Слайд 1ЛЕКЦИЯ 1
ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ , ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ
Слайд 3
(язык, языковые единицы, фонетика, фонетические единицы, палеофонетика, лингвистика, сегментарный и
суперсегментарный уровни)
Слайд 4Из истории
Конец 18 в. Краценштейн = акустическая теория гласных
19 век
– исследования в области физиологии и анатомии звукообразования
1876 г. –
Зиверс обосновывает лингвистическое учение о звуковой стороне языка
Слайд 6Понятие теоретической фонетики
Теоретическая фонетика – наука, изучающая звуки человеческой речи,
условия их образования и их роль в оформлении и передаче
человеческой мысли. Предмет ТФ – звуковые средства языка во всех их проявлениях и их функции.
Слайд 7 аспекты теоретической фонетики :
- функциональный
-артикуляторный
-акустический
-перцептивный
Слайд 8Выделяют общую и частную фонетику
Общая изучает условия звукообразования в зависимости
от произносительного аппарата, анализирует особенности звуковых единиц. Отсюда строится универсальная
классификация звуков. Изучаются особенности слогообразования, интонации, ударения во всех языках.
Слайд 9Частная фонетика изучает все это применительно к отдельному языку.
Слайд 10Разделы фонетики
Историческая фонетика рассматривает звуковые явления языка в процессе его
развития.
Физиологическая фонетика изучает образование звуков и их акустические свойства.
Сравнительная
фонетика изучает отношение звуковых систем разных языков.
Экспериментальная фонетика исследует образование звуков лабораторным путем при помощи приборов и экспериментов
Функциональная фонетика изучает звуковую сторону языка с точки зрения функции служить человеческой речи
Слайд 11Все языковые единицы – система
Нижний уровень –фонетический
Высший семантический
Слайд 12Фонетика – наука о звуковых средствах языка или о нижайших
языковых уровнях. У фонетики особый статус. Фонетические единицы не имеют
НИКАКОГО значения: ни грамматического, ни синтаксического, ни лексического…
Слайд 13Но без них невозможна реализация других единиц более высокого уровня
Слайд 14Более того, фонетические единицы – «кирпичики» звучащей речи
Слайд 15Но и внутри «кирпичиков» есть уровни:
Сегментарный:
Фонема, слог
Суперсегментарный:
Морфема, слово, предложение, текст
Слайд 16Теоретическая фонетика изучает фонетические явления синхронно без специального внимания к
историческому развитию английского языка
Слайд 17Основная функция языковой единицы – образовывать и различать значимые единицы.
Но это правило «не работает» в фонетике. Для лингвиста-теоретика достаточно
ограничиться функциональными свойствами единиц (этот раздел называется фонологией), ему практическая фонетика м.б. лишней, а для учителя ИЯ необходимо знание и теории и практики!
Слайд 18Звуковая форма языка – важнейшая форма его существования, естественная, первичная
Слайд 19Из палеофонетики (детская фонетика) известно, что способность к членораздельной речи
развивается параллельно со способностью к мыслительной деятельности
- гласные основного
треугольника ТОЛЬКО когда
мозг практически равен
объему мозга современного
И У человека (бедный Маугли!)
Слайд 21Есть универсальные свойства звучащей речи, а есть конкретные особенности той
звуковой системы, которой пользуется человек
Слайд 22Речь – результат очень сложной серии событий:
- психологический акт
Слайд 23Доказательство – от теории органной трубы к нейрохроностической теории звука
(Пауль Юссон, 40 гг. ХХ века)
Слайд 24Физический уровень речи – движение воздуха, что создает акустический эффект
Слайд 25Речь – это акт передачи и получения информации
Слайд 26Процесс порождения-восприятия речи
Слайд 27Звучащая речь всегда имеет лингвистический смысл
Слайд 28Область фонетики, которая изучает лингвистическую функцию согласных и гласных, слоговую
структуру, ударение, темп, высоту тона, интонацию называется фонологией
Слайд 29В каждой области фонетики свои методы изучения, f.e. инструментальные машины,
механизмы, записывающие устройства, спектограф, интонограф и др.
Слайд 30Фонетисты не только описывают и классифицируют фонетические материал. Они интересуются,
каким образом звуковые явления языка функционируют в языке и какую
роль они играют в смысловом поле языка.
Слайд 31Фонетика «реализуется» в общении. Но общение всегда носит социальный характер.
Отсюда
фонетика оказалась на стыке различных наук. В последнее время доминирует
социолингвистика.
Слайд 32А еще есть психолингвистика (например, фонетика возраста).
Математическая лингвистика…
Слайд 33Экстралингвистические факторы, влияющие на звучащую речь:
- цель высказывания
-участники
-окружающая обстановка
-отношение говорящего
-форма
коммуникации
-степень формальности
-степень спонтанности
- индивидуальные особенности говорящего
- социальное происхождение
-уровень образованности
-пол
-возраст
-стиль
Слайд 34Таким образом, теоретическая фонетика ( в частности, английского языка) –
сложная, малоисследованная область знания