Слайд 1Обращение и знаки препинания при нем.
Урок закрепления в 8 классе
Пухальская
Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73» г. Оренбурга
Слайд 2Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими
членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах. Расставьте знаки
препинания.
Сыпь ты черемуха снегом пойте вы птахи в лесу.
Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.
Спой мне иволга песню пустынную песню жизни моей.
Плачет где-то иволга схоронясь в дупло.
Слайд 3Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими
членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.
Пока лета не
отогнали невинной радости твоей
Спи милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.
Простите мне я так люблю Татьяну милую мою.
Прощай письмо любви! Прощай: она велела...
Татьяна то вздохнет то охнет;
Письмо дрожит в ее руке.
Слайд 4Какова роль обращений в данных цитатах? Помогают ли они охарактеризовать
автора высказываний и понять его отношения с собеседником? Расставьте знаки
препинания.
– Слушайте господин из Парижа а знаете ли вы что ваши бриллианты почти что у меня в кармане!
– Ну по рукам уездный предводитель команчей!
– Вот что дорогой патрон. Вам придется побыть часок гигантом мысли и особой приближенной к императору.
Слайд 5Дополните текст к открыткам с надписями «С 8 Марта!», «С
Новым годом!» обращениями (нераспространенными и распространенными).
Слайд 6Найдите предложения, в которых есть ошибки в расстановке знаков препинания.
1)
Я бы, ангел мой, никогда бы не согласился ехать в
Персию (Ю.Тынянов)
2) Куда вы, Катенька, что с вами милая! (Ю.Тынянов)
3) Только жаль, Федя, что златые уста ложь иногда говорят (В.Дудинцев)
4) Простите меня, мои горы! (М. Цветаева)
5) Эй, малый, взгляни мне в оконце! (А.Блок)
6) Рази, меч, бей, булатный врага моего.
Слайд 7Поставьте, где нужно, запятые:
Здравствуй(1) город древней (2) русской славы
(3) здравствуй (4) город юности моей!
1)
1,3,4; 2) 3,4;
3) 1,2,3.
Ты(1) Волга (2)русская река(3) легла (4) врагу преградой.
1) 1,2,3; 2) 2,3;
3) 1,2,3,4.
Слайд 8Милый(1) вы(2)мой (3) выручайте меня!
1) 1,2,3;
2) 3; 3)
1, 3.
Как хорошо ты (1) о (2) море ночное!
1) 1; 2) 1,2;
3) 2.
Слайд 9Тест
1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).
А) Рисуй
художник вдохновенный картины родины моей.
Б) Минуй нас пуще всех печалей
и барский гнев и барская любовь.
В) Стихнут ветры перестанут бури.
Г.) Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане.
2. Найдите ошибку в оформлении обращения.
А) Цвети, Отечество святое.
Б) Ты помнишь ли былое, Неман?
В) Широко, ты степь, пораскинулось, к морю Чёрному понадвинулась.
Г) Друзья, друзья! Теснее в круг сомкнёмся!
Слайд 103. Укажите предложения с распространённым обращением (знаки препинания не расставлены).
А)
О жизнь моя как ты мне дорога!
Б) Сыпь ты черёмуха
снегом.
В) Распахни мне объятия свои густолистый развесистый лес!
Г) Мы старые друзья с тобою ветер.
Слайд 114.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
А)Друг милый! Кум! Отец! – кричит
Лиса (И.Крылов)
Б) Откуда ты, Гадкий, приплыл Утёнок? – спросил прекрасный
Лебедь.
В) Горько это, сынок, горько, когда нет у тебя отчего дома (Ю.Казаков)
Слайд 12Ссылки на источники:
http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_36/2/d-1459/img0.jpg
http://levkonoe.com/wp-content/uploads/2009/09/Черемуха-цветет.jpg
http://givotnie.com/wp-content/uploads/2011/09/ivolga_1.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/623/96623699_large_6101005.jpg
http://semyavdome.ru/wp-content/uploads/2013/12/Сергей-Филиппов-Актер.jpg
http://oxford.odessa.ua/tmp/8marta.jpg
http://noviy-god2013.ru/_pu/0/17447718.jpg
http://www.pravda.ru/image/photo/1/9/6/173196.jpeg
http://tuapse-travel.ru/photos/002.jpg