Слайд 1УЧЕБНЫЕ ТРУДНОСТИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Родительское собрание 5 класс
Дети должны делать то, что
хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог.
(Ж.-Ж.
Руссо)
Пастух должен привести лошадь к водопою, но лошадь будет пить сама.
(поговорка)
Слайд 2Цель
Выработать единые требования к учебной деятельности пятиклассников
Задачи:
пополнить арсенал знаний
родителей по вопросу учебных трудностей пятиклассников, изучить отношение подростка к
школьным знаниям, определить учебные трудности каждого учащегося, найти способы их преодоления.
Слайд 3Как добиться хорошей успеваемости учащихся?
Любое педагогическое воздействие имеет успех, если
оно учитывает потребности ребенка!
Страх перед наказанием
Приобретение новых знаний
Признание взрослыми и
сверстниками
Естественный путь к признанию – это работа в коллективе для коллектива. Нужно радоваться вместе с детьми их успехам и признанию, которые они заслужили.
Слайд 4Столкновение с трудностями
Какие учебные трудности могут быть у пятиклассника?
Снижение успеваемости
Нежелание
учиться
1 причина - пробелы в знаниях за курс начальной школы,
несформированность необходимых мыслительных действий и операций (анализ и синтез), плохое речевое развитие, недостаток развития внимания и памяти, отсутствие желания учиться, слабая организация самостоятельной деятельности, постоянно нужен контроль, невнимательность и рассеянность, трудности в выполнении письменных заданий по предметам, трудности при подготовке устных ответов, неуверенность в своих способностях
Слайд 55 класс – благоприятное время для преодоления этих недостатков
значительное место
в жизни детей еще занимает игра:
- по развитию наблюдательности (в
сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти при включении в них элемента соревнования
Необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия, приближать ситуацию к учебной деятельности.
Слайд 6Вторая причина снижения успеваемости
Слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание
и «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.
Для пятиклассников
характерно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют
Учебные занятия должны вызывать только положительные эмоции
Слайд 7Слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции
Могут оказать такое же
отрицательное влияние, как и сильные отрицательные эмоции.
Положительные эмоции могут
способствовать возникновению «эмоциональной усталости», проявляющейся в раздражении, капризах, «скандалах», плаче и т.п.
Чрезмерное увлечение эмоциональной стороной может привести к обратному эффекту
Слайд 8Используйте юмор!
«Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и
делит угол пополам»
«Медиана – это такая обезьяна, которая прыгает на
сторону и делит ее поровну».
Слайд 93 причина снижения успеваемости
Низкая произвольность деятельности, слабый самоконтроль
Слайд 10Трудности в обучении 5-классника
Проблемы с письменными заданиями
Невнимательность, рассеянность
Трудности при решении
математических задач
Затруднения при пересказывании текста или устных ответах
Постоянно забывает дома
учебные предметы
Домашняя и классная работы отличаются по качеству выполнения
Постоянно просит учителей повторить задание
Систематические опоздания на занятия
Испытывает страх перед опросом учителя и любой проверкой знаний
Слайд 11Продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями
Важно помочь школьнику
выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности
Самим выделять учебную задачу
Сопоставлять
задания разного типа на одно правило
Ребенок находится в конфликте с родными, учителями, предмет насмешек в классе, готов принять протянутую руку помощи
Слайд 12Как установить доверие?
Устранить все, что порождает конфликт в отношениях со
школьником
Ликвидировать конфликтную ситуацию
Знать внутренний мир вашего ребенка
Правило Ю.Б.Гиппенрейтера для родителей
«Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему: при этом:
Возьмите на себя то, что он не может выполнить сам, остальное представьте делать самому;
По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему»
Слайд 13Ошибки родителей
Убежденность в том, что помощи с их стороны школьнику
не требуется
Игнорирование всех проявлений, говорящих о неумении выделять учебную задачу
Приписывают
неуспех ребенка его злой воле, становятся на путь наказания
Выделяют сами за ребенка учебные задачи
Слайд 14Метод «5 П»
Посмотри текст (бегло)
Придумай к нему вопросы.
Пометь карандашом самые
важные места.
Перескажи текст.
Просмотри текст повторно.
Познание меняет ценности, взгляды, воззрения
Старое знание
облегчает усвоение нового
Слайд 15Выполнение домашних заданий необходимо!
5 класс – новые требования, новое отношение,
новые учителя, могут быть промахи и ошибки
Если на ошибки не
обращать внимание, они могут закрепиться и привести к отрицательному результату
Ошибки пока еще легко заметны родителям, нужно проявлять внимание к делам своего ребенка
У ребенка должны быть постоянно действующие мотивы к учению
Слайд 16Учебная деятельность
Учебная задача (научиться чему-то)
Учебные действия (умение организовать свою деятельность
для выполнения поставленных задач)
Контроль и самооценка (узнать, что усвоено или
подлежит усвоению)
Слайд 17Что делать?
Советы для родителей
Создать приятную, уютную атмосферу, принятие ребенка,
интерес к его жизни
Закрепление нового навыка требует 50-200 повторений без
физических мер воздействия, критики в адрес ребенка, наказаний
Научите ребенка слушать и в уме «рисовать себе картину» того, о чем говорит учитель
Трудно то, что непонятно. Объясните ребенку каждое непонятное слово
Учитывайте темперамент ребенка
Надо думать при ребенке вслух, анализировать, рассуждать
Поощрять ребенка
Развивать самоконтроль, самооценку, самодостаточность ребенка
Слайд 18Научить
собственного ребенка
думать
– главная обязанность
родителя!
Слайд 19Правила Симона Соловейчика для подготовки ребенка к самостоятельной жизни
Не отнимай
чужого, но и своё не отдавай.
Попросили – дай, пытаются отнять
– старайся защищаться.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым.
С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Слайд 20Условия для этого:
Смена видов деятельности
Соблюдение режима дня, светового режима
Предупреждения заболеваемости
ребенка (зрение, опорно-двигательный аппарат, пищеварение, мышечная система)
Рациональное и полноценное питание
Закаливание
ребенка
Физическая активность
Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья ребенка
Слайд 21Анализ результатов педагогического исследования
Зачем ты учишься?
Чтобы получить солидную, хорошую работу
10 чел.
Быть умным – 5
Получить хорошие знания – 9 чел.
Получить
хорошее образование – 5 чел.
Слайд 22Зачем ты получаешь хорошие оценки?
Не знаю – 2 чел.
За подарки
– 3 чел.
Чтобы хорошо окончить школу, получить хороший аттестат –
5 чел.
Хорошо учиться, не быть троешником – 4 чел.
Не получать плохих оценок – 6 чел.
Радовать родителей – 12 чел.
Радовать родителей и себя – 1 чел.
Родители хвалят – 1 чел.
Стать умным – 1 чел.
Получить хорошую профессию – 2 чел.
Поступить в ВУЗ – 1 чел.
Слайд 23С какими трудностями ты сталкиваешься на уроках?
Нет трудностей – 9
чел.
Самостоятельные, контрольные задания, задачи, уравнения – 6 чел.
Непонимание темы, задания
– 6 чел.
Растерянность – 1 чел.
Усталость – 1 чел.
Трудные вопросы – 1 чел.
Пересказ больших стихов – 1 чел.
Не знаю материал – 1 чел.
Желание спать – 2 чел.
Слайд 24С какими трудностями ты сталкиваешься при подготовке домашнего задания?
Нет трудностей
– 16 чел.
Лень – 3 чел.
Непонятная тема -3 чел.
Хочется спать,
гулять и т.п. – 2 чел.
Слайд 25Уровень познавательного отношения к учению
Высокий уровень – 8 человек.
Средний уровень
– 18 человек.
Низкий уровень – 0 человек.
Слайд 26Рейтинг наиболее популярных учебных предметов
Слайд 28Как выполняют домашние задания дети?
Всегда и в полном объеме
Всегда, но
часто не в полном объеме
Не всегда или частично
Редко или никогда
Какое
расписание уроков они бы себе составили?
Среднее количество уроков – 2 – 4
Время урока – 10-30 минут
Суббота – часто день отдыха
Часто встречающиеся уроки – ОБЖ, математика, информатика, технология
Слайд 29Как помочь детям?
Основная причина трудностей – нарушение функций внимания
Внимание –
направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном
отвлечении от других
Слайд 30Виды внимания
Непроизвольное – внимание, возникающее само собой
Произвольное - сознательное сосредоточение
на определенной информации
Послепроизвольное – вызывается через вхождение в деятельность, возникает
интерес, сохраняется целенаправленность, снимается напряжение
Слайд 31Характеристики внимания
Концентрация
Объем
Переключение
Распределение
Устойчивость
Какая из функций внимания страдает у вашего
ребенка? → соответствующее «лечение»
Слайд 32Упражнения на тренировку внимания
Решение в уме несложных математических задач
Игра в
шифровальщика
Запоминание большого числа предметов
Игра «Муха»