Слайд 2Цели урока:
повторить и систематизировать правило о правописании О-Ё после шипящих
и Ц;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки обучающихся с целью подготовки
к ЕГЭ.
Слайд 3Орфоэпические нормы
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук?
I вариант
II вариант
1) катАлог; 1) клалА
2) нАверх; 2) бАнты
3) красИвее; 3) щАвель
4) вклЮчит. 4) врУчит
Слайд 4Грамматические нормы
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
I
вариант
II вариант
1) килограмм апельсинов; 1) в шестьюстах метрах;
2) после заморозков; 2) много яблок;
3) политические лагери; 3) стакан сока;
4) в полторастах километрах. 4) согласно договору.
Слайд 5Орфографические нормы
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная
проверяемая гласная корня?
I вариант
II вариант
1) нагр_вать, стр_мление; 1) зам…рла, соч_тающий;
2) под_рить, хв_тать; 2) д…летант, гр_фический;
3) переб_решь, к_варный; 3) ст_рона, усм…рённый;
4) об_яние, прик_снуться; 4)заг…рать, л_скающий.
Слайд 6Словообразовательные нормы
В1. Укажите, каким способом образовано слово
I вариант
II вариант
заплыв синь
Слайд 7Пунктуационные нормы
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В этих краях
(1) нам непременно понадобится проводник (2) с помощью (3) которого (4) мы смогли бы хорошо узнать все потаённые лесные тропы.
1) 1, 3; 2) 2; 3) 3; 4) 2, 4.
Слайд 8Проверь и поставь себе оценку.
I вариант
II вариант
А1. 3) красИвее А1. 2) бАнты
А3. 4) в полутораста А3. 1) в шестистах метрах
А 13. 2) подарить,хватать А 13.3)сторона, усмирённый
В1. бессуффиксный В1.бессуффиксный
А 20. 2)
«5» – 0 ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3 ошибки
«2» - 4 ошибки
Слайд 9О – Ё после шипящих в корне слова
Есть чередование
с
Е
Нет чередования
с Е
Шёпот – шептать
Дешёвый – дешевизна
Жёлоб – желоба
Пшёнка
– пшено
Жёрнов – жернова
Печёнка – печень
Начёс – начесать
Бечёвка – бечева
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.
О
ё
Слайд 10Одинаково звучащие слова, образованные от глагола жечь, пишутся по-разному: в
существительных пишется О, в глаголах - Ё
Обратите внимание!
Слайд 11Буквы О – Ё в суффиксах разных частей речи
В суффиксах
существительных и отымённых прилагательных,
в суффиксах наречий: под ударением –
О,
без ударения - Е
Слайд 12Буквы О – Ё в суффиксах разных частей речи
В
суффиксах
глаголов,
отглагольных существительных ,
отглагольных прилагательных,
страдательных причастий
пишется Ё
Слайд 13Буквы О – Ё в суффиксах разных частей речи
Исключения:
1)
учёба
2) Ё в заимствованных словах с ударным суффиксом -ёр-:
дирижёр
ретушёр
стажёр
монтажёр
По аналогии
с ними
в русском
ухажёр
Слайд 14Буквы О – Ё в окончаниях разных частей речи
В
окончаниях существительных и прилагательных
под ударением пишется О,
без ударения
– Е,
в окончаниях глаголов - Ё
Слайд 15
Правописание О, Е после Ц
После ц в любой
части слова под ударением – О,
без ударения – Е (в
русских словах),
Ë после Ц не пишется никогда.
цóколь,
пальтецó – зéркальце
отцóв – колóдцев
облицóвывать – облицевáть.
Исключения: цокотýха, скéрцо, гéрцог и др.
Слайд 16Вывод:
Осознанный выбор написания должен сводиться к двум действиям:
определению морфемы
и
2) принадлежности слова к части речи.
Слайд 17
Первые пять групп: заполните таблицу словами, перечисленными ниже.
Шестая группа.
Вставьте пропущенные буквы О или Ё.
В раннее весеннее утро, когда
солнце ещ.. не горяч.. и в воздухе свеж., ребята во главе со стаж..ром провели в старом саду борьбу с листож..ром на груш..вых и алыч..вых деревьях. В камыш..вом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапч..нка, из-под пиджака выглядывает холщ..вая рубаш..нка, на шее кумач..вый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щ..тки и трещ..тки, затем угощает всех спелым крыж..вником. А ребята предлагают ему ш..коладки.
Седьмая группа. Найдите и исправьте ошибки.
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
Слайд 18Проверка
Заполнить таблицу словами, перечисленными ниже.
Корч_вка, орош_нный, дириж_р, долж_к, ож_г руки,
ож_г руку, нож_вка, княж_н, беч_вка, чащ_ба, выкорч_вывать, книж_нка, печ_нка, ретуш_р,
туш_нка, холщ_вый, деш_вый, стаж_р, смеш_н, горяч_, ухаж_р, кипяч_ное, ш_пот, обж_ра, маж_рный, крыж_вник, сраж_н, ч_порный
Слайд 196- ая группа. Вставьте пропущенные буквы О или Ё.
В раннее
весеннее утро, когда солнце ещё не горяч и в
воздухе свеж , ребята во главе со стаж ром провели в старом саду борьбу с листож ром на груш вых и алыч вых деревьях. В камыш вом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапч нка, из-под пиджака выглядывает холщ вая рубаш нка, на шее кумач вый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щ тки и трещ тки, затем угощает всех спелым крыж вником. А ребята предлагают ему
ш коладки.
о
о
о
ё
е
о
о
о
о
о
о
ё
о
о
о
Слайд 207-ая группа. Найдите и исправьте ошибки.
Исходный текст.
Дед рассказывает, как
поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
Исправленный текст.
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежонка и научил его танцевать. Подражая медвежонку, он выступает то в роли танцора, то дирижёра. Затем мы ставим вместо стола бочонок и садимся обедать. Из сумок достаём тушёнку, сгущёнку, пирожки с печёнкой, копчёности. Девчонки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчонок. Увлечённые обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
Слайд 21Работа с текстом
Берёза милое русское дерево. Это (по)истине крестьянское дерево; в
нём есть всё и бабий деш_вый ситц_вый платок и побелё(н,
нн)ая хата и русская печ_ и холщ_вая рубаха и даже молоко которое пьют на всей земле.
Всматр_ваясь в берёзовый лес, вслуш_ваясь в его ш_пот вспоминаешь мозолистые крестьянские руки сноровисто делающие любую тяж_лую работу ...
А молодые берёзки тоненькие пряменькие с ш_лковыми косами как бы на ц_почках пр_поднявшиеся к весеннему куполу неба напоминают девичью красоту радуют глаз и душу.
Слайд 22Проверка.
Берёза - милое русское дерево. Это поистине крестьянское дерево; в нём
есть всё: и бабий дешёвый ситцевый платок , и побелённая хата
, и русская печь, и холщовая рубаха , и даже молоко, которое пьют на всей земле.
Всматриваясь в берёзовый лес, вслушиваясь в его шёпот, вспоминаешь мозолистые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжёлую работу...
А молодые берёзки, тоненькие, пряменькие, с шёлковыми косами, как бы на цыпочках приподнявшиеся к весеннему куполу неба, напоминают девичью красоту .
В1. Из предложения 2 выпишите все частицы.
В3. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Слайд 23Домашнее задание:
§ 23, 32, упр. 145 (п.),
144, 186 (с
карандашом)
Слайд 24
Рефлексия:
Сможете ли вы выполнить на ЕГЭ рассмотренные на уроке задания
части А и В?
+ - смогу выполнить
? – сомневаюсь
- не
смогу выполнить