Слайд 1ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И МОСКОВСКОМ
ГОСУДАРСТВЕ (X-XVI ВВ.)
Презентацию подготовила
учитель МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М.
С. Евдокимова»
Ларионова Е.А.
Слайд 2
Воспитательные традиции Древней Руси.
Слайд 3
За длительное время своей истории славяне выработали свою практику воспитания,
создали свою культуру, которая выросла из глубин трудовой жизни народа.
Слайд 4
Труд- основа жизни славян.
Детей рано включали в трудовую
деятельность, воспитывали трудолюбие, развивали трудовые умения и навыки.
Слайд 5
Забота о здоровье и физическом развитии детей имела особое значение.
Средства
физического воспитания:
- закаливание;
- подвижные игры;
- физический труд.
Слайд 6
Исторические предания, легенды, былины воспитывали гордость за своё отечество, формировали
патриотическое сознание.
В подвигах героев подрастающее поколение находило проявление лучших духовных
качеств человека.
Слайд 7
Педагогическое наследие древних славян- устное народное творчество.
Песни
Потешки
Сказки
Загадки
Пословицы Былины
Глубочайший нравственный смысл этих произведений служит фундаментом, на котором строится эстетический мир ребенка.
Слайд 8Первые нравственные заповеди детства:
-почитание старших;
- главенствующая роль отца;
-уважение к матери;
-осознание
сыновнего долга;
-обязанность беречь достоинство;
- быть благодарным людям.
Слайд 9
Византийское влияние.
Принятие христианства.
Слайд 10
Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера ( дата
крещения Руси 988г.). Она определила нравственный характер народной жизни.
Христианская вера
сообщила религиозно-церковное направление русской жизни.
Слайд 11
Владимир Равноапостольский ставил по городам церкви и повелел отдавать детей
«на учение книгам».
Ярослав Мудрый покровительствовал учению книжному. При нём начинаются
на Руси монастыри с училищами.
Слайд 12
Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих
служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности.
Обучение
велось и в мужских, и в женских монастырях.
В монастырях получали христианское воспитание и «книжное образование» сироты и дети бедных родителей.
Слайд 13
Школы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные учреждения.
Внутреннее устройство
школ и училищ соответствовало византийским образцам, первые учителя были, по
преимуществу, греки.
Слайд 14
Дисциплина в древнерусской школе была разумная и кроткая.
Учителя назывались книжниками,
уставодержателями, учительными людьми.
Учитель был не то, что специалист по
части обучения, а близкий народу человек, влиятельное лицо, наставник.
Учебные предметы: псалтырь, церковное пение и письмо.
Слайд 15
Учебные пособия: патерики (жизнеописание разных святых); изборники; повести и
рассказы полуисторического, полусказочного содержания; хождения по святым землям; пчелы –
сборники отрывочных научных сведений, поучений, афоризмов, замечаний мудрецов и поэтов; азбуковники – род энциклопедий, лексиконов и справочных книг по всевозможным отраслям знаний.
Слайд 16
Первый педагогический памятник – «Поучение» Владимира Мономаха.
Владимир Мономах (1053-1125)
– внук Ярослава Мудрого, Великий Киевский Князь, государственный деятель, писатель
Древней Руси.
Слайд 17
Владимир Мономах в «Поучении» выделяет три идеи: отношение к Богу,
отношения между властью и её подданными , отношения человека к
самому себе и взаимоотношения между людьми.
Главное средство воспитания детей Мономах считал образование: « Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь».
Слайд 18
Мономах считал, что успех воспитания зависит от совокупности многообразных воспитательных
средств , включающих этикет, манеры и тон поведения.
Князь разработал систему
военно-физического воспитания, которая развивает волевые и нравственные качества человека.
Владимир Мономах призывал помнить, что лишь добрые дела спасут людей.
Слайд 19Развитие образования в Московском государстве.
Слайд 20
Татарское нашествие истребило первые успехи образованности и христианского общежития, повсеместно
принизило дух русских людей.
Слайд 21
В монастырях притаились остатки книжного образования и нравственных сил, которые
поддерживали в русских людях бодрость и надежду на спасение.
С XIV
в. летописцы совершенно не упоминали о школах и училищах.
Слайд 22
Русь, отрезанная татарами от Византии, а Польшей- от образованной Европы
всё больше и больше усваивала черты азиатских нравов.
Уменьшилась грамотность не
только в простом народе, но даже в духовенстве и среди князей и бояр.
В XV в. невозможно было получить образование , так как не было училищ.
Слайд 23
С XV в. в борьбе с татарами окрепла Москва и
понемногу сделалась новым средоточием политической силы.
В северо- восточной Руси начинаются
решительные попытки выйти из долгого невежественного застоя.
Слайд 24
Новгородский епископ Геннадий хлопочет об учреждении начальных училищ, чтобы обучать
священников. В 1499 г. Геннадий собирает и составляет полный список
книг Святого Писания.
Слайд 25
Максим Грек (1480-1556) исправляет испорченные безграмотными писцами богослужебные книги и
старается исправить нравы духовенства.
Князь Андрей Курбский убеждает московских бояр не
чуждаться науки и не бояться книг.
Слайд 26
Царь Иван Васильевич на Стоглавом соборе (1551) повелевает:
-по всем городам
ставить грамотных и нравственно-благонадёжных священников, у которых в домах и
завести училища, чтобы все правильные христиане отдавали им своих детей в учение;
-завести грамотных писцов, дурные списки отобрать, сверить с хорошими переводами, переписать без ошибок и разослать по всем церквам.
Слайд 27
В 1553 году, благодаря энергичному ходатайству перед царем митрополита Макария,
появляется первая типография в Москве.
Слайд 28
Одним из выдающихся произведений русской литературы XVI в., являвшегося основным
сводом нравственных норм и правил многих поколений, была «Книга, называемая
Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам», - таково полное название этого уникального труда.
Слайд 29
«Домострой» вобрал в себя многовековой уклад, традиции, опыт русской семьи,
сохранил немало ценного, практически полезного для современного человека, семьи, общества.
Слайд 30
Юго-западная Русь, составившая с Литвою Великое Княжество Литовское, опередила северо-восточную
Русь в образованности.
В связи с близостью к Польше и Европе,
юго-западная Русь легко заимствовала оттуда научное образование и европейские понятия и обычаи.
Слайд 31
С 1569 года начало решительно проявляться польское влияние – в
смысле порабощения русской народности, подчинения русского языка польскому, а православия
– католицизму.
Одиночные усилия не могли остановить поработителей. Понадобились другие средства – общественные.
Слайд 32
Церковные братства: Львовское, Киевское, Луцкое и др. стали заводить училища
(братские школы) и в них стали давать такое знание, с
помощью которого можно было подготовить надежных противников враждебной православию религии.
Слайд 33
Первое из этих училищ было основано в Остроге князем Константином
Острожским в 1580 году.
В 1580-1581 гг. в типографии при училище
была напечатана первая полная славянская Библия.
Слайд 34
В 1589 году было учреждено высшее училище «Школа эллино-славянского и
латино-польского письма» при Богоявленской церкви в Киеве. Здесь главным деятелем
был митрополит юго-западной Руси Пётр Могила. В 1631 году школа стала называться Киево-Могилянской академией, а с 1701 года – Киевской академией.