Слайд 1Обобщение по теме
«Местоимение
как часть речи»
Слайд 2Цели урока:
1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Местоимение как
часть речи»
2. Находить местоимения в тексте, отличать от других частей
речи
3. Определять разряд
4. Правильно употреблять местоимения в речи
Слайд 3Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я
заменяю имена
Слайд 4Списать, объяснить орфограммы, найти личные местоимения, обозначить падеж и определить
синтаксическую роль в предложении
Познакомиш…ся со мной и увид…шь шар з…мной:
пок…жу тебе все страны и моря, и ок…аны. Все его люб…т, а погл…дят (на) него, так каждый морщ…тся .
Слайд 5Запишите местоимение ОН (ОНО) в нужной форме. Определите падеж
Кто с
пользой для Отечества трудит…ся, тот с _____ле…ко (не) разлучит…ся. Служи
так народу, чтобы за _____в огонь и в воду.
В…новатому кажет…ся, что все про ____ г…ворят.
Слайд 6Отгадайте загадки.
1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую
согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна?
2.Какие 3 личных
местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?
3.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам?
4.В каком местоимении 2 звука, одна буква?
Слайд 7Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.
1.Вернулся Иван-царевич домой на
коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту,
Елену Прекрасную.
2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.
Слайд 83. «Сколько ни держать при (…) , - думает царь,
- а отдавать надобно: дело неминучее!»
4.- Не за перстнем ты
здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с (…) в подземное царство.
Слайд 9 1.Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое
лень?
2.Что возвратить нельзя?
3.Кто без кисти и белил
Крыши города белил?)
4.Что копали из
земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
Слайд 10Перестройте предложения так, чтобы вопросительные местоимения стали относительными и наоборот.
Что для этого нужно сделать?
В каком году ты родился?
Сколько тебе
лет?
Какие книги тебе нравятся больше всего?
Мы вышли на поляну и увидели, что произошло в лесу.
Посмотрите, какие цветы растут на поляне.
Узнайте, кто это так звонко поет в листве дерева.
Слайд 11Спишите, объяснив орфограммы
в неопределенных местоимениях.
Подготовить (кое) что, сдружиться (с)
кем (нибудь), рассердиться из-за чего (то), решить (не) сколько примеров,
рассадить (кое) кого (кое) (с) кем, препятствовать (в) чем (либо) кому (нибудь), подыскать (не) которые статьи, присутствовать (на) каком (то) собрании.
Слайд 12Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.
Как-то
раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа
к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт
Слайд 13Выпишите только определительные местоимения
Тот, весь, такой, сам, иной, этот, столько,
свой, другой, каждый, наш
Слайд 14Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, выполните задания.
Прос…ка. Бел…зна снегов
облита солнц…м. По прос…к… (ни) кто (не) ездил и (не)
ходил.4
Поперек прос…к…на снегу парные отпечатки чьих(то)3 ног. Снег свеж?, следы (не) кажут…ся малыми.4
Кто3переб…жал прос…ку? Это была прыткая белка.
Слайд 15Домашнее задание
Подготовьте словарный диктант из слов, изученных в теме «Местоимение»