Разделы презентаций


О - Ё после шипящих и Ц 10 класс

Содержание

Цели урока:повторить и систематизировать правило о правописании О-Ё после шипящих и Ц;совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки обучающихся с целью подготовки к ЕГЭ.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1О – Ё после шипящих и Ц

О – Ё после шипящих и Ц

Слайд 2Цели урока:
повторить и систематизировать правило о правописании О-Ё после шипящих

и Ц;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки обучающихся с целью подготовки

к ЕГЭ.


Цели урока:повторить и систематизировать правило о правописании О-Ё после шипящих и Ц;совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки обучающихся

Слайд 3Орфоэпические нормы
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный

гласный звук?
I вариант

II вариант
1) катАлог; 1) клалА
2) нАверх; 2) бАнты
3) красИвее; 3) щАвель
4) вклЮчит. 4) врУчит

Орфоэпические нормыА1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?I вариант

Слайд 4Грамматические нормы
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
I

вариант

II вариант
1) килограмм апельсинов; 1) в шестьюстах метрах;
2) после заморозков; 2) много яблок;
3) политические лагери; 3) стакан сока;
4) в полторастах километрах. 4) согласно договору.

Грамматические нормыА3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.I вариант

Слайд 5Орфографические нормы
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная

проверяемая гласная корня?
I вариант

II вариант

1) нагр_вать, стр_мление; 1) зам…рла, соч_тающий;
2) под_рить, хв_тать; 2) д…летант, гр_фический;
3) переб_решь, к_варный; 3) ст_рона, усм…рённый;
4) об_яние, прик_снуться; 4)заг…рать, л_скающий.

Орфографические нормыА13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?I вариант

Слайд 6Словообразовательные нормы
В1. Укажите, каким способом образовано слово

I вариант

II вариант

заплыв синь
Словообразовательные нормыВ1. Укажите, каким способом образовано слово I вариант

Слайд 7Пунктуационные нормы
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,

на месте которых в предложении должны стоять запятые?
 
В этих краях

(1) нам непременно понадобится проводник (2) с помощью (3) которого (4) мы смогли бы хорошо узнать все потаённые лесные тропы.
 
1) 1, 3; 2) 2; 3) 3; 4) 2, 4.
Пунктуационные нормыА20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять

Слайд 8Проверь и поставь себе оценку.
I вариант

II вариант
А1. 3) красИвее А1. 2) бАнты
А3. 4) в полутораста А3. 1) в шестистах метрах
А 13. 2) подарить,хватать А 13.3)сторона, усмирённый
В1. бессуффиксный В1.бессуффиксный
А 20. 2)
«5» – 0 ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3 ошибки
«2» - 4 ошибки

Проверь и поставь себе оценку.I вариант

Слайд 9О – Ё после шипящих в корне слова
Есть чередование
с

Е
Нет чередования
с Е
Шёпот – шептать
Дешёвый – дешевизна
Жёлоб – желоба
Пшёнка

– пшено
Жёрнов – жернова
Печёнка – печень
Начёс – начесать
Бечёвка – бечева

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

О

ё

О – Ё после шипящих в корне словаЕсть чередованиес  ЕНет чередованияс  ЕШёпот – шептатьДешёвый –

Слайд 10Одинаково звучащие слова, образованные от глагола жечь, пишутся по-разному: в

существительных пишется О, в глаголах - Ё
Обратите внимание!

Одинаково звучащие слова, образованные от глагола жечь, пишутся по-разному: в существительных пишется О, в глаголах - ЁОбратите

Слайд 11Буквы О – Ё в суффиксах разных частей речи
В суффиксах

существительных и отымённых прилагательных,
в суффиксах наречий: под ударением –

О,
без ударения - Е
Буквы О – Ё в суффиксах разных частей речиВ суффиксах существительных и отымённых прилагательных, в суффиксах наречий:

Слайд 12Буквы О – Ё в суффиксах разных частей речи
В

суффиксах
глаголов,
отглагольных существительных ,
отглагольных прилагательных,
страдательных причастий
пишется Ё

Буквы О – Ё в суффиксах разных частей речи 	В суффиксах глаголов, отглагольных существительных ,отглагольных прилагательных, страдательных

Слайд 13Буквы О – Ё в суффиксах разных частей речи
Исключения:
1)

учёба
2) Ё в заимствованных словах с ударным суффиксом -ёр-:
дирижёр
ретушёр
стажёр
монтажёр





По аналогии
с ними
в русском
ухажёр
Буквы О – Ё в суффиксах разных частей речиИсключения: 1) учёба2) Ё в заимствованных словах с ударным

Слайд 14Буквы О – Ё в окончаниях разных частей речи
В

окончаниях существительных и прилагательных
под ударением пишется О,
без ударения

– Е,
в окончаниях глаголов - Ё

Буквы О – Ё в окончаниях разных частей речи В окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется

Слайд 15 Правописание О, Е после Ц После ц в любой

части слова под ударением – О, без ударения – Е (в

русских словах), Ë после Ц не пишется никогда. цóколь, пальтецó – зéркальце отцóв – колóдцев облицóвывать – облицевáть. Исключения: цокотýха, скéрцо, гéрцог и др.
Правописание О, Е после Ц   После ц в любой части слова под ударением

Слайд 16Вывод:
Осознанный выбор написания должен сводиться к двум действиям:

определению морфемы


и
2) принадлежности слова к части речи.
Вывод: 	Осознанный выбор написания должен сводиться к двум действиям:определению морфемы

Слайд 17 Первые пять групп: заполните таблицу словами, перечисленными ниже.
Шестая группа.

Вставьте пропущенные буквы О или Ё.
В раннее весеннее утро, когда

солнце ещ.. не горяч.. и в воздухе свеж., ребята во главе со стаж..ром провели в старом саду борьбу с листож..ром на груш..вых и алыч..вых деревьях. В камыш..вом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапч..нка, из-под пиджака выглядывает холщ..вая рубаш..нка, на шее кумач..вый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щ..тки и трещ..тки, затем угощает всех спелым крыж..вником. А ребята предлагают ему ш..коладки.

Седьмая группа. Найдите и исправьте ошибки.
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

Первые пять групп: заполните таблицу словами, перечисленными ниже.  Шестая группа. Вставьте пропущенные буквы О или

Слайд 18Проверка
Заполнить таблицу словами, перечисленными ниже.
Корч_вка, орош_нный, дириж_р, долж_к, ож_г руки,

ож_г руку, нож_вка, княж_н, беч_вка, чащ_ба, выкорч_вывать, книж_нка, печ_нка, ретуш_р,

туш_нка, холщ_вый, деш_вый, стаж_р, смеш_н, горяч_, ухаж_р, кипяч_ное, ш_пот, обж_ра, маж_рный, крыж_вник, сраж_н, ч_порный

Проверка	Заполнить таблицу словами, перечисленными ниже.Корч_вка, орош_нный, дириж_р, долж_к, ож_г руки, ож_г руку, нож_вка, княж_н, беч_вка, чащ_ба, выкорч_вывать,

Слайд 196- ая группа. Вставьте пропущенные буквы О или Ё.
В раннее

весеннее утро, когда солнце ещё не горяч и в

воздухе свеж , ребята во главе со стаж ром провели в старом саду борьбу с листож ром на груш вых и алыч вых деревьях. В камыш вом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапч нка, из-под пиджака выглядывает холщ вая рубаш нка, на шее кумач вый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щ тки и трещ тки, затем угощает всех спелым крыж вником. А ребята предлагают ему
ш коладки.

о

о

о

ё

е

о

о

о

о

о

о

ё

о

о

о

6- ая группа. Вставьте пропущенные буквы О или Ё. 		В раннее весеннее утро, когда солнце ещё не

Слайд 207-ая группа. Найдите и исправьте ошибки.
Исходный текст.

Дед рассказывает, как

поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

Исправленный текст.
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежонка и научил его танцевать. Подражая медвежонку, он выступает то в роли танцора, то дирижёра. Затем мы ставим вместо стола бочонок и садимся обедать. Из сумок достаём тушёнку, сгущёнку, пирожки с печёнкой, копчёности. Девчонки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчонок. Увлечённые обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

7-ая группа. Найдите и исправьте ошибки.  Исходный текст.

Слайд 21Работа с текстом
Берёза милое русское дерево. Это  (по)истине крестьянское дерево;  в 

нём есть всё  и  бабий деш_вый ситц_вый платок  и  побелё(н,

нн)ая  хата и  русская печ_ и  холщ_вая рубаха и даже молоко которое пьют на всей земле.  
Всматр_ваясь в берёзовый лес, вслуш_ваясь в его ш_пот вспоминаешь мозолистые крестьянские руки сноровисто делающие любую тяж_лую работу ...
А молодые берёзки тоненькие пряменькие с ш_лковыми косами как бы на ц_почках пр_поднявшиеся к весеннему куполу неба  напоминают  девичью  красоту радуют  глаз  и  душу.

Работа с текстом		Берёза милое русское дерево. Это  (по)истине крестьянское дерево;  в  нём есть всё  и  бабий деш_вый ситц_вый

Слайд 22Проверка.
Берёза - милое русское дерево. Это  поистине крестьянское дерево;  в  нём

есть всё:  и  бабий дешёвый ситцевый платок , и  побелённая  хата

, и  русская печь, и  холщовая рубаха , и даже молоко, которое пьют на всей земле.


Всматриваясь в берёзовый лес, вслушиваясь в его шёпот, вспоминаешь мозолистые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжёлую работу...

А молодые берёзки, тоненькие, пряменькие, с шёлковыми косами, как бы на цыпочках приподнявшиеся к весеннему куполу неба, напоминают  девичью  красоту .

В1. Из предложения 2 выпишите все частицы.
В3. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Проверка.		Берёза - милое русское дерево. Это  поистине крестьянское дерево;  в  нём есть всё:  и  бабий дешёвый ситцевый платок ,

Слайд 23Домашнее задание:

§ 23, 32, упр. 145 (п.),
144, 186 (с

карандашом)

Домашнее задание:§ 23, 32, упр. 145 (п.), 144, 186 (с карандашом)

Слайд 24 Рефлексия: Сможете ли вы выполнить на ЕГЭ рассмотренные на уроке задания

части А и В? + - смогу выполнить ? – сомневаюсь - не

смогу выполнить
Рефлексия:  Сможете ли вы выполнить на ЕГЭ рассмотренные на уроке задания части А и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика