но
вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не досталось:
два крохотных кусочка.
Слайд 24- Ну что ж, - сказала лиса, - хоть помалу,
да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! – и, помахав
хвостом, она убежала.
Так-то то вот бывает с теми, кто жадничает!
Венгерская народная сказка
Слайд 25Вопросы:
Понравилась ли вам сказка?
Какой случай произошел с медвежатами?
К чему привела
медвежат жадность?
Что вы можете посоветовать медвежатам?
В чем мудрость этой сказки?
На
какой станции мы с вами сегодня останавливались?
Завершить показ
Слайд 27Когда ищем себе похвалы, привираем, трусим, обманываем или скрываем правду,
ленимся, гневаемся.
Слайд 28Господь дал людям десять заповедей, которые они должны выполнять. А
если они их не выполняют, значит они совершают грех, а
этого делать не желательно.
Слайд 29Да, ложь приносит вред не только тому человеку, который лжет.
От лжи страдает даже тот человек, которому говорят неправду. Он
верит ей и часто бывает жестоко обманут. В результате ложь поселяет вражду между людьми, ссорит между собой родных, друзей и знакомых.