Слайд 1Тема: «Значение контроля и оценки знаний обучающихся в условиях модернизации
образования».
Доклад подготовила:
Учитель физики
МОУ СОШ №11
Михайлова Л.В.
Педагогический совет от 03.10.2011г.
Слайд 2Если мы хотим, чтобы наша страна вышла на путь цивилизованного
саморазвития, то в сфере образования должны быть гарантированы обучаемым высокий
уровень качества не только знаний, но и образования в целом. Исходя из того, что качество обучения отражает и характеризует степень соответствия того, что мы ожидаем, в сравнении с тем,
что реально имеем, встает вопрос о применении соответствующего инструментария, позволяющего учителю и ученику объективно соотнести уровень обученности с образовательным стандартом.
Слайд 3Причины, не позволяющих получать достаточно полные и точные сведения учебных
достижений учащихся:
В реальной практике обучения используется пятибалльная, а фактически
четырехбалльная шкала, не обладающая достаточной диагностической силой и не позволяющая объективно определить уровень обученности учащихся.
Учитель из-за размыточности критериев не может абстрагироваться от социальных, личностных и эмоциональных факторов, которые неизбежно сопутствуют процессу оценивания.
Существующая оценочная шкала часто приводит к «процентомании», т.к. деятельность школы часто оценивается на основе показателей успеваемости, а личностные качества школьника остаются вне зоны внимания учителя.
Современная школьная оценка бессодержательна, т.к. не отражает специфику содержания оцениваемой учебной деятельности учащихся.
При проверке знаний учитель часто довольствуется формулировкой какого-либо определения или требует написания формализованных схем, формул, конспектов, от чего у школьника укореняется представление, что он должен знать, а понимать необязательно, достаточно что-то заучить.
Слайд 4 Чаще всего контроль и оценивание достижений учащихся происходит только
по конечному результату, при этом без внимания остается деятельность учащихся,
не оценивается их уровень и динамика развития, не учитывается влияние внешних и внутренних факторов на момент оценивания.
По четырехбалльной шкале невозможно оценить развитие творческих достижений и творческих способностей учащихся.
Недостаточная эффективность существующей школьной оценки требует либо ее усовершенствования, либо проектирования новой оценочной системы.
Слайд 5Современная социально-педагогическая ситуация в образовательном пространстве средней школы высвечивает противоречия:
Между
постоянно возрастающим объемом содержания учебного материала и ограниченными возможностями учащихся
овладеть им на высшем уровне.
Между целями, например, задаваемыми системе образования для творческого саморазвития и самореализации учащихся, и традиционной «знаниецентристской» ориентацией самой образовательной системы.
между традиционной, во многом субъективной пятибалльной шкалой оценивания и весьма размытыми критериями оценивания и стремлением педагогов овладеть содержательной и объективной технологией контрольно оценочной деятельности учащихся, диагностировать реальные достижения учащихся и проводить своевременную и целенаправленную коррекцию учебной деятельности школьников.
Слайд 6Главная проблема : каковы наиболее значимые условия и критерии содержательной
оценки учебной деятельности учащихся.
Контроль учебных достижений учащихся можно рассматривать как
элемент системы управления, реализующий обратную связь в соответствующих уровнях управления (учащийся, учитель, органы управления образования). От того как будет организована эта обратная связь, насколько полученная в ходе этой связи информация достоверна, развернута и надежна, зависит и эффективность принимаемых решений.
Оценка, выставляемая учителем по результатам деятельности учащихся в ходе учебного процесса – информация, которую учитель передает учащимся и в вышестоящие органы управления. Она является необходимой составляющей учебного процесса, обеспечивающей его успешное функционирование.
Слайд 7Следует различать понятия:
измерение – это процедура сбора информации о
наличии или отсутствии какого-либо качества, а также сравнение этого качества
с некоторым эталоном на основе заранее выбранных критериев.
оценка – процесс принятия решения о результатах измерения в единстве с оценочным суждением об уровне проявления измеряемого качества.
отметка – способ фиксирования результатов измерения и оценки с тем, чтобы сообщить ее заинтересованным лицам.
Слайд 8Таким образом:
оценка – процесс, деятельность (действие) оценивания, осуществляемая человеком.
Она выражает отношения между тем, что ученик знает по данным
вопросам программы, и тем, что должен знать по этим вопросам к данному моменту обучения.
отметка – результат этого процесса, деятельности (действия), их условно-формальное отражение. Отметка не несет в себе содержание и является сугубо конкретным и субъективным актом: та или иная отметка ставится тому или иному ученику за те или иные конкретные знания к моменту проверки.
Слайд 9Необходимо взять за правило что:
при оценивании следует точно установить
перечень необходимых процедур измерения оценки.
измерение необходимо проводить в ситуации
проявления измеряемого качества.
во-первых, оценка есть процесс соотнесения результата учебной деятельности или хода самой учебной деятельности по точно установленным критериям с заранее заданными эталонами, ожидаемых результатов обучения.
Во- вторых, она есть процесс установления степени расхождения или совпадения результата учебной деятельности с заданными эталонами или уровня превосходства над ними.
в- третьих, оценка есть процесс определения того, как быть дальше: приостановить учебную деятельность, выявить ошибки, причины их возникновения, внести коррективы и.т.д.
Слайд 10Оценка может быть получена в результате измерения и вторична относительно
него.
Учителя не задумываются, что фиксируя количество верно выполненных учащимися заданий
(или ошибок) при выполнении работ тем самым проводят измерения результатов деятельности учащихся, а выставляя оценку, соотносят выявленные количественные показатели с имеющимися в их распоряжении критериями оценивания. Т.е. учителя, обладая результатами измерений, которые используют для выставления отметок, редко информируют о них остальных участников учебного процесса.
Оценка знаний имеет как числовую, так и словесную форму, что порождает дополнительную путаницу, а результаты измерений имеют только числовую форму.
Слайд 11Форма оценки – несущественная характеристика.
Суждение: «учащийся полностью усвоил пройденный учебный
материал» эквивалентно: «учащийся знает пройденный материал на отлично» или «
учащийся имеет оценку «5» за пройденный учебный материал». Оценка «5» служит для отнесения данного учащегося к определенному разряду, смысл которого можно расшифровать однозначно только с учетом принятой системы оценки.
Любая оценка предполагает прежде всего диагностику состояния оцениваемого объекта, которая нуждается в соответствующем инструментарии.
Слайд 12Оценивание педагогами, исходя из своих интуитивных представлений, носящее произвольный характер
приводит к проблемам:
Тенденциозность. Отметки зависят от отношения учителя к
ученику.
Жесткость оценки. Учителя занижают оценки. Преобладают в них негативные моменты.
Ошибка великодушия. Завышение оценок. Больше говорят о преимуществах и не говорят о недостатках.
Ошибки центральной тенденции. Педагог не решается ставить крайних отметок. Диапазон: 3-4, не используется вся шкала.
Логические ошибки. Оценивание ответа в соответствии со своей логикой.
Слайд 13 Отсроченность отметки. Выставление в дневник отсроченно, в конце недели,
через месяц. Такой подход не стимулирует ребенка к занятиям.
Объявление
оценок. Объявление отрицательных оценок перед всем классом унижает достоинство детей, формирует отрицательные отношения в классе.
Счетоводный подход. Выставление отметок в зависимости от количества выполненных заданий из заданного количества. Это приводит к игнорированию достижений относительно прежнего уровня и продвижения школьников.
Слайд 14Среднеарифметический подход. Двойка в начале четверти может существенно повлиять на
итог за четверть.
Взаимоотношения родителей и учащихся. Плохие отметки ухудшают отношения
родителей с детьми. Дети их не сообщают, стараясь избежать наказаний.
Критерии оценки. Нет однозначности, конкретности и четкости в их перечне и их использования.
Прогностические возможности. Оценивание может определить уровень усвоение материала в данный момент, но не может оценить способности учащихся. Рассогласование между отметкой в школе и успешностью карьеры человека обусловлено не несовершенством оценивания, а тем, что успешность жизнедеятельности зависит еще от многих других факторов.
Слайд 15Критерии оценивания:
Отметка должна складываться из результатов оценивания знаний, умений учащихся
по следующим критериям: объем воспроизводимого учебного материала, понимание этого материала,
старательности учеников во время работы над материалом и др.
Необходимо определить содержание обратной связи. Она должна выражаться в измерительных характеристиках, которые определяются целями обучения и воспитания.
Одним из первых критериев оценивания должен быть объем учебного материала. Это неплохо решается в тестовых опросах. Каждый балл в пятибалльной системе – 20%. «3» – 40%, «4» – 60%, «5» – 80%.
Слайд 16Есть другой подход. Зачетный тест – не менее 60% объема,
«3» – 60%-72%, «4» – 73-86%, «5» – 87-100%.
Проблема конфликта
ученика с учителем снимается, если педагог обсудит с учеником систему баллов, и они придут к согласию.
При оценивании устных опросов один из выходов – уменьшение объема минимума. Затруднительна проверка понимания. Понимание учебного материала может осуществляться на уровне слов, предложений, абзацев и текста в целом. При оценивании должна учитываться и старательность, даже если результат работы и не достиг желаемой оценки.
Слайд 17Вывод.
Таким образом, при оценивании достижений учащихся учитель должен умело пользоваться,
как минимум, четырьмя критериями: объем, понимание, старательность, оформление работы, правильность
выполнения задания входит в объем. Если задание выполнено неправильно, то нет и полного объема.
И помните, поставив оценку «2», вы прежде всего ставите ее своим способностям правильной организации учебо-познавательного процесса и знаниям возрастной психологии ваших учеников!