Слайд 1
«Влияние психологического климата
в семье
на психическое развитие ребенка»
Слайд 2Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.
Слайд 3.
Лучшая школа дисциплины есть семья.
(Смайлс С.)
Слайд 4 Цель исследования: изучение психологического климата
в семье и его влияние на психическое развитие ребенка.
На основе
изученной литературы по данной проблеме была выдвинута гипотеза, что психологический климат семьи влияет на психическое развитие ребенка.
Объект: психологический климат в семье.
Предмет: взаимоотношения в семье.
Слайд 5Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность взаимодействия в семье.
2. Рассмотреть основные аспекты
психологического климата в семье.
3. Изучить особенности психологических проблем общения в
семье.
Слайд 6
Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная
школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца
и матери. (Сухомлинский В.А.)
Слайд 7Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей,
связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих
друг о друга.
Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род.
В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей.
Слайд 8 Для того чтобы назвать семью коллективом, она должна соответствовать
ряду весьма высоких требований, которые определяют высокоразвитую малую группу как
коллектив:
успешно справляться с возложенными на нее задачами;
иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;
создавать для каждого своего члена возможность развития личности.
Таких малых групп, которые бы полностью отвечали всем требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство семей занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.
Семья
Слайд 9
Начала, заложенные в детстве человека, походят на вырезанные, на
коре молодого дерева буквы, растущие развертывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую
часть его. (Гюго В.)
Слайд 10Проблемы брака и семьи всегда вызывали интерес исследователей. Многие вопросы,
связанные с воспитанием детей, развитием личности, благополучием взрослых и детей,
не могут быть решены без опоры на семью.
Педантичность, повышенная аккуратность, частая смена настроения, свойственная циклотимам, и излишняя заостренность внимания на некоторых факторах событийного характера приводит к снижению удовлетворенности браком. Социальный интеллект благотворно действует на удовлетворенность браком
Слайд 11Факторы удовлетворенности браком
социально-демографические и экономические характеристики семьи. Сюда входят такие
показатели, как величина совокупного семейного дохода, возраст супругов, число детей
в семье и так далее;
характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов – профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближайшим социальным окружением и так далее;
установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности – распределение хозяйственно-бытовых обязанностей и совпадение установок в этой сфере семейной жизни, организация досуга;
характеристики межсупружеских отношений – эмоционально-нравственные ценности (чувство любви и уважения к партнеру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и так далее).
Слайд 12
А.В. Мудрик выделяет шесть функций семьи в процессе социализации:
1. Физическое
и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве
эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации.
2. Семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выявили специалисты, решающее значение в этом имеет отец, так как именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (поощряет активность у сына и женственность у дочери). Мать, обычно, одинаково относится к детям обоего пола.
3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов.
4. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами.
5. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний.
6. Семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень его самоуважения.
Первичная социализация служит соединительным звеном между «малым миром» ребенка и большим, окружающим его, миром взрослых.
Слайд 13Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме
семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях
может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.
Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений:
1. Психофизиологические - это отношения биологического родства и половы отношения.
2. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку.
3. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения - авторитет, руководство, подчинение и прочее.
4. Культурные - это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и прочие), внутри которой данная семья возникла и существует.
Слайд 14 Для подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы рад
методик, таких как –
-висбаденский опросник к методу
позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF) Н. Пезешкиана, X. Дайденбаха;
-опросник «Особенности общения между супругами.» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская;
-опросник «Анализ семейной тревоги» Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.;
-опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES‑3) Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави.
Слайд 15 Исследование было реализовано с помощью следующих методов:
метод организации –
сравнительный, эмпирический метод – психодиагностический метод – тестирование, так как
тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики.
Слайд 16Исследование было проведено путем диагностирования семьи и обработки полученных данных.
Для проведения диагностики использовались эмпирические психодиагностические методы, такие как, метод
тестирования. При интерпретировании данные полученные в ходе тестирования семьи сравнивались с данными нормы предлагаемые в методиках. Результатом стала общая картина психологического климата изучаемой семьи.
Для исследования уровня взаимоотношений между супругами, а также психологического климата данной семьи использовался метод тестирования, так как тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам.
Слайд 17Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных
установок или идеалов.
Слайд 18Обобщая, можно сказать, что в семейном взаимодействии совместимость включает в
себя психофизиологическую совместимость; личностную совместимость, в том числе когнитивную (осмысление
представлений о себе, других людях и мире в целом); эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека); поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний); совместимость ценностей или духовную совместимость. Отмечается, что чем больше наблюдается совпадений по уровням совместимости, тем выше адаптация в супружеской паре.
Опыт работы различных специалистов с семьями показывает, что особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе консультативной и коррекционной работы.