Слайд 1Педагогический совет.
Внедрение
современных воспитательных технологий как фактор социализации личности.
Доклад заместителя
директора
Ново-Харитоновской СОШ№10 Мусаелян Е.И.
20.02.09г.
Слайд 2* Социализация – процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных
социальных норм и культурных ценностей, предполагающих его включение в систему
общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.
Слайд 3 Образование - это социально направляемая и контролируемая часть социализации,
упорядоченный способ присвоения ребёнком культурных ценностей.
Воспитание в широком
социальном смысле рассматривается как воздействие общества и социальной среды на человека в целом, т.е. фактическое отождествление воспитания с социализацией.
Слайд 4Социализация –
процесс и результат усвоения человеком социальных норм и
культурных ценностей, предполагающий его включение в систему общественных отношений и
самостоятельное воспроизводство этих отношений.
Слайд 5Процесс социализации – приобщение человека к принятым в данной культуре
и обществе системам ценностей и норм.
Слайд 6Факторы, влияющие на процесс социализации:
мегафакторы;
макрофакторы;
мезофакторы;
микрофакторы (семья, школа, соседи, группы сверстников,
работники образовательных и воспитательных учреждений, с которыми человек входит в
личный контакт).
Слайд 7Овладение «обезличенными» культурными ценностями (язык, нормы, значения, традиции, символы) –
необходимое условие успешной социализации личности.
Слайд 8Социальное воспитание – это социально-контролируемая составная часть социализации, педагогически ориентированная
система общественно-государственной помощи и поддержки, оказываемой ребёнку для его вхождения
в общество и нормального функционирования в нём.
Слайд 9Воспитание– целенаправленная и контролируемая деятельность по созданию условий для социализации
человека.
Слайд 10Институты социального воспитания
- институт семейного воспитания;
- учебно-воспитательные учреждения различного
типа
(детские сады, школы, лицеи, гимназии, колледжи…);
-
учреждения для детей, подростков и юношества с
существенно ослабленным здоровьем;
- учреждения дополнительного образования;
- организации, занимающиеся социально-культурной
деятельностью;
- организации физической культуры и спорта;
- коррекционные учреждения для детей, подростков и
юношей с психосоматическими или социальными
отклонениями, различными проблемами в семье; и др.
Слайд 11Конкретная социально-воспитательная технология представляет собой научно-обоснованную систему и порядок функционирования
всех средств, применяемых для достижения целей этой конкретной области.
Слайд 12Социально-воспитывающие технологии
Технологии семейного воспитания.
Технологии дошкольного воспитания.
Технологии школьного воспитания.
Технологии социально-педагогических
комплексов.
Технологии дополнительного образования.
Технологии трудового и профессионального
воспитания и образования.
Технологии установления связей с общественностью (PR-технологии)
Слайд 13Семейное воспитание – совокупность целенаправленных воспитательных и неуправляемых социализирующих воздействий
на ребёнка, которая осуществляется в условиях семьи.
Слайд 14Особенности семейного воспитания в разные исторические периоды
Инфантицидный стиль воспитания
(до 4-го в. н.э.).
Бросающий стиль воспитания (с 4-го в. н.э.).
Лепящий стиль воспитания (с 14-го в.).
Навязчивый стиль воспитания (с 18-го в.).
Социализирующий стиль воспитания
(19в. -середина 20-го в.).
Поддерживающий, помогающий стиль воспитания (с середины 20-го в.).
Новому веку свойственен приглашающий стиль воспитания.
Слайд 15Технология «Школа – центр воспитания в социальной среде».
Целевые ориентиры данной
технологии:
Формирование будущих законопослушных граждан России.
Развитие интересов способностей, отношений личности в
условиях организации ближайшей среды жизнедеятельности.
Создание условий для всестороннего развития учащихся.
Образ или идеал выпускника : человек высокой культуры с мозолями на руках.
Развитие практико-деятельностных навыков и творческих способностей ребёнка.
Создание сообщества детей и взрослых.
Слайд 16Ребёнок.
Воспитание – это организация жизни детей, создание развивающей среды.
Задатки творческих
способностей существуют у всех – надо лишь создать условия для
их проявления.
Развитие ребёнка происходит в процессе активной и осмысленной деятельности.
Дети общительны – надо лишь направлять эту общительность в правильное русло.
Каждый ребёнок – маленький исследователь, помогайте им задавать вопросы.
Используя воображение, дети могут создавать нечто из ничего.
Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе.
Большую роль в в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.
Ребёнок и педагог - равноправные партнёры; педагог находится не над ребёнком , а рядом с ним , не управляет , а помогает.
Слайд 17Школа.
Идея «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.
Школа для
детей, а не дети для школы.
Школа – не подготовка к
жизни, а жизнь.
Школа должна сохранить то, что есть в детях.
Школа органически связана с обществом и окружающей средой.
Изучение ребёнка как целостной личности.
Ребёнок и педагог - равноправные партнёры.
Дети влияют друг на друга сильнее, чем старшие на них.
Главная забота педагогов как воспитателей - создание дружного детского коллектива.
Авторитет старших добивается без элемента принуждения.
Дети чувствуют доверие к себе со стороны старших.
Взаимосвязь всех компонентов воспитания (умственного труда, физического труда, искусства, игры…)
Слайд 18Социум.
Принцип открытого образования.
Организация воспитательного процесса внутри школы с учётом
влияния на коллектив окружающей среды.
Педагогизация окружающей среды.
Активное участие школьного коллектива
в совершенствовании окружающей среды. «Воспитывая детей, одновременно воздействовать и на взрослое население».
Изучение и всемерное использование воспитательных возможностей среды.
Школа – на основе использования этих возможностей – становится главным организатором детской жизни как в стенах учебно-воспитательного учреждения, так и за его пределами.
Слайд 19
Школа – педагогический центр, объединяющий усилия всех общественных и семейных
коллективов, лиц и организаций.
Социальное воспитание детей происходит в той
мере, в какой, осуществляется единство педагогических действий и требований всех участников воспитательного процесса.
Слайд 20У детей, занятых в системе
дополнительного образования, формируются следующие компетенции:
Слайд 21осторожность в отношениях с окружающими
(уважение личности
другого);
эмоциональная уравновешенность;
ответственность;
организованность;
уверенность в себе;
предприимчивость.
Слайд 22Дополнительное образование – среда для формирования психологической направленности личности.
1-4 класс
– самоконтроль
5 класс – самопознание
6 класс – самовоспитание
7 класс –
самообразование
8 класс – самоутверждение
9 класс – самоопределение
10 класс – самоуправление
11 класс - самореализация
Слайд 23Модель выпускника начальной школы:
Сформирована учебная деятельность в степени, определяемой возрастом
и их индивидуальными способностями;
Уровень обученности (уровень развития общих способностей) как
минимум на уровне определяемом госстандартом и выше для детей с соотвествующими для этого данными;
Физическая и психическая выносливость к учебным нагрузкам.
Слайд 24Модель выпускника основной школы:
Сформированы общие и специальные способности, выражена доминирующая
направленность личности ученика (устойчивые мотивы), которая соотнесена с возможной сферой
человеческой деятельности;
Сформированность готовность к достоверной самопрофориентации по соответствующей группе предметов обучения в последующем;
Учебная деятельность развита до уровня, когда она трансформируется в самообучение;
Сформирована потребность в гигиене и физкультуре.
Слайд 25Модель выпускника средней школы.
Достоверная самопрофориентация и самоопределение выпускника, наличие у
него достаточной образовательной подготовки, воспитанности и других качеств, необходимых для
успешной профессиональной подготовки после школы и творческого самовыражения;
Наличие самообученности на уровне самообразования или близком к этому, достаточным для получения конкурентно способной профессии и адаптации к изменению общественной и личной жизни;
Наличие духовной жизни, допускающей достоверное самоопределение и согласие с самим собой на уровне как минимум безопасном для окружающих.