Слайд 1«ЗКР. Обучение дошкольников элементам грамоты»
Презентация
Автор: Гречиха Людмила Николаевна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 33 «Светлячок»
ст. Егорлыкская
Слайд 2Основная задача
овладение нормами и правилами родного языка.
В старшей группе
приобретение навыков звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных,
твердых и мягких согласных звуков.
.В подготовительной группе знакомство со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладение слоговым и слитным способами чтения.
Слайд 3Основные компоненты
Сформированность звуковой стороны речи
Полная сформированность фонематических процессов,;
Готовность к звукобуквенному анализу и
синтезу звукового состава речи
Знакомство детей с терминами: "звук", "слог",
"слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Слайд 4этапы
Подготовительный этап (неречевые звуки)
Основной этап.
Добуквенный период (звуки речи)
- знакомство с
гласными звуками.
- знакомство с согласными звуками.
Буквенный период (звук-буква)
-знакомство с буквами.
Слайд 5Подготовительный этап.
звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
звуки близкие
по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
узнавание и дифференциация различных
шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)
Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?":
Слайд 7
Знакомство с гласными звуками.
воздух не встречает препятствий -звук гласный (используем
карточку красного цвета).
В образовании звука участвует голос.
Слайд 8
Знакомство с гласными звуками
В русском языке 6 гласных звуков:
[а]
[о]
[у]
[э]
[ы]
[и]
А-О-У-Э -Ы-И – ЗВУКИ
ГЛАСНЫЕ МОИ.
ИХ НЕТРУДНО ПЕРЕЧЕСТЬ.
ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РОВНО ШЕСТЬ.
Слайд 10Звуков [ е, ё, ю, я ] не бывает НИКОГДА !
Для обозначения гласных звуков
на письме в русском языке 10 букв:
гласные I РЯДА
обозначают твёрдость
согласных звуков
гласные II РЯДА
обозначают мягкость
согласных звуков
а
о
у
э
ы
я
ё
ю
е
и
Слайд 11
Звуков [ е, ё, ю, я ] не бывает НИКОГДА !
ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ
гласные буквы е, ё, ю, я обозначают
два звука, если они стоят:
в начале слова (юг, яма, Емеля);
после гласных (заявка, приют, Пелагея), а могут обозначать один звук, после согласного;
после букв Ь, Ъ (вьюга, въезд).
Слайд 12Игры:
«Немые звуки»
«Фотография звука»
"Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен
быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но
не осёл):
«Разложи картинки»
Слайд 13порядок работы над гласными звуками
Выделение данного звука среди других звуков о,
ы, а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без
показа);
Выделение данного звука из ряда слогов (оп, ун, ат, ам, от, ас);
Выделение данного звука среди слов (ослик, автобус, аист, Аля, урок);
Выделение слов из текста на заданный звук. (Аля с Аликом гуляли в саду астры собирали)
Слайд 16Знакомство с согласными звуками
Согласные звуки
Мягкий звук –«ласковый», твердый –«строгий».
Для определения
звонкости и глухости согласного, используем прием с горлышком :
Если
горлышко звенит,
Значит звонкий звук бежит.
Буквы
Знакомим детей с правилом:
«Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».
Слайд 18Знакомство с согласными звуками.
Слайд 20Звуковой анализ слов
обратные слоги, имеющие значение (ом, ун, ам,
ат);
прямые слоги, также имеющие значение (мо, ну, на);
односложные слова без
стечения согласных (сок, сон, дом, сом, зуб, кот);
двусложные слова с прямыми открытыми словами (сито, ваза, дуга);
односложные со стечением согласных (стул,слон, кран);
двусложные со стечением (слово);
трёхсложные с прямыми открытыми слогами (сорока).
Слайд 21
Проводить анализ слова следует в определенной
последовательности:
1. Произнеси слово и
послушай его.
До того, как начнется вычленение звуков из слова, педагог
должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.
2. Произнеси слово по слогам.
3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его и т.д.
6. Прочитай по фишкам слово целиком.
7. Ответь на вопросы:
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько слогов?
- сколько согласных?
Слайд 23Написать букву в воздухе, на столе;
Выложить печатную букву из карандашей,
счётных палочек, шнурков, верёвочек;
Написать букву пальчиком на манке или другой
мелкой крупе;
Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,
фасоли и другие мелкие предметы;
Вырывать из бумаги образ буквы;
Получить в подарок букву;
Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
Вылепить из пластилина, теста;
Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Слайд 24Обучение грамоте проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых всеми
детьми, т.е последовательность изучения звуков и букв проходит в соответствии с формированием
звуков в онтогенезе
Слайд 25Соотнесение буквы со звуком
— сочетание из двух букв, обозначающих гласные
звуки;(АУ,ИА)
— сочетание гласного с согласным в обратном слоге;(АМ, ОП)
— сочетание
согласного с гласным в прямом слоге;(НА,ТЫ)
— односложные слова по типу СГС;(КОТ)
— двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;(МАМА, НАТАША)
— двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов; (КОШКА)
— двухсложные слова со стечением согласных;(ФАНТИК)
— трехсложные со стечением согласных; (ФАБРИКА)
— простое двусоставное предложение без предлога;( МОЙ ЗАЙКА).
— простое предложение из 3-4 слов без предлога;( ЭТО МОЙ КОТ).
— простое предложение из 3-4 слов с предлогом; (У КУСТА ЗАЙКА),
Слайд 26задания
называние слов с изучаемым звуком;
определение позиции данного звука в словах;
знакомство
с буквой посредством художественного слова;
закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания
ее из счетных палочек, веревочек, цепочек, палочек и т. п.;
печатание буквы (слогов, слов, предложений);
звукобуквенный анализ слов с выкладыванием схем и с последующей заменой фишек уже знакомыми буквами;
подбор слов к предложенным схемам с частично вписанными буквами;
упражнение на преобразование слов путем замены одной буквы;
составление и печатание слов с данным слогом;
составление и печатание слов из разрозненных слогов;
дописывание элементов букв, «зашумленные» буквы, ребусы.
Слайд 27Рекомендации по обучению грамоте детей.
1. Путь дошкольника к грамоте
лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это
перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь.
2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.
3. Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух.
4. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково - т.е. так, как звучит звук.
5. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать.
6. Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.
7. Максимальная продолжительность занятий для 6-7летних детей составляет 30-35 минут.
8. Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.
9. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.
Слайд 28Рекомендуемая литература
Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
– М.: Просвещение, 1985.
Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к
школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.
http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2011-08/1312643361_zv-linejkaprevyu.jpg
http://omel.ucoz.ru/swuk-analis/t.png
http://kokarevala.narod.ru/olderfiles/1/simvoly_zvukov.jpg
http://lusana.ru/files/1284/573/39.jpg
http://for-schoolboy.ru/media/images/Uchim-bukvyi/index_clip_image002.jpg
http://pandia.ru/text/78/386/images/image003_0.png
http://pandia.ru/text/78/386/images/image004.png