Слайд 1Виды, формы и методы нравственного воспитания
Слайд 2
«Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности»
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Нравственные отношения не существуют в чистом виде, а
вплетены в
различные виды деятельности, в различные виды воспитания - трудовое, правовое,
политическое, религиозное.
Слайд 4Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:
жизненная ситуация
порождаемое ею
нравственно-чувственное
переживание
нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения
выбор и принятие
решения
волевой стимул
поступок
Из схемы видно, что поступок напрямую зависит от нравственной воспитанности индивида. Человек с высоким уровнем нравственной
воспитанности совершает честные и гуманные поступки, не противоречащие моральным нормам общества.
Слайд 5Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание,
чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных
качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Слайд 6Нравственное воспитание включает:
формирование у младших подростков сознания связи с
обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами
общества;
ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
формирование нравственных привычек.
Слайд 7Формы нравственного воспитания бывают индивидуальными и массовыми (промежуточные — в
небольших группах). Каждая из этих форм имеет свои достоинства и
недостатки и в известной мере дополняют друг друга.
Слайд 8Индивидуальное нравственное воспитание позволяет в большей мере учесть особенности внутреннего
мира, условий жизни того или иного индивида, использовать наиболее эффективные
в данном случае методы влияния. Кроме того, в индивидуальном воспитании происходит непосредственное взаимодействие двух личностей: воспитателя и воспитуемого. В результате возникает неповторимая, эмоционально-нравственная атмосфера, своеобразное магнитное поле между полюсами двух сердец.
Слайд 9В определенной мере недостатки индивидуального нравственного воспитания преодолеваются в воспитании
массовом, которое к тому же усиливает позитивное воздействие индивидуальной работы.
Хорошо известно, что в коллективах нередко возникает та духовная атмосфера, которая активно содействует выработке моральных убеждений личности, приобщению ее к нравственной культуре. В коллективах срабатывают механизмы коллективной психологии (подражание, внушение и т.д.), которые также оказывают воздействие на нравственный мир человека. И весьма важно не ограничиваться одним лишь нравственным просвещением, но формировать навыки нравственного поведения.
Слайд 10
Методы нравственного воспитания:
Слайд 11методы формирования сознания
(рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение,
диспут, доклад, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта поведения
(упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Слайд 12Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на
разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения,
к которым стремится человек.
Слайд 13Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание
и самосовершенствование.
Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя
с целью выработки желаемых черт характера. Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.
Для младших подростков характерно стремление к самовоспитанию. К окончанию школы у некоторых юношей и девушек возникает духовная потребность сознательного самосовершенствования.
Слайд 14Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно
ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.
О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.