Слайд 1
Тема. Учебный текст и картографические материалы
Преподаватель
Рыжова О.В.
г. Калуга, 2015 г.
Слайд 2
Работа с учебником
С текстом, как правило, работа на
занятиях проводится по учебникам.
Учебник — это средство обучения комплексного характера.
В нем на специальностях землеустройство и земельно-имущественные отношения слово сочетается со следующими материалами:
картографическими материалами;
статистическими материалами;
со схемами;
рисунками;
фотографиями;
т. д..
Слайд 3
Работа с учебником
Учебник служит не только целям приобретения
новых знаний и закрепления их, но и формирования у обучающихся
умения самостоятельно работать с книгой.
Он не только расширяет и углубляет знания по специальным дисциплинам, но и развивает мышление и речь обучающихся, обогащает ее, воспитывает интерес к предметам, любовь к книге.
Слайд 4
Работа с учебником
В учебнике имеется два структурных
блока :
учебный текст;
внетекстовые компоненты.
Каждый из них состоит из
нескольких элементов, выполняющих определенную функцию.
Все эти элементы составляют единое целое и в учебнике органически дополняют друг друга.
Слайд 5Учебный текст
Основу учебника составляет учебный текст - логически связанное систематическое
изложение программного учебного материала, подлежащего усвоению.
Основные трактовки понятия «текст»:
«Имманентная»
(расширенная, философски нагруженная).
Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры.
«Репрезентативная» (более частная).
Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.
Слайд 6
Учебный текст
Учебный текст:
Основной.
Основной текст включает теорию, объяснение и методологию.
Пояснительный.
Традиционными для географических дисциплин текста являются описание и характеристика объектов
и явлений. Описание, словарь терминов и понятий, примечания — пояснительный текст.
Дополнительный.
Пояснения содержатся в дополнительном тексте.
Текст учебника дает наиболее полную информацию по предмету. Изложение учебного материала сопровождается большим количеством связок типа поэтому, таким образом, значит, если, следовательно.
По ходу текста встречаются вопросы и задания типа объясните, почему; подумайте, почему; скажите, как влияет.
Слайд 7
Работа с картографическим материалом
Карта — второй язык, экономное выражение
географического текста, один из главных источников географической информации, объект изучения
в колледже, наглядное пособие по специальным дисциплинам.
Задача преподавателя — научить учащихся пользоваться этим источником, активно его использовать.
С помощью карты при изучении специальных дисциплин можно:
обозревать земную поверхность в целом;
обозревать любую территорию;
обозревать регион;
выявлять связи и зависимости между объектами;
определять местоположение объектов;
соотношение объектов с другими;
форму, величину объектов;
устанавливать закономерности;
динамику и развитие явлений;
давать характеристику любых объектов и территорий.
Слайд 8
Работа с картографическим материалом
Основные цели и задачи изучения карты:
понимать;
читать;
знать карту.
Обучающиеся должны усвоить, что карта —
условное, обобщенное, уменьшенное, искаженное изображение поверхности Земли на плоскости, условная модель земной поверхности, объектов на ней.
Слайд 9
Работа с картографическим материалом
Понимать карту :
знать, что такое карта;
как изображаются объекты (условные знаки, легенда);
как происходит уменьшение при изображении,
что такое масштаб;
чем отличается изображение земной поверхности на плоскости от изображения на глобусе;
что такое градусная сетка;
что такое географические координаты;
какие бывают карты в зависимости от масштаба, охвата территории, содержания.
Научить понимать карту — дать обучающимся систему картографических знаний, чтобы учащиеся сознательно пользовались картой.
Понимание карты необходимо для ее чтения.
Слайд 10
Работа с картографическим материалом
Читать карту — это уметь определять
направления расстояния и географические координаты по карте, давать характеристику объектов,
явлений, регионов, стран по карте.
Слайд 11
Работа с картографическим материалом
Знать карту — знать расположение объектов
на карте, уметь быстро их находить и правильно показывать, уметь
представлять взаиморасположение объектов на карте по памяти. Знание карты должно проверяться на каждом уроке, только тогда ученики усвоят карту.
Золотое правило: преподавателю не следует сообщать то, что учащиеся могут вычитать узнать из карты по его заданиям.
Слайд 12
Примеры заданий
Предмет. Основы дистанционного зондирования и фотограмметрия.
Тема. Фотоплан, фотокарта,
ортофотоплан.
Задание.
Проанализировать представленные изображения и на основании анализа и опорных
конспектов составить и заполнить таблицу. Вывод.
Слайд 13
Примеры заданий
Предмет. Основы дистанционного зондирования и фотограмметрия.
Тема. Фотоплан, фотокарта,
ортофотоплан.
Задание.
Таблица №1
Слайд 14Примеры заданий
Предмет. Основы дистанционного зондирования и фотограмметрия.
Тема. Фотоплан, фотокарта, ортофотоплан.
2. Ответить на следующие вопросы:
Возможно ли дешифрирование изображений №
1, №2, № 3, № 4, по 5 (пяти) прямым основным признакам?
Возможно ли дешифрирование изображений № 1, №2, № 3, № 4, по характерным дешифровочным признакам основных объектов топографического дешифрирования?
Вывод.
3. Выбрать для дешифрирования любые 2 (два) изображения. Продешифрировать их по 5 (пяти) прямым основным признакам. Вывод.
Слайд 15Фотоматериал. Свалки ТБО. Дзержинский район
Слайд 16Фотоматериал. Износковский район, Юхновский район
Слайд 17Карта «Несанкционированные свалки Калужской области»
Слайд 18Выводы
Основу учебника составляет учебный текст. Текст учебника дает наиболее полную
информацию по предмету.
Одним из важнейших внетекстовых компонентов учебника является
картографический материал. Карта — второй язык, экономное выражение географического текста.
На основе картографического материала можно разрабатывать дифференцированные задания. Такое обучение позволяет эффективно решать вопросы качественного обучения. Осуществляется оно путем изменения содержания, регулирования трудности и длительности выполнения отдельных заданий, применения.
Работа обучающегося с картой — неотъемлемая часть каждого занятия.